Каждый день через областную станцию переливания крови проходит около трёхсот доноров
Белгородская областная станция переливания крови закупила новое оборудование и пережила капитальный ремонт. Мы решили посмотреть, что собой представляет это медицинское учреждение сейчас, а заодно побывать на месте самих доноров крови - испытать на себе всё, что там с ними происходит.
Люди и роботы
- Нет-нет, станция переливания крови - это не лечебно-профилактическое учреждение, - поправляет главный врач Вячеслав Липшеев. - Это завод. Завод, на котором из «сырья» изготавливаются необходимые для спасения жизней компоненты и препараты крови. Завод с людьми и роботами: доноры сдают кровь, медицинские работники - её берут. А роботы - перерабатывают её, после чего она поступает в больницы.
С фотокорреспондентом на станцию переливания мы пришли к 11 утра. Приём доноров начинается рано - с восьми часов, а заканчивается в полдень. Но после десяти часов очередь из доноров спадает - многие хотят управиться до начала рабочего дня. Несмотря на то, что областная станция переливания в часы приёма доноров не пустует, необходимость в них никогда не снижается. Больницы должны получать кровь бесперебойно и по первому требованию.
Без сменной обуви на станцию не пустят. Я не была там с позапрошлой зимы: тогда в раздевалке донорам выдавали тапки - потёртые и безразмерные. В этот раз гардеробщица предложила бахилы.
- Сколько стоят? - спрашиваем, нащупывая в карманах мелочь.
- Бахилы - бесплатно, - отвечают.
Удивились: все привыкли в больницах покупать бахилы, и нередко по цене выше аптечной.
- Доноры приходят отдать свою кровь для других людей, как мы можем продавать им бахилы за деньги? - удивился нашему вопросу главврач Вячеслав Липшеев.
Хоть в космос
Мы надели бахилы поверх обуви и отправились к окошку регистратуры. Там сделали запись в мою карточку, переписали паспортные данные. В очередной раз убеждаюсь: хочешь почувствовать себя здоровым, заполни анкету на станции переливания кровосдачей. Операции в последние полгода? Нет, не было. Зубы не вырывали, уколов не делали. Серьёзным не болела. Алкоголь не употребляла. Самочувствие нормальное. Так подробно спрашивают, будто к полёту в космос готовят.
После регистрации - на анализ из пальца: проверка резус-фактора и на уровень гемоглобина. В очереди к окошку - с десяток человек, но движется быстро. Сажусь на стул протягиваю руку. Зажмуриваюсь - я в числе тех, кому сдавать кровь из пальца страшнее, чем из вены. Мужчины в очереди стали надо мной подшучивать.
- Ничего смешного, между прочим, мужчины больше, чем женщины, боятся сдавать кровь, - отреагировал на шутки Вячеслав Михайлович. И добавил, улыбнувшись: чем больше масса у мужчины, тем громче они падают в обморок.
Доноры засмеялись, правда, как показалось, немного нервно, и притихли. Но готовилась к неприятным ощущениям от укола напрасно: было совсем не больно. Из пальца на станции переливания забор крови делают совсем безболезненно, без острой иголки-лезвия. Вместо неё теперь используют специальные одноразовые пластиковые инструменты, больше напоминающие степлер. Чик - и даже не успела ничего почувствовать.
Время пить чай
После кровосдачи из пальца на анализ - в кабинет к трансфузиологу Светлане Журавлёвой. Там меня поставили на весы: всё в порядке, истощением, судя по всему, не страдаю. Потом измерили давление:
- Ваше давление немного повышено, волнуетесь?
- Ну совсем чуть-чуть, - отвечаю.
- Не волнуйтесь, впереди вас ждёт чай, успокоитесь немного.
И мы отправились в буфет. Самая приятная процедура на станции переливания - это чаепитие.
Буфетчица Наталья Соколова выдаёт донорам шоколад после сдачи крови. А перед ней - угощает чаем с печеньем.
- Много людей угощаются чаем?
- Много. Вчера, например, человек триста насчитала, - отвечает.
На столе - стопка из шоколадок, три из которых будут ждать меня на выходе.
- Это специальный шоколад, такой в качестве пайка дают лётчикам и подводникам, - говорит Вячеслав Владимирович. - В каждой шоколадке - по 507 килокалорий, а три шоколадки - это полноценный обед. Мы закупаем только ГОСТовский шоколад.
За столиком в буфете рядом со мной пьёт чай мужчина лет тридцати. Белгородец, зовут Владимир.
- Я сдаю кровь время от времени, а сегодня попросили помочь - родственнику нужно.
- Много раз сдавали?
- Уже раз седьмой.
- Как себя чувствуете? Волнуетесь?
- Нет, абсолютно, всё отлично. Моя жена вообще постоянно сдаёт. Она, кстати, и работает тут, на станции переливания.
Без возрастных ограничений
- Между прочим, почти все наши работники - тоже доноры, - подхватил разговор Вячеслав Владимирович.
- Вы тоже?
- Да, я почётный донор Российской Федерации. Спокойно сдаю и на тромбоконцентраты, когда приходится часа полтора лежать на кушетке. Попробовал и прямые переливания крови - из вены в вену, роженицам. Нормально переношу все виды донорства.
- Есть ли какая-то польза для организма в сдаче донорской крови?
- Я вам скажу так: сдача крови - это, несомненно, стрессовая ситуация для организма. Но регулярная кровосдача закаливает организм. Донор в случае травмы легче переживёт кровопотерю, его организм к этому адаптирован.
- А возрастные ограничения для доноров существуют?
- Я сам 1946 года рождения, а кровь до сих пор сдаю. И ничего страшного в этом нет, вот, что скажу.
Родные пол-литра
Попили чай, поговорили - пора приступать к самому главному. Переходим в отделение, где сдают донорскую кровь. В кабинете - несколько кушеток, я занимаю одну из них.
Мою руку выше локтя перетягивают жгутом, а в ладонь кладут резиновый эспандер в форме сердца. Второй раз за день зажмуриваюсь в ожидании укола: но опять почти никаких дискомфортных ощущений. Только горячо стало в руке: кровь побежала по венам в сосуд. Несколько минут покоя - и готово: мои 470 граммов крови запечатаны в пластиковом мешке, на котором наклеена этикетка с фамилией и резус-фактором.
На соседней кушетке сдаёт кровь мужчина средних лет. Знакомимся: бетонщик по профессии и донор по совместительству белгородец Николай Свинарёв. На его карточке большими буквами написано: «Почётный донор России».
- Началось всё в 1987 году, для одного человека срочно потребовалась кровь, нужно было помочь. С тех пор стал регулярно сдавать кровь.
- Сколько нужно кровосдач совершить, чтобы стать почётным донором?
- После сорока раз станете почётным, - отвечает.
Получается, если регулярно сдавать кровь, почётным донором можно стать за 7-8 лет. Подумала, что мне до этого ещё далеко.
-80 по цельсию
После того, как мою руку перебинтовали, Вячеслав Владимирович провёл для нас экскурсию по станции переливания. В соседнем кабинете на кушетках лежат люди, у них, как выясняется, берут не кровь, а плазму крови.
- Здесь, в этом аппарате, сразу происходит разделение: эритроциты аппарат вернёт донору, заберёт лишь готовую плазму, - объясняет Липшеев. - Так бы взяли 470 миллилитров крови, а здесь на аппарате минимум 600 одной только плазмы получается.
- Что это значит? - спрашиваю.
- У вас взяли кровь вместе с плазмой, - отвечает, - а потом её делить будут. В центрифугах раскрутят, эритроциты осядут, а плазма окажется наверху.
- А плазма - это что за продукт?
- Плазма - это жидкая часть крови, эритроциты - газотранспортная, они отправляют кислород по тканям. В плазме же находятся необходимые белки, вся иммунная защита. Плазма является сырьём для получения альбумина - очень ценного препарата. Сейчас цена его от 17 и выше тысяч рублей за литр. То есть один флакон - 1700 рублей. После модернизации станции жителей Белгородской области альбумином мы обеспечиваем бесплатно.
В морозильнике кровь и её компоненты замораживаются в течение часа при температуре 80 градусов. А потом поступают на хранение в холодильники. На станции работают три камеры, рассчитанные на 2,5 тонны и одна новая - на 6,5 тонны. В ней будут храниться до 24 тысяч пакетов.
- Областная станция переливания крови работает сейчас по европейским стандартам, - рассказывает главврач Вячеслав Липшеев. - Благодаря программе «Модернизация службы крови в РФ» мы получили оборудования на 170 миллионов рублей. Донорские исследования идут на высшем уровне. Совсем скоро каждый наш донор будет иметь свой индивидуальный номер. Паспорт больше не понадобится, его личность будет определяться по сетчатке глаза.
Медицинского лабораторного техника высшей категории Марию Шухрину на станции называют «повелительницей роботов». В её лаборатории находится установка иммунно-ферментного анализа, который предназначен для определения вирусных инфекций и антител. Все модули «робота» оснащены датчиками и дополнительным блоком питания. При отсутствии напряжения робот сможет автономно работать до 50 часов.
- В случае экстренной аварийной ситуации мы сможем вовремя закончить свою работу, - говорит Мария Александровна.
Чтобы ручеёк не иссяк
- В 2011 году мы получили на 2 тысячи 300 литров крови больше, чем в 2010-м, - продолжает Вячеслав Липшеев. - Плазмы при этом заготовлено 1806 литров, а в 2010-м - 1711 литров.
- В связи с чем увеличивается количество донорской крови?
- Растёт потребность в компонентах крови в лечебно-профилактических учреждениях.
- Насколько больницы Белгородской области обеспечены компонентами?
- В полной мере. Сегодня мы можем выдать 493 пакета плазмы и 115 пакетов антистафиллококковой плазмы всех групп, у нас большие запасы эритроцитарной массы.
- Почему же тогда во всех больницах требуют у людей, чьи родственники ждут операции, сдать донорскую кровь?
- Понимаете, если мы не будем планомерно работать каждый день, то этот «ручеёк» легко может иссякнуть. Благодаря тому, что в больницах просят людей сдавать кровь для своих рожениц и больных, мы застраховываемся от дефицита донорской крови. Эта система с советских времён работает без сбоев.
- И кровь этих родственников-доноров попадёт к их больным?
- Нет. Многие люди ошибочно полагают, что их кровь для своего попавшего в беду родственника или знакомого в тот же день попадёт к нему. Это совсем не так.
- А какая же попадёт?
- Объясняю. Донорская кровь находится на карантине 6 месяцев. После каждой кровосдачи мы приглашаем донора прийти через 6 месяцев на повторную сдачу крови или анализов. Проблема в том, что далеко не все приходят через 6 месяцев. Без выполнения этого требования мы ничего не сделаем, эта кровь никому не нужна.
- Получается, если донор вообще не является, его кровь уничтожается?
- Да, если он больше не явился, через три года его кровь выбрасывается.
- И много приходится выбрасывать?
- К сожалению, много.
Цена крови
- Есть вещи, которых стоит опасаться сдающему кровь?
- Нет. Всё стерильное и одноразовое, если человек боится чем-то заразиться, я заявляю: на станции переливания это невозможно. В связи с этим законодательно сейчас даже не предусматривается страхование доноров.
- А что сейчас прописано в законе для доноров?
- Вместе с требованием явиться через полгода для повторной сдачи крови или анализов, донор получает справку на два выходных дня и шоколадный паёк. Почётный донор имеет право на внеочередное лечение в государственных или муниципальных организациях здравоохранения, первоочередное приобретение по месту работы или учёбы льготных путёвок для санаторно-курортного лечения и ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время года.
- Вы осуждаете прежнюю практику платы денег за донорскую кровь?
- Однозначно. Продажа крови - не самый лучший вариант. О чём думает человек, когда сдаёт кровь? Кому-то помочь или заработать денег? Цена крови какова? Мы можем очистить свою душу только добротой. Человек должен добровольно, с любовью отдавать кровь тому, кому она поможет, кто в ней нуждается. А кто-то, кого ты никогда в жизни не видел, поможет своей кровью тебе. Именно такой подход я считаю приемлемым. О каких деньгах можно вести речь?
- В Белгородской области много стронников ваших взглядов?
- Много. Так же считают и наши медработники и доноры.
На выходе в буфете я получила свои три шоколадки. Они показались мне самыми вкусными из тех, которые удалось попробовать за всю жизнь.
- Комментировать
- 4535 просмотров
Комментарии
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 16 недель назад