ПОЧЕМУ «БЕЛГОРОДСКИЕ КУРАНТЫ» — ЧАСЫ НА СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА — ТЕПЕРЬ ПОКАЗЫВАЮТ ТОЧНОЕ ВРЕМЯ
Из года в год за несколько секунд до полуночи 31 декабря миллионы россиян, замерев, наблюдают по телевизору за неумолимым движением стрелки на кремлёвских курантах в Москве. С их первым боем в стране наступает Новый год. Можно сказать, что свои куранты есть и в Белгороде — часы на здании Белгородстата. Пожалуй, это самый известный в областном центре и расположенный в его самом сердце циферблат. Этим летом часы починили, и теперь они показывают точное время.
Трудности подвода
Здание Белгородстата «выросло» на улице Попова — через дорогу от Соборной площади — в середине 80-х годов прошлого века. А вот часовой куб на нём установили сравнительно недавно — в 2007-м. Хотя кажется, что часы на Соборной площади были всегда. Известно, что изготовили их в Казани и занималась этим часовым механизмом специализированная фирма. С тех пор по ним ориентируются и горожане, и туристы, оказывающиеся на главной площади города.
В уходящем году белгородцы заметили, что главные часы в центре Белгорода стали показывать неправильное время. Поступившую просьбу починить их озвучил в начале лета на одной из прямых линий «10 вопросов губернатору» глава региона Вячеслав Гладков. По его инициативе ремонт часов и шефство над ними поручили студентам и сотрудникам БГТУ им. В. Г. Шухова. А в середине августа белгородский губернатор рассказал на своей официальной странице в социальной сети «ВКонтакте», что часы на крыше здания Белгородстата починили.
«Надеюсь, наши главные часы больше никогда не будут опаздывать!» — отметил Гладков.
О том, как их модернизировали и почему часы теперь не опаздывают, «Белгородским известиям» рассказал руководитель управления информатизации и коммуникации технологического университета Игорь Гвоздевский.
— Каждый из нас представляет, как подвести, скажем, наручные механические часы. Но как добиться точного времени от такого большого и сложного механизма — часов в центре города? До модернизации их стрелками управляли из помещения в самом здании и процесс был автоматизирован. Если коротко, то каждый часовой механизм подчиняется единому узлу. Когда включался режим перевода, стрелки на каждом из четырёх циферблатов делали ускоренный круг. Принцип простой и отвечающий требованиям того времени, когда часы и были сконструированы, — говорит Игорь Гвоздевский.
Занимались этой работой сотрудники «Белгорблагоустройства».
— При подводе часов было необходимо, чтобы один человек был внизу, на улице, и следил за стрелками, а другой находился в самом помещении, — добавляет он. — Но время привело к деградации и износу этого механизма. Так или иначе, за 15 лет коммуникации пришли в негодность. Первым делом мы заменили их все: подвесы, лотки, проводку — непосредственно на сами механизмы и подсветку.
Точное московское
Для сотрудников и студентов БГТУ им. В. Г. Шухова подобная работа, признаёт Игорь Гвоздевский, была в новинку.
— Задействовали студентов и преподавателей различных кафедр наших институтов: технологического оборудования и машиностроения, энергетики, информационных технологий и управляющих систем. А также сотрудников управлений информатизации и коммуникации, материального обеспечения и других специалистов, — рассказывает Игорь Николаевич. — Мы посмотрели, как сейчас живёт современный часовой мир, какие аналоги подобных часов существуют.
Технологический университет провёл комплексное исследование и контрольные замеры хода часов на Соборной, занялся моделированием их механизмов и разработал дизайн-проект.
— В начале работы организовали студенческий патруль, который, пока мы изучали работу часовых механизмов и делали предварительный эскизный проект, мониторил состояние часов. Каждые три часа студенты проводили замеры их хода. Получалось, что разбежка составляла за три часа их работы пять-шесть минут. Это достаточно значимые показатели, — говорит Гвоздевский. — Мы провели кропотливую работу и благодарны сотрудникам и руководству Белгородстата за понимание. И, естественно, что на протяжении почти полутора месяцев мы занимались ручной подводкой часов.
Он отмечает: после исследования и анализа специалисты выяснили, что износ шестерней у часового механизма был незначительным. Больше в ремонте нуждался двигатель, на который подаётся импульс. За счёт него и добиваются точного хода часов.
У «шуховцев» возникло несколько вариантов, как модернизировать часовой механизм.
— Внедрить какое-то ноу-хау в текущую конфигурацию часов было невозможно. Если добавить, к примеру, контроллер и пытаться автоматически ими управлять, то с улицы за их точным ходом всё равно потребовалось бы следить, — рассказывает Гвоздевский.
Из всех решений выбрали максимально технически эффективное. Реконструировали саму часовую станцию и отдельные элементы, подобрали механизмы для автоматизации часов. После реконструкции механизм стал автоматическим: часы синхронизируются ГЛОНАСС и GPS. Точности хода они достигают незаметно для окружающих — в полночь или позднее.
— Датчик для поиска сигнала со спутника выведен на крышу. Контроллер, на который с него поступает информация, находится непосредственно в блоке управления часами и подводит их в автоматическом режиме, — говорит Игорь Николаевич. — Часы на текущий момент полностью автономны. В механизм входят блоки бесперебойного питания, которые даже при отключении электроэнергии дадут часам возможность работать.
Изнанка циферблата
При модернизации на циферблате Белгородстата заменили стрелки.
— Мы не стали пересматривать концепцию часов — это всё-таки архитектурное достояние города, и замена самого полотна влечёт за собой потерю стиля и имиджа, — рассказывает Гвоздевский. — Мы переработали только стрелки. Они стали облегчёнными за счёт материала, из которого сделаны, — композита. Благодаря этому они хорошо справляются с ветровой нагрузкой. Прежние были металлическими и недостаточно отбалансированными. Это ещё один аспект, который влияет на внутренние механизмы. Часы открытого типа испытывают огромные ветровую и снеговую нагрузки. В какой-то момент на одну из стрелок, когда мы занимались мониторингом их хода, сели птицы. Стрелка сдвинулась.
Ремонтные работы проводили постепенно.
— Сначала мы сняли стрелки на северной стороне часов. Она менее всего заметна, поскольку закрывается и близлежащими зданиями, и медицинским колледжем. А три стороны у нас были доступны всегда для мониторинга. Пока собирали статистику, мы занимались основными работами. Когда был готов первый механизм, мы как раз и запустили северную сторону. Затем занялись той стороной часов, которая смотрит на железнодорожный вокзал, — объясняет Игорь Николаевич. — Потом заменили механизм на той стороне, что выходит на Соборную площадь. Причём постарались, чтобы циферблат всегда показывал время, с этой стороны ход часов мы не останавливали. В последнюю очередь заменили механизмы со стороны, выходящей на Гражданский проспект.
— Игорь Николаевич, а вы считаете эти часы символом Белгорода?
— Думаю, да. Они уже стали символом города, визитной карточкой наряду со всеми архитектурными элементами Соборной площади, памятником князю Владимиру. Мне кажется, без часов на здании Белгородстата уже сложно представить жизнь Белгорода.
В ТЕМУ
Из «Железки» — в Белгородстат
До начала 80-х годов прошлого века на перекрёстке улицы Попова и Гражданского проспекта на месте современного здания Белгородстата стояла известная многим белгородцам «Железка» — Дом культуры железнодорожников. Двухэтажный каменный дом, настоящий памятник архитектуры провинциального зодчества, на пересечении улиц Старомосковской и Корочанской (улица Попова и Гражданский проспект соответственно) принадлежал купцу Николаю Самойлову.
Известно, что помещения в доме Самойлова сдавались внаём. Первый этаж занимали аптекарский магазин Когана, фруктовый магазин Сапунова, магазин Черкасовой. На втором этаже была фотография Борковского, в этом же здании находилась и фотография другого фотографа — Секерки. Тут же располагался клуб общественного собрания. При клубе работала библиотека, а его члены несколько раз в неделю посещали концерты и спектакли, которые проходили здесь же, в зале на 100 мест.
Летом 1917 года помещения клуба общественного собрания реквизировали. В 1918-м в здании разместилась Белгородская уездная ЧК. С начала 20 х бывший дом Самойлова отдали под Дворец труда, затем сюда переехала центральная городская библиотека. В 1925 году в доме Самойлова открыли межсоюзный рабочий клуб профинтерна. Верхний этаж здания отвели под кинотеатр, а всю клубную работу проводили в помещениях первого этажа. В 1929-м с улицы Вокзальной в здание переехал клуб железнодорожников, в котором работали драматический, физкультурный кружки, струнный оркестр и т. д. Какое-то время тут размещалась школа фабрично-заводского ученичества.
Клуб железнодорожников был одним из самых любимых и популярных у белгородцев мест. В обиходе его называли «Железка». В годы Великой Отечественной войны здание пострадало, восстановили его полностью добровольные строительные бригады. В 1954 году в нём открыли центральный междугородный пункт.
В 1982 году ДК железнодорожников снесли: областной центр интенсивно строили. Как выглядел дом купца Самойлова, теперь мы можем узнать лишь по старым фотографиям.
- Комментировать
- 848 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад