В Белгороде проведут I Международный фестиваль
современного театрального искусства
Идея «Рассвета» возникла в марте прошлого года. Тогда для обсуждения проблем любительских театральных коллективов собрались представители местной власти, руководители молодёжных независимых театров нашей области и Харькова, и депутат областной Думы - художественный руководитель Белгородской драмы Виталий Слободчук предложил организовать фестиваль негосударственных театров. И вот уже 23 и 24 марта пройдёт его первый тур - мысль претворили в жизнь. Грядущему событию посвятили брифинг, который провели в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина в минувшую пятницу.
Невидимые миру движения души
А ещё движения искусства и профессионализма. Они существуют, пусть и не всегда заметны, но без них нет развития культуры и общества. Ради этого всё. А искусство, и в частности театральное, каким бы по форме ни было, должно основываться на духовно-нравственных началах. Нам бы этого хотелось… Тезис и желание, высказанные Виталием Ивановичем, стали неким рефреном пятничной встречи, да и грядущего события в целом.
Прошлогодний «круглый стол» показал, сколько в нашей области влюблённых в театр людей, тех, кем движет это чувство и жажда созидать, включённых в театральный процесс. Первые ласточки «Рассвета» - энтузиасты, которые работают дизайнерами, менеджерами… а после трудового дня идут на репетиции в свои студии, театры. Они творят независимо, в атмосфере творческой свободы. Востребованы у зрителя. Но зачастую пребывают в стеснённых материально-технических условиях. Тогда же им пообещали - вы сможете представить свои спектакли на достойной площадке. Все выступления «Рассвета» состоятся на сцене Центра молодёжных инициатив, а лучшие из них представят осенью в рамках главного театрального форума Белгородчины - IX Всероссийского фестиваля «Актёры России - Михаилу Щепкину».
Профессионалы театрального мира будут следить за процессом, осмыслять увиденное, но не вмешиваться в него - обойдутся без назиданий и ограничений. Публичное обсуждение, разговор после непременно состоится. Все понимают - он всегда необходим, и не только любительским коллективам, ведь без этого нет дальнейшего развития. К нему подключатся театральные критики, которые прибудут из столицы, из разных уголков России.
- Наш проект уникален, ведь здесь мы связываем возможности профессионального искусства и любительское театральное творчество. Это очень важно, - считает заместитель начальника управления культуры Белгородской области Нона Андросова.
Анализ даст возможность продумать встречи, мастер-классы с профессиональными режиссёрами, актёрами. За этим - развитие театрального движения на Белгородчине.
Один из вдохновителей «Рассвета» - Алексей Райт, художественный руководитель и режиссёр Молодёжного драматического театра при Национальном университете «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого». Его авторским проектом и откроют фестиваль. Белгородские театралы могли видеть спектакль Райта «Монолог ангела или Е.Ж.», показанный на фестивале «На свет щепкинской звезды» института искусств и культуры в 2009-м. Те, кто был его свидетелем, наверняка вспомнят, какое потрясение он заставил пережить. За прошедшие годы их и без того высокий уровень возрос. И предоставленное им право выступить первыми - закономерность.
- Известный российский критик Павел Руднев написал: «Кому надо, тот работает». Меня вдохновляет, что сегодня здесь надо, чтобы такой фестиваль был, и есть люди, которые поддерживают молодёжь. Что есть диалог. Что никто не мешает творить. И это невероятное доверие и помощь. Анализировать будем потом. Я представлю проект, который не имеет никакой литературной основы и текста как такового. Вам расскажут историю о двух мирах - женщины и мужчины, существующих параллельно, и возможности их совмещения. Будет живая музыка - джаз, классика. И много смеха. И надеюсь, контакт со зрителями: они должны почувствовать, что молоды и живы, - делится Алексей Райт.
За первым этапом фестиваля последует второй, сентябрьский. Представления пройдут в районах области, а после своеобразные победители выйдут на сцену ЦМИ. Тур объединит талантливых людей, созидающих за пределами областного центра. Там также живут насыщенной культурной жизнью, а мы подчас ничего об этом не знаем. Вдуматься только: в области более 600 крупных театральных коллективов при культурно-досуговых учреждениях. В них занимаются почти 8 тысяч человек.
На Белгородчине существует ряд традиционных фестивалей: фестиваль на соискание премии имени М.С. Щепкина Центра народного творчества, «На свет щепкинской звезды» института искусств и культуры для детских и юношеских коллективов. В минувшем году прошёл фестиваль, посвящённый 150-летию П. Я. Барвинского, а в нынешнем состоится фестиваль в честь 225-летия со дня рождения М.С. Щепкина на родине выдающегося театрального деятеля - в Алексеевке. «Рассвет» займёт свою нишу в их ряду, он станет не смотром высших достижений, а позволит наблюдать и осмыслять существующий театральный процесс в системе.
Театр как форма жизни
Несколько вопросов корреспондент «Белгородских известий» адресовала Алексею Райту.
- Что такое независимый театр? Театр, созданный режиссёром, профессионалом или любителем, который не хочет зависеть от госзаказа или политики академического театра, желает экспериментировать с формой или ищет какой-то иной театральный язык, творит со своими представлениями. Правильно я понимаю? И театральная свобода для вас - это что?
- Да, правильно. Но это позиция режиссёра вообще, если он становится художником. Делать то, что хочет - то, к чему должен прийти каждый режиссёр. Я вчера говорил своим актёрам - мы должны делать то, что хотим. И всё. Это единственная возможность жить для меня. И это может происходить в стенах академического театра, если так складываются условия, или же независимого, если нет. Что касается театральной свободы… Это состояние, когда не мешают. И мы видим по зрителям, имеет ли отклик то, чем мы занимаемся.
- То есть косвенная зависимость всё же есть…
- Она будет всегда. Любой художник всегда стремится получить тот отклик от публики, который представляет себе. Режиссёр исследует какую-то тему и желает что-то понять. И тогда ожидает, что кто-то на это отреагирует. Никаких высоких материй, есть конкретные задачи, которые он перед собой ставит - зритель должен переживать, или смеяться, или задуматься…
- Ваш личный интерес и участие в «Рассвете» чем вызваны?
- Мы получили возможность сделать проект, о котором думали в течение года. В Харькове он не складывался. Речь не о материальных проблемах - нам предоставляли два зала. Дело в другом. Верю, что должна произойти какая-то случайность. Поймите правильно: я вполне материально мыслю по поводу случайностей - должно всё статься, произойти так, как ты понимаешь, что должно быть. И здесь в Белгороде всё сошлось.
- Помню ваш спектакль, который я увидела первым, «Монолог ангела или Е.Ж.»… Вы тогда только начинали. Сегодня ваш театр невероятно популярен не только в Харькове, но и за его пределами. Как всё устроилось: были вы, имевший определённое представление об этом и желание его воплотить, и собралась когорта единомышленников..?
- Это был наш третий спектакль. Я переживал период, когда открывал артистов. И появился человек, который был готов рисковать. Потому что театр - это риск. Если люди такого рода появляются, начинаю что-то делать. Мы развивались при университете, который предоставил нам площадку. И уже имеем статус профессионального.
- У вас есть образование режиссёра?
- Есть. Но не драматического театра. Актёров же ищу в соответствии с собственными ощущениями - необязательно их образование должно иметь отношение к театральной сфере.
- Хотели бы получить отдельное здание для театра как символ ещё большей обособленности?
- К этому иду, но не знаю, как ответить на этот вопрос. Потому что привязка к зданию обязывает очень многими вещами. Я ещё не настолько имею знаний в области режиссуры. Это невероятно нелёгкий путь. И мне сложно до конца назвать себя режиссёром. Так говорят, потому что мы должны как-то сообщаться друг с другом. Это какая-то запредельная профессия, даже и не профессия вовсе - определённая форма жизни.
- Вы занимаетесь исключительно театром?
- Сегодня да. В большей степени.
- Как могли бы охарактеризовать собственный театральный язык? Или пока это нечто неустойчивое? На кого вы ориентируетесь, чья эстетика вам близка? Скажем, вы много ставите по текстам известного российского режиссёра, педагога и автора Клима, озвучиваете некоторые его идеи.
- Клим очень близок, и мы с ним сотрудничаем, мне нравятся его мысли. Помимо того, меня интересуют поиски польского режиссёра, педагога, теоретика театра Ежи Гротовского, российского режиссёра Алексея Янковского. Сегодня я уже могу сказать, что для меня важно - диалог. Если интеграция меня и зрителей и зрителей и меня происходит, то он есть. И ради этого можно сделать всё. Если его нет, то и смысл отсутствует. Я не понимаю картинности в театре.
Заявки на участие в первом туре фестиваля принимаются до 20 февраля по адресу press@belduma.ru. Телефоны для справок: (4722) 32-42-40 или 8-910-324-37-05. Во втором - до 1 марта по адресу centrmolin@yandex.ru. Контактный телефон 8-919-431-97-67.
Отборочный этап второго блока фестиваля самодеятельных театральных коллектив состоится с 5 марта по 5 июля. Фиксировать деятельность в рамках фестиваля будут на интернет-ресурсе «Молодчины.рф». Вход на театральные показы и их обсуждения доступен всем желающим бесплатно.
- Комментировать
- 2276 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад