Полвека назад в Белгородскую область приехал и здесь начал трудовую деятельность Николай Алексеевич СУРКОВ. Ныне он - известный агроном, заслуженный работник сельского хозяйства, почётный работник сахарной промышленности России. «Вся моя жизнь, начиная со студенческой скамьи связана с интереснейшей и сложной в производстве культурой - сахарной свёклой», - говорит Николай Алексеевич. О прошлом, настоящем и будущем свекловодства с ним беседует журналист Полина ЛЕБЕДЕВА.
- Николай Алексеевич, давайте вернёмся в те далёкие годы, когда вы прибыли на Белгородчину. С чего начиналась биография известного сегодня свекловода?
- Началось всё на третьем курсе Харьковского сельскохозяйственного института имени Василия Докучаева в 1959 году. Тогда я вступил в научное студенческое общество - НСО, где мы занимались научно-исследовательской работой под руководством лучших преподавателей этого именитого вуза. Меня пригласил в свою группу известный учёный, профессор Георгий Васильевич Пилипец - заведующий кафедрой растениеводства. Он практиковал выезды со студентами в хозяйства, соединяя, таким образом, науку и производство. С ним я впервые побывал в колхозе «Победа» Белгородского района. Там мы изучали опыт внесения дефеката для корневых подкормок сахарной свёклы при квадратном размещении растений и влияние этого агроприёма на урожайность культуры. А в 1960 году - на базе колхоза «Родина» того же Белгородского района - изучали влияние дефеката на урожайность сахарной свёклы при его внесении под вспашку при основной обработке почвы. Именно в этих хозяйствах мне потом и довелось начинать трудовую деятельность: сначала главным агрономом, а затем и председателем колхоза.
К 1962 году у меня уже были некоторые результаты этих исследований. Я защитил дипломный проект на тему «Применение дефеката в условиях Белгородской области под сахарную свёклу при квадратном размещении растений».
- Почему - «при квадратном»?
- Да просто в те годы ещё не было ни одноростковых семян свёклы, ни современных средств защиты растений. Поэтому приходилось высевать до 32 килограммов многоростковых семян на один гектар пашни - с учётом того, что многие растения будут повреждены свекловичной блохой или долгоносиком. Это были миллионы всходов на гектар, поэтому свекловичницам приходилось затрачивать колоссальный ручной труд, чтобы получить хороший урожай. Надо было одновременно прореживать растения и бороться с вредителями. И всё это - за 12 рабочих дней! Потому что если не выдержать сроки, растения истекают, и тогда о хорошем урожае можно и не думать - в лучшем случае получишь половину возможного!
Именно для облегчения труда свекловичниц и для достижения лучших показателей урожайности и внедрялся квадратный способ обработки растений: поперёк рядов шёл трактор и вырезал часть всходов: 30 см - вырез, 15 см - «букет». Это стало основой нашей технологии в Белгородской области. Сначала мы внедряли её в тех хозяйствах, где я работал агрономом и председателем, затем в районе, где я работал начальником управления сельского хозяйства и секретарём райкома партии. А потом, когда я пришёл в область, у нас уже около семидесяти процентов площадей, отведённых под сахарную свёклу, обрабатывалось по «квадратной» технологии. Производительность труда свекловичниц при такой технологии возрастала в три раза! Потому что 75 процентов работы по обработке всходов делалось механизатором.
- А с чего началось ваше главное - свекольное, так сказать, - дело всей жизни?
- В 1962 году, окончив с отличием институт, я начал работать в колхозе «Родина» главным агрономом, куда меня пригласил замечательный человек, председатель колхоза Плотай Пётр Яковлевич. В те годы, несмотря на то, что хозяйство было небольшое, колхоз «Родина» был одним из передовых хозяйств Белгородского района. Затем через год, когда Петра Яковлевича направили поднимать отстающее хозяйство, колхозники избрали меня председателем. За время работы с ним я многому научился у этого прекрасного человека и специалиста, под его руководством отшлифовывал свои знания и практический опыт в агротехнике сахарной свёклы, которая была основной культурой, возделываемой в колхозе.
В 1965 году наше хозяйство вошло в состав колхоза имени Фрунзе, и мне довелось работать главным агрономом с Василием Яковлевичем Гориным. Это неординарная личность, масштабный руководитель, мудрый экономист. Он давал большую самостоятельность в работе, но при этом умел и спросить. Работая с ним, я также приобрёл бесценный опыт, научился масштабно мыслить. Здесь площади, отведённые под сахарную свёклу, составили уже более 1200 гектаров, и мы с успехом отрабатывали на них квадратный способ возделывания этой культуры.
В общем, считаю так: выращивание сахарной свёклы - показатель высокой культуры земледелия, так как это одно из самых сложных и требовательных к агротехнологиям растений.
- Говорят, вы не только свёклу, но и индюшат выращивали?
- В 1967 году меня направили в колхоз «Знамя» - для организации индюшиной птицефабрики. Это было крупное хозяйство - около тысячи тонн мяса, 12 тысяч гектаров земель. Здесь мы возделывали 1100 гектаров сахарной свёклы. Тогда впервые стали появляться её одноростковые семена. Но мы столкнулись с новой проблемой - несовершенством техники. Применявшиеся в то время культиваторы были малопроизводительными и плохо справлялись с предпосевной обработкой почвы. Мы с главным инженером разработали белгородский вариант бороны ВНИИСС-Р: наварили сегмент силосного комбайна на зуб тяжёлой или средней бороны.
Решение оказалось удачным - до сих пор подобные агрегаты применяются, поскольку отлично готовят почву под свёклу: так чисто удаляют все сорняки и рыхлят землю на необходимую глубину, не пересушивая её, что в результате мы получаем равномерные дружные всходы при любой погоде. Благодаря этому наше хозяйство добивалось высоких урожаев сахарной свёклы, долгое время оставаясь лидером её производства в области.
- Как отреагировало руководство области на ваши успехи?
- В 1971 году меня направили начальником управления сельского хозяйства в Губкинский район. Несмотря на то, что его природно-климатические условия благоприятны для сельскохозяйственного производства, район в то время находился на 18-м месте в области по производству растениеводческой продукции. И тому были разные причины, прежде всего, конечно, развитие промышленности - лучшие механизаторы из сёл уходили на горно-обогатительные комбинаты.
Придя туда, я, прежде всего, проанализировал структуру посевных площадей, обеспеченность хозяйств техникой и потребность в кадрах. Прояснилась полная картина происходящего, что позволило принимать правильные решения. Так, за зимний период мы подготовили всю необходимую технику, изготовили нужное количество борон ВНИИСС-Р для каждого хозяйства, подобрали и обучили механизаторов. Всерьёз занялись подготовкой специалистов среднего и высшего звена: каждый из них должен был не только спланировать свою работу, но и защитить свой проект: как и за счёт чего собирается повышать урожайность и производительность труда.
В районе были разработаны положения конкурсов «Лучший по профессии». Те, кому это звание присваивалось, получали специально изготовленный знак и 10-процентную надбавку к заработной плате. Уже на следующий год район вышел на четвёртое место. И, конечно, поднялась урожайность сахарной свёклы, а за ней - и всех остальных культур.
В 1973 году я вернулся в Белгородский район первым секретарём райкома партии. Я поддерживал всех специалистов, внедряющих и применяющих прогрессивные методы выращивания культуры, опирался на их опыт. Когда в 1978 году я уходил в облисполком, сахарную свёклу в Белгородском районе выращивали на 7100 гектарах, а её средняя урожайность составляла 328 центнеров с гектара и была одной из самых высоких в области. Это придавало уверенности и помогало внедрять передовые методы. Сколько мы провели семинаров в Новооскольском, Вейделевском и других районах по внедрению и распространению этих двух технологий! Кто из специалистов осваивал одну из них, получал значительную прибавку урожайности. Мы учились и у коллег из других регионов, ездили неоднократно к свекловодам Украины в Драбовский район Черкасской области.
Благодаря приложенным усилиям специалистов к 90-м годам область уже производила до четырёх миллионов тонн сахарной свёклы, при урожайности 270-300 центнеров с гектара. Но, к сожалению, когда в 1992-1993 годах рухнула экономика России, рухнуло, конечно, и сельское хозяйство, и свекловичное производство! В конце 90-х - начале 2000-х область производила не более 1,5 миллиона тонн сахарной свёклы.
- И что дальше?
- С приходом к руководству областью Евгения Савченко изменились подходы к сельскому хозяйству, и ситуация начала меняться в лучшую сторону: появились инвесторы, началось возрождение земледелия, в том числе и свекловодства. Хозяйства начали приобретать современную технику, качественный семенной материал, средства защиты растений. Но главное - стали привлекать квалифицированных специалистов. Благодаря этим мерам свеклосахарное производство Белгородчины возродилось, и последние пять лет наши аграрии стабильно производят около трёх миллионов тонн корней ежегодно при средней урожайности около трёхсот центнеров с гектара. Конечно, в этом большая заслуга компаний, которые занимаются выращиванием сахарной свёклы в области. А в 2011 году на Белгородчине было выращено более четырёх миллионов тонн сахарной свёклы и выработано 520 тысяч тонн сахара.
В 1996 году, когда мне предложили возглавить объединение по семеноводству, производству и переработке сахарной свёклы, я с удовольствием, несмотря на все экономические трудности, занялся вопросами сахарного производства в комплексе. Правда, тогда с семеноводством, к сожалению, у нас ничего не вышло - не было финансовой поддержки, и оно пришло в упадок не только у нас - по всей России. Сегодня, конечно, есть некоторые организации, занимающиеся производством отечественного семенного материала: селекционные станции в Льгове, Рамоне, другие какие-то семеноводческие хозяйства, но приходится констатировать, что семена импортного производства превосходят российские более чем на двадцать процентов по урожайности и валовому сбору корней. И всё же после длительного и тяжёлого спада мы смогли возродить и стабилизировать производство: на сегодня сахарной свёклой у нас занято до ста тысяч гектаров посевных площадей.
- Сахарной свёклой вы начали заниматься более полувека назад. Что изменилось с тех пор в отрасли?
- Технология выращивания сахарной свёклы очень изменилась: появились одноростковые семена, сорта и гибриды сахарной свёклы стали более высокоурожайными, устойчивыми к вредителям и болезням, на поля пришла высокопроизводительная техника, появились более совершенные средства борьбы и удобрения, удалось уйти от применения ручного труда. Сегодня в поле весь процесс - от посадки и до уборки корней - практически полностью механизирован. Мы добились того, что можем высевать заданное количество растений: есть норма высева - 100 тысяч растений на гектар пашни - вот столько и сеем, с небольшим запасом на полевую всхожесть - около 120 тысяч растений на гектар. Гранулированные семена ещё до посева защищены от болезней и вредителей и снабжены первоначальным комплексом удобрений. Конечно, затраты на выращивание сахарной свёклы также значительно возросли, но и урожайность при этом выросла во много раз, поэтому сегодня производство этой культуры высокорентабельно, а значит, выгодно хозяйствам.
Несомненно, большую роль в этом играет ценовая политика. В последние годы складывается благоприятная конъюнктура для производителей: сахарная свёкла востребована, и цены на неё держаться на хорошем уровне. А значит, хозяйства заинтересованы в расширении площадей, выделяемых под эту культуру. Поэтому в 2011 году уже 110 тысяч гектаров в области было засеяно сахарной свёклой.
- Сельское хозяйство и образование - совершенно разные сферы деятельности, но вы оказались причастным к революционным преобразованиям и в белгородских школах…
- Будучи председателем колхоза «Знамя», я познакомился с удивительным человеком - Михаилом Петровичем Щетининым. Он мечтал о школе, где дети получали бы гармоничное, всестороннее развитие. В 1974 году (тогда я уже работал первым секретарём райкома партии) мы вместе со Щетининым и Василием Яковлевичем Гориным в Бессоновке создали первую школу-комплекс. Большую часть затрат взял на себя колхоз. В 1975 году была организована Яснозоренская средняя школа-комплекс, директором которой стал Михаил Щетинин. Бюро райкома КПСС обобщило опыт этих двух учебных заведений, где сельские ребята имели возможность не только получать базовое образование, но и полноценно заниматься спортом, музыкой, пением, театральным и другими видами искусств. Вскоре все школы Белгородского района работали по программе школ-комплексов. А в 1982 году наш опыт распространился практически на всю область.
- Николай Алексеевич, итак, мы подошли ко дню сегодняшнему…
- Сегодня, работая в должности референта начальника департамента агропромышленного комплекса Белгородской области, я продолжаю заниматься вопросами свеклосахарного производства, сохранением и развитием белгородской школы выращивания сахарной свёклы. Жизнь не стоит на месте, перед нами новые задачи. В ответ на вызов природы - аномальную засуху 2010 года - в 2011 году мы начали новый масштабный проект. В соответствии с поручением губернатора создаём опытные площадки в Вейделевском, Белгородском, Яковлевском, Прохоровском и других районах по применению нулевой технологии обработки почвы в хозяйствах области. На сегодня Ивнянская зерновая компания уже имеет положительный опыт, особенно по результатам 2010-2011 засушливых лет, в применении этой технологии при выращивании кормовых культур.
Многие оппоненты этой системы земледелия утверждают, что выращивание сахарной свёклы невозможно или крайне затруднительно при «No-till». Нам предстоит проверить это на практике, наработать и распространить опыт в применении данной системы в условиях Белгородской области. Принято считать, что обязательным условием основной подготовки почвы к посеву сахарной свёклы является глубокая вспашка с оборотом пласта. Однако сегодня у нас есть положительный опыт её выращивания при обработке почвы дискаторами, без оборота пласта с последующим углублением пахотного слоя. Например, в колхозе имени Фрунзе. А в прошлом году в Ивнянской зерновой компании с площади 40 гектаров сахарной свёклы, посеянной по нулевой технологии, было получено от 560 до 620 центнеров корней с гектара.
Мы понимаем, что в свекловичном севообороте нулевую технологию не выдержать, поэтому уже второй год в агрохолдингах по ней заложены производственные опыты. Учитывая, что в юго-восточной зоне недостаток влаги, суховейные явления, было принято решение о создании экспериментальной площадки по системе «No-till» в Валуйском районе. Группой компаний «Подшипник-Маш» создано хозяйство ООО «ТКЗ «Подшипник-Маш». На площади 5600 гектаров там уже второй год успешно проводится этот опыт. Но пока это ещё новое дело для наших аграриев, поэтому впереди у нас большая, интересная и, надеюсь, плодотворная работа.
Союз производителей сахара России, оценив мою преданность на протяжении долгих лет этой культуре и успехи аграриев области в её выращивании и переработке, принял решение о награждении меня знаком «Почётный работник сахарной промышленности России». Эту награду я воспринимаю именно как оценку и признание заслуг всех производителей сахара Белгородчины и благодарен своим землякам за то, что мы последовательно и успешно делаем общее дело, обеспечивая сахарные заводы области высококачественным сырьём собственного производства. А значит, вносим весомый вклад в обеспечение продовольственной безопасности России.
- Комментировать
- 4188 просмотров
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад