Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Фольклорные экспедиции

Сохранившиеся записи традиционных крестьянских песен - бесценный клад, по которому наши потомки будут изучать исконное народное творчество

Фольклорные  экспедицииКарагодные песни «Ой, на горе лён, лён» и «Ой, по лугу да по зелёному» считают одними из лучших образцов фольклора, которые исполнялись в старину на пропое - через несколько дней после сватовства жениха и невесты. Пропой в свадебном обрядовом цикле означал бесповоротность судьбы обоих молодых - после него уже нельзя было отказываться от свадьбы и друг от друга. В этих песнях поётся о том, что нужно делать невесте в семейной жизни: «рано вставать, печку топить, князя младого Иванушку Иваныча кормить…».

В Белгородской области можно найти не так уж много пропойных песен. А вот в селе Черкасское Яковлевского района, где живут и здравствуют его старожилы, до сих пор «играют» эти песни. Кстати, народное выражение «играть песню» - означает не просто воспроизводить её поэтический и музыкальный тексты - оно показывает отношение к самому процессу пения и к песне. Это дошедшие до нас песни далёких предков - крестьян, южно-русских колонистов (земледельцев, стрельцов, пушкарей), осваивавших четыре века назад «дикое поле» и заселявших наш порубежный край.

Поём, пока живём!

В конце февраля уже в четвёртой по счёту фольклорно-этнографической экспедиции в Яковлевский район специалистам Белгородского государственного центра народного творчества удалось записать более 80 традиционных народных песен и обрядов в сёлах Кустовое, Серетино, Мощёное, Новая Глинка, Черкасское и Верхний Ольшанец. Более 30 образцов песенного фольклора - в селе Черкасское.

В этих сёлах, как и во всём нашем Белгородско-Курском регионе, издревле играют сезонные хороводные песни и водят сезонные танки и карагоды (карагод - это пляска в хороводе, движение по кругу; танок - ленточный хоровод, где тоже возможны элементы пляски), тесно связанные с праздниками народного календаря и земледельческими традициями.
Яркие, звонкие, русские напевы Веры и Марии Сальтевских и Ольги Романьковой знают все в районе, и - какое счастье - молодые односельчане воспитаны на их песнях, широких, раздольных. Народные исполнительницы - старожилы села Черкасское в третьем поколении - говорят, что песенные традиции своего края впитали с молоком матерей.

- Мы с детства поём. Раньше наш фольклорный ансамбль украшали восемь певиц, сегодня нас осталось три. Пока живём, лучшие песни мы передаём молодым, - рассказывают фольклорные певицы.

Благодаря им всё ещё живёт певческая исполнительская традиция села Черкасское.

В день приезда экспедиции хранительницы фольклора пришли в сельский клуб в старинной народной одежде, которая лежала, по их признанию, в сундуках «почти двести лет».

- В них родители когда-то в праздники выходили на луг к берегу реки и плясали, устраивали игры и забавы, - рассказывают участницы фольклорного ансамбля. - Определённому годовому празднику соответствовали определённые песни и танцы.

Одетые в праздничные домотканые льняные рубахи и косоклинные сарафаны, украшенные парчой, лентами, бархатом и красным штофом, певицы показали нам старинные «зямчужные» украшения на груди.

- Раньше мы сами ткали, пряли наряды. Если не было у девушки приданого, то её никто не хотел брать замуж, - вспоминает молодые годы Мария Евдокимовна.

- В послевоенное время, в голодовку, мой отец целый мешок нарядов отвёз на базар, а так бы сохранилось много платьев до сегодняшних дней, - рассказывает Вера Егоровна, запевала ансамбля.

- А вот так - «с подтыком» - можно было когда-то носить сарафан, - показывает Ольга Ермолаевна красиво вышитый подол рубахи, «подтыканный» спереди и сзади.

Вспомнить всё

...Спустя минуты, сельский Дом культуры наполнился волшебными звуками и выразительными мелодиями старинных песен, на несколько часов фольклорные исполнительницы перенесли нас на широкие просторы полей, лугов, к нашим трудолюбивым предкам - многочисленным потомкам славян с их сакральной любовью к родному краю, предкам, умеющим творить культуру.

Наши певицы вспомнили календарно-обрядовые, семейно-обрядовые и необрядовые песни (хороводные, плясовые, лирические и другие), которые, на первый взгляд, трудно вспомнить - обрядовые песни каждый год исчезают, а в Яковлевском районе, как отмечают специалисты, этот процесс продвинулся, и на их место пришла поздняя лирика.

- Но несмотря на то, что наиболее ценными для исследований истории развития фольклорных традиций являются более древние песни - обрядовые, - важно записывать весь фольклор, в том числе и необрядовый, и поздний, и вообще всё, что исполняют информаторы - для изучения развития и трансформации традиций района, - говорит Валентин Котеля, старший научный сотрудник Белгородского государственного центра народного творчества, исследующий фольклорные традиции белгородского края.

Чтобы вспомнить все песни, народным певцам нужны развитое ассоциативное мышление и хорошая память - не стоит забывать о том, что в далёкие времена традиционная народная культура передавалась устным путём и регулировалась обычаями и обрядами (так что обряды - это подсказки для певиц). Некоторые певуньи, бывало, два года вспоминали несколько строк из песни (к примеру, Екатерина Москвитина, старожил села Верхний Ольшанец, очень долго собирала мысленно слова лирической песни «Зелена рощица рано расцвела»). Каждый год специалисты сектора исследования традиционной культуры БГЦНТ записывают новые (для специалистов), но хорошо забытые старые образцы песенной традиции района, и каждый раз - будто в первый.

- В село Черкасское наши сотрудники ездили записывать фольклор в 1995, 1996 и 1997 годах. Как правило, мы всегда ездим в одно и то же село, - рассказывает Валентин Котеля. - И в каждой новой поездке мы всегда диву даёмся - исполнители вспоминают всё новые и новые песни (оказывается, исполнительницы в своём селе всегда передают свой дар молодым подругам), а старые песни поют по-другому. Последнее можно объяснить вариативной природой фольклора. По истечении нескольких лет, когда люди старшего поколения уходят из жизни, то кажется, будто фольклора в селе уже не осталось, поскольку исчезли его носители. Однако фольклористы, возвращаясь в это село, снова записывают фольклор от людей старшего поколения - тех самых, что раньше были молодыми и «не знали» фольклора.
В фольклорных экспедициях, ведущих свою родословную на Белгородчине с 1958 года (ещё со времён музыковедов-фольклористов Анны Рудневой и Вячеслава Щурова), специалисты БГЦНТ научили народных исполнителей вспоминать старинные тексты, песни, обряды. Главное - связать их воспоминания с обрядовой, земледельческой культурой, народными праздниками да и просто с событиями их личной жизни.

С певицами из села Черкасское мы окунулись в многообразный мир музыки и записали несколько десятков народных песен с главными героями Митрофанушкой, Николаюшкой, Иванушкой и другими; увидели в их исполнении народную хореографию, традиционную для этого края. Каждая из старожилок помнит, как в Масленицу родители собирались в танки и пели хороводную песню «Ой, вутка ты, да вутушка». А зимой, в Святки, выходили на улицу и пели святочную карагодную песню «А за речкою солдат». Когда снег выпадал, то все шли на улицу и пели протяжную «Да выпадала белая пороша».

- Но эту песню больше мужики играли, - подсказывает Вера Егоровна. - Нас же, девок, как зазывали - в окно бросят снежок, да на кровать упадёт комок, - так и выкликали на улицу.

- Протяжную «Ой, зашло солнушко» и карагодную «Ой, куделя-куделичка моя» пели в любое время года, сидя на завалинках или пускаясь в пляс, - рассказывали и пели исполнительницы, изредка делая шаги с прибивом в лад песне.

- Танки водили весной и летом, - попутно увлекали рассказом певуньи в мир народного танца и на наших глазах импровизировали, выделывали ногами разные рисунки, - движение в этом танце всегда напоминает плетень. А карагоды плясали по кругу под песню.

«Жизненные» песни

Казалось, нет конца и края свадебным песням, которые хорошо помнят мастера народного пения.

- Раньше всегда пели, бесконечно, каждый день, - рассказывают исполнительницы.

Местный свадебный песенный репертуар, как оказалось, очень богат - мы услышали яркие и самобытные величальные, плясовые, повивальные, корильные песни. Слушая их, мы представляли себе маленькие обрядовые спектакли: сватовство, пропой, смотрины, свадебная неделя, выкуп постели, девичник, первый, второй, третий день свадьбы и обнедельки (через неделю близкие родственники жениха и невесты приходили в дом к молодожёнам и за столом пели им величальные песни).

- «Ой, верба моя вербица» - пели, когда шли за женихом и везли к невесте, - рассказывают местные певицы. - Когда жених приезжал за невестой и стоял в дверях, то пели «Как у ласкова тестя». Когда жених с дружкой (это друг жениха, который торгуется за невесту от его имени и активно участвует в обряде) выкупали невесту, то все пели «Ой, боры мои борами», сходились в хоровод и притоптывали. Когда жениха впускали в хату, а дружка выкупал косу невесты, то её подруги пели свадебную корильную «А табе, дружилушка». А песней «Прилетела серая гусынька» встречали невесту в доме жениха. На свадьбе всё время пели, но больше, конечно, на княжон - в первый день свадьбы, после того как невесту повивали.

- Песни все жизненные, - говорит Ольга Ермолаевна. - Одну песню петь - ей конца нет!
- Рассказать песню от начала до конца - и дня не хватит, - продолжила Вера Егоровна, и все в три голоса запели очень красивую, лирическую, протяжную песню «Летел ворон через сад зелёный» и напоследок «жигалики (танцы) добили до конца», сомкнувшись в карагоде.

Сколько жизни в этих старинных песнях и в тех, кто сегодня их исполняет, чьи щёки покрыты румянцем и глаза полны блеска! В ту минуту казалось, будто границы народного творчества бесконечны. А фольклорно-этнографическая экспедиция - сиюминутное драматическое действо, где исполнительницы песенного фольклора - артисты, а его собиратели - зрители. Перед глазами то и дело оживала сказка с красными девицами, бесконечно поющими «Лёли, лёли, лёлюшки» - «лелёшные» песни, или по-другому «лёлюшки» (говорят, Лель - бог жизни, которого почитали наши предки во время обрядовых действ). Сказку показывали, рассказывали, или по-старинному - «баяли», да песни играли простые бабушки, почитающие традиции предков, широкая русская душа.

Культурное наследие

…Записанные образцы фольклора в уже более чем четырёхсотой фольклорно-этнографической экспедиции, по традиции, опубликуют в очередном выпуске «Экспедиционной тетради» - сборнике научных статей и фольклорных материалов с анализом традиционной культуры района Белгородской области, который содержит расшифровки лучших образцов фольклора. Первая «Экспедиционная тетрадь» появилась в 1997 году - набранный на печатной машинке сборник был посвящён женскому головному убору «Сорока» (составитель - старший научный сотрудник Елена Кротова). Сегодня в области уже около 30 экспедиционных тетрадей, некоторые переизданы и дополнены новыми исследованиями.

Но прежде образцы традиционной культуры - по-научному «объекты нематериального культурного наследия» - должны пройти обработку, письменную расшифровку, каталогизацию, классификацию и оцифровку, на что у специалистов уходит очень много времени. Сегодня на полках белгородских фольклористов-этнографов - около десяти тысяч образцов фольклора, которые давно обработаны, а некоторые - опубликованы в научно-методических и репертуарных сборниках. И каждая новая экспедиция в районы обнаруживает новые образцы. Так что процесс этот вечный - продлится ровно столько, сколько проживёт фольклор (народная мудрость), но последний, по уверению этнографов, бессмертен.

Казалось бы, кропотливую и трудоёмкую работу фольклориста мог бы сделать компьютер - так давно и далеко шагнула цивилизация, - но это невозможно.

- Фольклорную песню невозможно расшифровать с помощью какого-либо устройства, - рассказывает о проблемах обработки образцов фольклора Валентин Анатольевич. - Очень трудно восстановить, опознать, определить лад в песне. Другая особенность расшифровки в том, что в текстах народных песен много диалектных слов. И в экспедициях всегда важно узнать их значение.

Специалисты по фольклору БГЦНТ расшифровывают (нотируют) далеко не все записанные образцы, а только те песни, которые отобраны для издаваемых книг и сборников, - лучшие образцы фольклора.

Каждая запись, по словам исследователей, - это документ эпохи.
- Зафиксированный образец фольклора уже принадлежит истории, и по нему будут судить о состоянии традиций в наше время, - говорит Валентин Котеля. - Надо подчеркнуть, что ценностью для науки обладает каждый зафиксированный образец фольклора - даже неполный вариант песни, пробы запевов, ошибочные куплеты (строфы), попытки вспомнить текст или напев. По ним исследователи будущего смогут восстановить процесс исполнения, вспоминания, формирования вариантов песни, формообразования. Когда исчезнут последние проявления традиционного крестьянского фольклора, уйдут его носители, специалисты будут изучать культуру прошлых эпох только по сохранившимся записям, которые станут поистине бесценными. Тогда каждая запись будет иметь исключительное научное значение, даже если это всего лишь некоторые комментарии исполнителей, на наш взгляд малозначительные.

Абсолютное большинство зафиксированных образцов фольклора, хранящихся в БГЦНТ, в настоящее время оцифровано, каталогизировано и внесено в электронную базу данных. Кроме того, они отражены в Едином реестре нематериального культурного наследия Белгородской области, созданном в 2010 году. Примечательно, что на всероссийском уровне подобное издание (только в электронном виде) - Единый реестр объектов нематериального культурного наследия (ЕРОНКН), или как его ещё обозначают - Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия (ЭРОНКН), - появилось позже, так что в этом смысле Белгородская область - первая в России. Поэтому Государственный Российский Дом народного творчества рекомендует многим регионам РФ обратить внимание на положительный и передовой опыт нашей области.

- Это первое в нашем регионе издание, где в виде таблицы отражены данные о зафиксированных образцах фольклора Белгородчины, - рассказывает составитель регионального Каталога Валентин Котеля. - Издание содержит всю основную информацию об имеющихся в записи образцах фольклора, хранящихся не только в Белгородском государственном центре народного творчества, но и в учреждениях культуры и образования Белгородской области, в задачи которых входит запись, систематизация, хранение, изучение фольклора.

Исследование традиционной народной культуры нашей области продолжается. Уже скоро, в мае, планируется фольклорно-этнографическая экспедиция в сёла Ракитянского района.

 

Анна ВОРОБЬЁВА.
Фото из архива БГЦНТ

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина