Штрихи к портрету директора сельской школы Василия Савельевича Подерягина. На Белгородчине немало выдающихся педагогов. И я горжусь, что знаком с одним из них. Это директор Шелаевской средней общеобразовательной школы в Валуйском районе Василий Савельевич Подерягин - народный учитель СССР, заслуженный работник культуры РСФСР, отличник народного просвещения, лауреат премии им.Н.К.Крупской. А коллектив, возглавляемый им, завоевал столько всевозможных почётных наград, что за раз и не перечислить. Недавно довелось побывать в Шелаево (древнем селе, просторно раскинувшемся на берегу реки Оскол) в гостях у Василия Савельевича. Посетил школу, побеседовал с ним и его коллегами. И эти заметки - попытка понять основополагающие принципы педагогической системы, которую я условно назвал «школа Подерягина».
Картинки из детства
Наша память избирательна: высвечивает лишь самые яркие воспоминания далёкого детства - отдельные картинки…
- 5 марта 1953-го умер Сталин. Мама и папа плачут, и я рыдаю, но не от горя - мне их очень жалко и страшно почему-то: отец никогда до этого не плакал, - вспоминает Василий Савельевич.
Ещё одна картинка: апрель 54-го, Оскол вышел из берегов и залил Шелаево. В хаты, расположенные в низине, можно было вплывать на лодке, соседский дед Ефрем руками поймал в доме щуку. Вода размыла сараи, унесла шпалы, приготовленные для ремонта. Скотину пришлось перегнать в соседнее село, что на пригорке…
Первый день в школе, тоже 53-й год. Пришёл мальчонка в школу босой, ни учебников, ни ручки, тетрадку сам сшил из мешков из-под цемента. Пару дней походил и выяснилось, что ему ещё нет семи лет - пришлось год ждать. Обида…
Вообще Подерягины хоть и не сельские богатеи, но крепкий крестьянский род. Деда Якова Фомича звали в Шелаево «механиком» - мастер был на все руки, знал и кузнечное дело, и бондарное. А в семье 17 детей, в том числе и Савел Яковлевич - будущий отец нашего героя. Он со временем станет железнодорожником, оттого и на фронт его не возьмут - по броне. Мать будущего знаменитого на всю страну педагога, директора школы была колхозницей и вовсе неграмотной. Зато чудно пела, была участницей самобытного народного хора, выступавшего даже перед профессурой Гнесинского училища в Москве.
От неё, похоже, и детям передалась тяга к музыке (в семье было пятеро детей, но старшая дочь Нюра умерла в 33-м от голода). А Василий, можно сказать, с детства играет на баяне, домре-контрабасе, поёт, танцует.
Вообще в классе он был из тех, кого называют неформальным лидером. Не было кружка в школе, в котором бы Василий не участвовал. О музыке, пении, хореографии я уже упоминал, но помимо того ребята неизменно выбирали его капитаном футбольной, волейбольной, баскетбольной команд. И это были отнюдь не «дворовые игры», где роль футбольных ворот выполняли два портфеля. Вместе с несколькими друзьями Василий был принят в состав сборной области по баскетболу - у него первый взрослый разряд…
А ещё была первая детская любовь, которая потом переросла в юношескую. Гале Соколовой (из семьи учителей) он поклялся в вечной любви на детском сеансе кинофильма «Васёк Трубачёв и его товарищи» и слово своё сдержал: они сорок четыре года вместе. В Шелаевской средней школе заслуженный учитель России Галина Леонтьевна Соколова преподаёт русский язык и литературу. И чтобы закончить разговор о «семейственности», добавлю: старший их сын Юрий работает в этой же школе - преподаёт обществознание и экономику и руководит ученической производственной бригадой. А внук Максим учится в БелГУ (есть ещё внучка - семиклассница Юленька). Вот такая династия учителей.
И ещё один штрих к биографии: все его коллеги, с кем мне довелось говорить, любят своего директора. «Золотой человек» - назвала его бывшая ученица, а сейчас работник школы. Но я понял - характер у Подерягина не сахар. Он из той породы правдолюбов, которые стоят за истину до последнего. Он на всю жизнь запомнил упрёк, брошенный ему, тогда пацану, одной из учительниц, видимо уставшей от детского максимализма: «Ты, Подерягин, слишком много правды хочешь - ох, и трудно тебе придётся в жизни».
Выбор цели
Василий Савельевич любит повторять, что ему очень повезло с учителями. Повезло с первой учительницей Клавдией Александровной Ерохиной, которая в голодные послевоенные годы подкармливала своих учеников: с зарплаты покупала печенье и делила на весь класс, приносила яблоки из своего сада.
Когда Подерягин ярко, горячо рассказывал о старом директоре их школы Василии Андреевиче Попове, я словно воочию видел этого человека: высокий, подтянутый, красивый, офицер-фронтовик. Всегда в гуще ребят: капитан школьной футбольной и баскетбольной команд. Прекрасный преподаватель истории…
Минутку, кого же мне напомнил тот директор-фронтовик, учитель истории из тех давних 50-х? Ну, конечно же, в моём собеседнике проступают духовные черты его учителя. В сердце каждого из нас есть свой идеал, который светит нам как далёкая звезда. Ученик никогда не забывал своего учителя и нашёл его много лет спустя. Василий Андреевич Попов живёт в Наумовке. Подерягин и сегодня переписывается с ним…
Закончив школу с серебряной медалью, Василий решил стать учителем и подал документы на физмат Белгородского пединститута. Вместе с ним поступал только что уволившийся в запас солдат. Понятно, тот после службы в армии порядком подзабыл школьную премудрость. Ох, уж эти борцы с несправедливостью: абитуриент Подерягин решил «дембелю» все задачи, в результате солдат поступил, а Василий нет…
Вернулся в Шелаево.
- Говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. В тот год школа осталась без учителя пения, и тогдашний директор пригласил меня как баяниста, да и вообще человека с музыкальными способностями. Так что после выпускного класса я расстался с родной школой ровно на летние каникулы. Как пришёл в 1954 году в первый класс, так и не уходил больше отсюда, я вечный раб школы, - смеётся Василий Савельевич. - Весной следующего года поступил на заочное отделение истфака Воронежского пединститута. Учился и продолжал работать.
Подерягин сначала вёл пение в первом классе, потом физкультуру, позже немецкий, географию и историю в местной вечерней школе. А когда в 69-м умер его тесть Леонид Иванович Соколов - учитель истории в дневной школе, молодому преподавателю предложили это место. Причём одновременно он заведовал вечерней школой.
В те годы Минобразованием был взят курс на создание учебных «предметных» кабинетов. В ходе смотра-конкурса кабинет истории Шелаевской средней школы занял первое место по Валуйскому району. Здесь неизменно царит безукоризненный порядок, и он полностью укомплектован необходимыми пособиями и оборудованием. Подерягина во время летних каникул пригласили в областной институт усовершенствования учителей прочитать цикл лекций по методике преподавания истории и организации кабинетной системы. Вся область изучала его опыт.
Мы вместе дойдём до истины
Надо сказать, в 60-е годы в системе образования активно внедрялись новые методики, в том числе так называемая «педагогика сотрудничества». Не надо год за годом вбивать детям в головы неизменный набор истин. На уроке они должны спорить, рассуждать, открыто высказывать свои мысли.
- Мне нравится, когда ребёнок высказывает собственное мнение, пусть даже ошибочное. Мой девиз: пусть дети говорят - мы вместе дойдём до истины, - убеждён Подерягин.
О методике Подерягина заговорили в области. И в 1980 году ему предложили стать директором Уразовской средней школы.
- Зачем же мне чужая школа, - возражаю, - когда и наша недавно осталась без директора, а я живу на школьном дворе. В смысле дом мой стоял рядом со старой школой. И вот в 33 года меня назначают директором Шелаевской средней школы. И, похоже, я получил это звание пожизненно.
Воистину, он всегда живёт на «школьном дворе» - интересами, заботами своей замечательной школы. А она действительно прекрасна: в 1972-м просторное двухэтажное здание со столовой, стадионом, спортзалом построил на свои средства местный колхоз «Красный путиловец», возглавляемый Виктором Васильевичем Булыгиным - они с директором школы стали друзьями на всю жизнь. Подерягин вместе со своими учениками-старшеклассниками помогал в строительстве нового здания.
И, откровенно говоря, большего патриота своей школы, родного села, чем Подерягин, я не встречал.
Он посвятил им книгу «Сказание о земле родной, школе и судьбе одной», написал гимн села Шелаева.
Работать в школе ему по-настоящему интересно. Тогда в стране только-только стали создаваться школы-комплексы. Идея - давать детям образование на основе трудового, духовно-нравственного и патриотического воспитания (подчёркиваю - в сельской местности).
- Конечно, нас не могло не беспокоить развитие сельских школьников, у которых, в отличие от городских ребят, нет поблизости музыкальной, хореографической, художественной школ, музеев, театров. А чем, простите, наши хуже? Тогда-то и было решено создать условия для максимальной самореализации личности в сельской школе.
Первую в области школу-комплекс создал в Ясных Зорях Белгородского района знаменитый на всю страну педагог Михаил Петрович Щетинин. Вторая появилась в Бессоновке под патронатом Василия Яковлевича Горина, третья - в Шелаево. Под крышей обычной десятилетки разместились филиалы районной музыкальной, спортивной, школы искусств, центр туризма, кружки районного Дома пионеров, станции юных натуралистов и юных техников, - короче, все спортивно-творческие объединения, предназначенные для всестороннего развития ребёнка.
Достижения Шелаевской школы-комплекса были высоко оценены специалистами даже за пределами области, она вошла в научно-практическое педагогическое объединение «Белогорье» и стала сотрудничать с НИИ общих проблем воспитания академии наук СССР. А Подерягину на протяжении пяти лет довелось совмещать свою работу директора сельской школы с обязанностями научного сотрудника академии. В его задачу входило обобщить и распространить передовой опыт белгородских (и Шелаевской в первую очередь) школ-комплексов на всю страну.
- А к тому времени практически все сельские школы Белгородчины (более 250) превратились в комплексы. И какой результат, вы спрашиваете? Наши дети стали поступать в самые престижные вузы страны, в том числе и столичные, при этом не только не уступая городским ребятам, но порой и превосходя их. Потому что у сельских больше трудолюбия, плюс рабочая закалка, полученная в ученических производственных бригадах. Но об этом особый разговор.
Рабочая педагогика
Триумфальное шествие ученических производственных бригад по стране началось в 1954 году на Ставропольщине. В прошлом году это движение отметило своё 55-летие. Шелаевская бригада отмечает юбилей в этом году, она была создана первой в тогда Уразовском районе, и, к сожалению, лишь одна из немногих сохранилась сегодня у нас на Белгородчине. При том что губернатор области Е.С.Савченко всецело поддерживает эти учебно-производственные объединения, готовившие будущих сельских специалистов.
Как правило, во главе этих школьных бригад стояли старшеклассники из числа самых боевых, толковых ребят. Василий Подерягин тоже возглавлял такую бригаду (со дня основания он - третий бригадир).
Но с тех пор немало, как говорится, утекло воды в реке Оскол, к концу 80-х годов ситуация в агропромышленном комплексе во многом изменилась, в село пришёл рынок.
- Председателем колхоза «Красный путиловец» стал мой бывший ученик Вячеслав Михайлович Перов. Прежде мы его учили школьным премудростям, теперь он нас - работать на земле. Подбадривал, успокаивал на первых порах, а главное, учил терпению в работе колхозного овощевода, механизатора. Рискнул ради эксперимента выделить нам два участка земли, в разных местах, зато вблизи реки, чтобы в жаркий полдень ребятишки могли искупаться. Дал семенной фонд, минимум техники и - с Богом!
Одно условие поставил директор школы: бригада действует самостоятельно, колхоз в её работу не вмешивается. На пробу стали выращивать кормовую свёклу и кабачки. Первый урожай ошеломил даже видавшего виды председателя колхоза и его агрономов: школьники получили по 650 центнеров с гектара кормовой свёклы и по 800 центнеров кабачков.
Кабачок - с доброго поросёнка, до пуда весом. Председатель дал транспорт, урожай вывезли на фермы кормить скот, и заплатил всё, как положено.
После этого колхоз со школьной бригадой заключил официальный договор: два участка закрепляются за школой постоянно, ребятам выделяют первоначальный капитал, ГСМ, а они поставляют овощи для колхозной столовой.
Ученическая производственная бригада стала зарабатывать деньги, у неё появился свой счёт в банке. Закупили технику: три трактора, две сеялки, два плуга, культиватор, три прицепные тележки, полный набор сельхозинвентаря.
И по сей день шелаевская школьная бригада - самофинансируемая организация. Благодаря ей школа может проводить различные мероприятия, экскурсии, походы, закупать спортивное оборудование и костюмы для хореографической студии и даже делать косметический ремонт здания, ни у кого не выпрашивая денег.
Главное, ученическая производственная бригада даёт ребятам массовые сельскохозяйственные профессии: трактористов и водителей (прежде - ещё доярок и овощеводов). Не случайно десять лет подряд Шелаевская школа была филиалом Борчанского профессионального училища, и выпускники школы получали плюс к аттестату диплом о начальном профессиональном образовании.
К сожалению, в нынешней экономической ситуации всё усложнилось. Вопрос номер один - куда девать выращенную продукцию? Валуйский консервный комбинат прекратил переработку овощей, везти продукцию в Бирюч - овчинка выделки не стоит. Приходится чутко улавливать конъюнктуру рынка, выращивая на своих 26 гектарах то помидоры, то капусту, то картофель. В последнее время перешли на технические культуры: сахарную свёклу, пшеницу, подсолнечник, а также ячмень - это сегодня имеет сбыт и даёт доход…
Шелаевская ученическая производственная бригада неоднократно становилась победителем областных и республиканских смотров. В минувшем году заняла третье место среди сельских школ России.
Социокультурный комплекс
Шелаевская школа открыта до девяти вечера, а порой и позже. И здесь всегда людно, жизнь в этих коридорах, кабинетах, спортзале не затихает ни на минуту.
- Только так и должно быть, - говорит мой собеседник, - ведь какие задачи у сельской школы? Лично я бы выделил четыре. Задача номер один - развитие здорового ребёнка с помощью физкультурно-оздоровительной работы. Далее, воспитание через учебный процесс, имеется в виду непрерывное развитие детей с помощью образования. В-третьих, развитие их через физический и интеллектуальный труд, в котором я вижу духовно-нравственное начало (у нас и старики до последних дней возятся у себя на огороде, и не потому, что в семье нет молодых - просто люди иначе не мыслят своей жизни). И дети благодаря этому воспитанию трудом ощущают себя хозяевами своей земли, хозяевами жизни. Последнее звено этой единой цепочки - творчество ребёнка, воспитание его с помощью уроков пения, рисования, кружков по интересам, музыкальной и хореографической студии. И мы, учителя, стараемся все эти составляющие воспитательного процесса развивать и поддерживать, чтобы школу нашу заканчивал хороший человек, патриот своей родины, своего края.
В вестибюле школы выставлено до сотни спортивных кубков, завоёванных школьниками во всевозможных состязаниях районного и областного уровней. Шелаево всегда славилось спортивными достижениями. И чтобы не нарушать эти замечательные традиции, школа сегодня, по словам Василия Савельевича, «держит» весь спорт в селе. Здесь есть даже свой инструктор по спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися, населением. Он организует соревнования, ведёт футбольную, волейбольную, баскетбольную секции. В селе популярны едва ли не все основные виды спорта: от игровых, военно-прикладных и до настольных шахмат-шашек. При школе действует стадион, отличный спортивный зал, есть четыре теннисных стола. Здесь проходят соревнования не только местного, но и районного уровня…
Спортсмены тренируются, участники художественной самодеятельности заняты на репетициях, готовят и проводят тематические вечера, творческие фестивали. Причём вместе с детьми зачастую приходят и их родители.
- И это замечательно: ребята берут пример со своих пап и мам, а те видят, чем занимаются их чада.
По сути Шелаевская школа-комплекс прошлого преобразована в социокультурный комплекс (хотел бы добавить слово «будущего», поскольку подобных примеров ещё мало в сельской местности). Здесь, в селе, чётко видно единство действий педагогического коллектива школы, трёх детских садов и Дома культуры, плюс уже упомянутые внешнешкольные учреждения (типа школы искусств). Социокультурный комплекс Шелаево тесно сотрудничает со своими постоянными партнёрами: Валуйским колледжем, Белгородским институтом повышения квалификации и БелГУ - проводят совместные конференции, методические занятия…
Конечно, педагогический коллектив гордится, что их школа неоднократно выходила победителем областного конкурса «Школа года», а Василий Савельевич в 2010 году стал лауреатом первого областного конкурса «Директор года». Коллектив дважды становился лауреатом международного конкурса им.А.С.Макаренко - учебных центров с системой трудового обучения. В прошлом году заняли первое место в областном конкурсе по благоустройству школьной территории. Зная об этих и других достижениях шелаевцев, я не мог не задать директору вопрос: как в наши, прямо скажем, нелёгкие времена, школа материально поддерживает своих учителей?
- Изыскиваем любую возможность, чтобы за счёт внебюджетных средств оказать людям помощь. Два-три раза в год выдаём премии. И благодаря урожаям нашей учебно-производственной бригады, стараемся обеспечить наших сотрудников собственной сельскохозяйственной продукцией по льготным ценам. Понимаю, что этого мало, зарплата сельских учителей оставляет желать лучшего, а ведь речь идёт о людях, чей труд, жизнь как ровное, сильное пламя освещают и согревают родное село, отчий край.
- 3104 просмотра
Отправить комментарий