Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Бесплатный Мендельсон

«Победа» судится с Российским авторским обществом, но до победы ещё далеко.
Без музыки жить нельзя. Представьте себе тишину в кафе или ресторане, нарушаемую лишь звяканьем столовых приборов. Или фильм без музыки в кинотеатре. Концерт, опять же, без музыки - уже не концерт… Люди, создающие музыкальные, литературные, да любые творческие произведения, наполняют нашу жизнь ни с чем не сравнимыми эмоциями. Правда, обогащаясь этими эмоциями, о создателях произведений мы думаем в последнюю очередь…

Набежали миллионы

К чему мы завели этот разговор? Да к тому, что любой автор имеет право на вознаграждение за использование своего произведения, особенно если оно используется в коммерческих целях. Использование произведения «в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи», регулируется Гражданским кодексом РФ и законами об авторских правах. Владельцы кафе, ресторанов и пиццерий (а также кинотеатров, концертных залов и других организаций) должны сначала получить разрешения от авторов на использование их произведений в публичных местах, и только потом эти произведения могут звучать на законной основе.
Авторы упростили задачу для пользователей, создав организацию по коллективному управлению их правами - Российское авторское общество (РАО), которому владельцы упомянутых выше организаций должны отчислять определённый процент от своей выручки. Российское авторское общество возглавляет известный композитор Андрей Эшпай.

 Бесплатный Мендельсон

Общество собирает отчисления за публичное использование произведений и передаёт их авторам этих произведений. Причём РАО представляет интересы как российских, так и иностранных авторов.
Касается ли всё это Белгородской области? Ещё как!
На приёме у депутата Госдумы Олега Лебедева директор белгородского центра кино «Победа» Галина Владимировна Лобач поделилась проблемой, с которой сталкиваются многие кинотеатры в небольших городах. Выручки не так уж много, а отчисления в РАО нужно производить каждый месяц. Три процента от месячной выручки, по мнению Галины Владимировны, слишком большая сумма для провинциального кинотеатра.
И есть ли резон брать деньги с прокатчиков, если авторы фильма, в том числе и композиторы, уже получили вознаграждение от того, «кто музыку заказывает», то бишь создание этого фильма финансирует. Проблема эта для белгородских кинотеатров отнюдь не бумажная. А самая что ни на есть материальная. Потому что начиная с 2008 года, когда были внесены определённые изменения в законодательство об авторских правах, и по сей день центр кино «Победа» отчисления в РАО не делает. И за весь этот период РАО выставило нашим кинопрокатчикам счёт в три с лишним миллиона рублей.
- Если мы заплатим эту сумму, будем вынуждены закрыть кинотеатр, - вздыхает Галина Владимировна.

Снизить бы до 0,5

Понять позицию Г.В.Лобач и её коллег можно. Кино - вещь непредсказуемая. Есть фильмы, на которые зритель пойдёт наверняка. А есть такие, от которых прибыль ожидаешь, а залы - полупустые. Например, «Утомлённые солнцем-2» Никиты Михалкова. Ну не «пошёл» этот фильм у белгородского зрителя. А посредники, через которые региональные кинотеатры приобретают картины, используют различные уловки, чтобы побольше «продать кино». Например, по словам Галины Владимировны, анимационный фильм «Шрэк навсегда» продавался только в нагрузку с «Утомлёнными солнцем-2». Хотели купить один, а пришлось брать два.
- Мы понимаем, что надо платить, но не три же процента! Мы 50 процентов от дохода отдаём компании-дистрибьютеру за прокат, платим налоги… Что остаётся кинотеатру? Ведь и нам надо развиваться, а чтобы поставить цифровое оборудование, только на один зал нужно минимум семь миллионов рублей. Мы уже неоднократно обращались и к депутатам, и к правительству с просьбой снизить ставку отчислений в РАО хотя бы до 0,5-1 процента, но пока никаких изменений. Только судимся с Российским авторским обществом, - с горечью говорит Г.В.Лобач.
Но, повторим, в борьбе за снижение ставок авторского вознаграждения белгородские кинотеатры решили не платить это вознаграждение вообще.

Недопонимают…

А что думает по этому поводу другая сторона конфликта?
Директор Центрально-Чернозёмного филиала РАО Людмила Топал подтверждает: самая большая проблема в расчётах за использование авторских прав касается именно музыки. А самая тяжёлая ситуация с выплатой авторского вознаграждения из всех регионов Центрального Черноземья сложилась именно в кинотеатрах Белгородской области.
- Есть решение Авторского совета, разрешающее снижать ставку для кинотеатров до полутора процентов в том случае, если их руководство заключает с РАО лицензионный договор, - поясняет позицию РАО Л.С.Топал. - Но Галина Владимировна Лобач заключать договор отказывается, поэтому во всех судебных исках мы указываем те проценты, которые прописаны в законе. Чтобы читателю было понятно, позволю себе сравнить поведение владельцев кинотеатра «Победа» с наивным покупателем, который, придя в магазин, требует, чтобы ему продали товар не по цене, обозначенной на ярлыке, а по его собственной, ему выгодной. Естественно, никто на это не пойдет. А руководители «Победы» в течение ряда лет пользуются плодами интеллектуальной собственности, получают свою зарплату, укрепляют материальную базу кинотеатра, но при этом ничего не платят авторам и пишут в органы законодательной и исполнительной власти письма с требованием снизить ставку авторского вознаграждения как они хотят.
Вопросы недопонимания выливаются в миллионные долги и судебные тяжбы.
А между тем в законах чётко прописаны субъекты, которые должны выплачивать авторское вознаграждение за использование музыки, аудиовизуального ряда. В этом списке - театры и кинотеатры, кафе, бары и рестораны, загсы и организаторы массовых мероприятий, в том числе спортивных соревнований. По словам Людмилы Семёновны, в белгородских кафе и ресторанах к настойчивым просьбам РАО заключить договор и платить определённую сумму «за музыку» относятся с недопониманием. Спрашивают: какая прибыль от того, что просто радио в помещении включил и все слушают? Оказывается, и за это платить тоже нужно. Как говорится - «закон суров, но это закон».
- Ведь музыка является достаточно серьёзным способом привлечь посетителей, - аргументирует позицию РАО Людмила Семёновна. - Да и проценты, которые должны отчислять точки общепита, очень скромные, зависят от количества посадочных мест.

Тысяча в месяц

Размеры ставок опубликованы на сайте РАО. Смотрим. Кафе и бары, которые используют в качестве музыкального фона технические средства (проигрыватели, радиоприёмники, телевизоры), должны за одно посадочное место платить от 52 (при наличии посадочных мест более 21) до 58 рублей (если в зале не более 20 посадочных мест). При выступлении исполнителей и бесплатном входе - 67 и 75 рублей соответственно. При платном входе - плюс ещё пять процентов от продажи билетов. Это в месяц.
Посчитаем: среднему кафе на 20 мест выплата авторского вознаграждения обойдётся в тысячу с небольшим рублей в месяц. А если учесть, что действуют региональные коэффициенты, понижающие эти ставки, то сумма будет и того меньше. Также от количества мест и площади «озвучиваемого» помещения зависят ставки авторского вознаграждения, которые должны выплачивать учреждения культуры и спорта.

Платит организатор

Вопросов, конечно, возникает много. В прессе то и дело поднимается истерическая волна: всё, мол, свадебный марш Мендельсона придётся забыть, так как у загсов нет денег на выплату ему, Мендельсону, авторского вознаграждения. Песни про войну и День победы тоже на большой публике петь, получается, себе дороже? Чтобы отделить слухи (возникшие из-за неправильного понимания проблемы) от реальной ситуации, вновь за разъяснениями обращаемся к Л.С.Топал.
- С какими учреждениями и предприятиями у РАО возникает больше всего проблем?
- Периодически проблемы возникают со всеми, однако самая большая проблема с кинотеатрами и предприятиями сферы услуг. Причём заметьте, человек, купивший билет в кинотеатр, на концерт, театральную постановку, уже оплатил самой покупкой авторское вознаграждение, и оно должно не оседать в карманах организаторов мероприятий, а возвращаться автору в виде зарплаты.
- Были ли прецеденты судебных разбирательств и чем они закончились?
- По законодательству автору при использовании его произведений необходимо выплачивать авторское вознаграждение, поэтому практически все суды заканчиваются в пользу РАО. Если РАО не получило положительного результата в первой инстанции, то следует обращение выше. Так, в настоящее время по ситуации в Белгороде готовится надзорная жалоба в Верховный Суд РФ.
- Если брать виды спорта, где обязательные упражнения выполняются под музыку (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и другие), должны ли делаться какие-то отчисления и кто их должен делать (спортшкола, организаторы соревнований и т.д.)?
- В законодательстве прописано, что авторское вознаграждение за использование интеллектуальной собственности выплачивает лицо, которое берёт на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия, то есть платят не спортсмены, выполняющие упражнения под музыку, а организаторы мероприятия. Коллективы учреждений культуры, принимающие участие в массовых городских праздниках, также не имеют никакого отношения к выплате авторского вознаграждения. Это святая обязанность организаторов - тех, кто принимает решение о празднике, составляет смету, выделяет на неё деньги и, к сожалению, очень часто «забывает» предусмотреть в смете строку «Выплата авторского вознаграждения».
- Теперь о марше Мендельсона: правда ли, что за каждое его исполнение загсы должны платить Российскому авторскому обществу? И как быть с произведениями классиков?
- Свадебный марш Мендельсона в силу времени уже не охраняется законом (напомним: авторское право сохраняется за автором в течение всей его жизни и ещё в течение семидесяти лет после смерти, этим правом могут воспользоваться наследники композитора, писателя, художника и т.д.). Поэтому, если в зале звучит только знаменитый свадебный марш Мендельсона, загсу нет необходимости заключать договор с РАО. То же самое касается и произведений композиторов-классиков: наследникам таких авторов, как, например,
Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт и другие, написавших музыкальные произведения, ныне относящиеся к классической музыке, авторское вознаграждение не выплачивается, так как срок действия авторского права на них истёк. Однако если будет осуществлена переработка таких произведений (обработка, аранжировка и пр.), автору этого производного произведения принадлежат авторские права на осуществлённую переработку оригинального произведения, и в случае использования такого переработанного произведения он имеет право на получение авторского вознаграждения. Но вернёмся к загсам: большинство из них не ограничиваются маршем Мендельсона, там торжества проходят по сценариям, включающим в себя много произведений авторов, чьи права охраняются законом. В таких случаях загсы обязаны сотрудничать с РАО.
- Накануне Дня Победы возникали прецеденты, когда в некоторых регионах за исполнение военных песен с организаторов мероприятий требовали выплаты авторского вознаграждения…
- День Победы - праздник особый. Он дал толчок к принятию решения Авторского совета сделать все праздники, посвящённые 9 Мая, безгонорарными, то есть организаторы таких мероприятий авторское вознаграждение не выплачивают.
- Охраняется ли законом произведение после прекращения действия авторского права?
- По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. В этом случае оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Можно и бесплатно

Прописаны в законе и ситуации, когда использовать произведение можно без выплаты авторского вознаграждения. Во-первых, и это понятно - в личных целях. Никто не сможет вас привлечь за нарушение, если из вашего окна музыка звучит на всю улицу. Исключение здесь составляют, говоря языком Гражданского кодекса, «воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений», «воспроизведения баз данных или их существенных частей», «видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи» и некоторые другие моменты. Не возбраняется цитирование в научных работах и в прессе - но с обязательным указанием автора и первоисточника информации.
Также не выплачивается авторское вознаграждение политикам, произносящим публичные речи, в том числе и за трансляцию или публикацию этих речей в СМИ. И авторам, если их произведения используются во время проведения религиозных церемоний, похорон и в некоторых других случаях. Цитировать закон можно долго, а найти все материалы, касающиеся защиты авторских прав и выплаты авторского вознаграждения, можно на официальном сайте РАО (http://rao.ru).

От редакции

В этой ситуации можно понять обе стороны. Каждый защищает свой бизнес. Но главное, чтобы все действовали в рамках правового поля.

 

Елена МЕЛЬНИКОВА

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина