Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Аксиома Беляевой

Аксиома БеляевойМы беседуем с ней в её скромном учительском кабинете. Между двумя уроками образовалась пауза, и Елена Николаевна согласилась на эту не очень-то привычную для неё встречу. Оторвавшись от компьютера, выигранного, кстати, на одном из конкурсов, она с неизменной, похоже, улыбкой рассказывает:
- В какой-то момент поняла: работа с использованием современной техники будет более интересной и понятной для учеников. Дети ведь гораздо быстрее осваивают новое, то, о чём мы даже и не мечтали ещё десять лет назад.
Елена Николаевна, учительница с 25-летним стажем, собрала, можно сказать, целую библиотеку электронных учебников. Это аудиозаписи для лучшего слухового восприятия языка. Подготовила презентации - как обучающего, так и тестового характера.

Интегрированные уроки она тоже старается сделать разнообразными и интересными. Первым шагом было объединение практики обучения английскому языку и информатике. На уроках Елена Николаевна, условившись с учителем информатики, помогала ребятам создавать на английском языке свои презентации.
Внешне всё очень просто. Елена Николаевна предлагает ребятам инструкцию на английском языке, помогает подобрать нужные материалы. А учитель информатики разъясняет и контролирует техническую сторону процесса.
Потом создатели презентаций демонстрируют свои творения одноклассникам-оппонентам. Добавим: обсуждение презентаций, пожелания по их улучшению проводятся, разумеется, также на английском языке.
- Если ты по-настоящему любишь свою профессию, то постоянно учишься, стремишься узнать что-то новое, сделать своё дело как можно лучше.

Необучаемых детей нет

Елена Николаевна Беляева - участник, финалист и победитель многих конкурсов - от городских до международных. Например, в 2002 году она победила в российско-американском конкурсе преподавателей английского языка. В результате гимназия № 12 получила ценные для учебного процесса материалы и оргтехнику. А сама победительница приняла участие в семинаре по повышению квалификации в Колумбийском университете США. Там белгородская учительница смогла почерпнуть для себя много новых элементов для проведения своих уроков.
В 2007 году Елена Николаевна приняла участие в конкурсе «Учитель года».
- Этот конкурс дал много полезного для педагогического опыта. Столько талантливых, умных учителей, которые рассказывают о своих достижениях, показывают свои уроки - это нельзя было пропустить. Я записывала всё - источники, наработки, теорию какого-либо урока, - говорит она с восторгом.
Впрочем, сама она не считает, что была намного лучше кого-либо. Она даже не ожидала, признаётся, что станет лауреатом, видела, насколько сильны и интересны её конкуренты.
- Я просто люблю работать.
Аксиома БеляевойДля меня важно сделать свою работу на пять с плюсом и уже не так важно - буду я первой или нет, - озвучивает свою жизненную позицию Елена Николаевна.
В 2005 году проводился конкурс сочинений «Что бы я хотел рассказать миру о России». Он был организован Takingitglobal (штаб квартира в Торонто, Канада). Победительницей стала ученица Елены Николаевны. А в 2006 году белгородские школьники приняли участие в международном конкурсе проектов «Учимся жить вместе: понимание толерантности в современном глобализированном мире». Ученица Елены Николаевны Светлана Перькова стала лауреатом. По найденной учителем интересной программе «Класс-партнёр» ученики восьмого класса уже второй год ведут переписку с ровесниками из американского города Хендерсон. Общение интересно как для наших, так и для американских школьников. Ребята, кстати, отказались от электронной переписки, им значительно интереснее подержать в руках письма, написанные от руки на листочке из ученической тетради, поздравительные открытки, конверт, присланный из-за океана.
Елена Николаевна считает необходимым постоянно совершенствовать свои учительские технологии, адаптировать их не просто для каждого отдельного класса, но и по возможности для каждого ученика.
- Нельзя требовать от всех одинаковых результатов. Я стараюсь работать с каждым ребёнком, если даже кому-то из них просто не дано в совершенстве знать английский язык. Просто отказаться от этого ученика - самый лёгкий и безответственный путь. Ведь каждый ребёнок имеет право заниматься в том коллективе и с тем учителем, с каким он хочет. Тем более я не верю в абсолютно необучаемых детей. Всё равно что-то останется в памяти, - говорит о своих учениках Елена Николаевна.
А то, что ученики действительно очень ценят своего преподавателя, заметно и по тому, что они с радостью отзываются на любые предложения об участии в олимпиадах и конкурсах, и по тому, что после окончания школы частенько забегают к Елене Николаевне. Ученики поддерживают своего учителя, скучают, когда Елена Николаевна надолго уезжает. Так было и с конкурсом «Учитель года», который продолжался три недели, так было и во время поездки Елены Николаевны на семинар в Кембридж.
Кстати, возможность обучения в Кембридже преподаватель получила, став лауреатом Всероссийского конкурса. Для учителя - это новый бесценный опыт, который может помочь в создании более совершенных технологий и уроков.
- Участие в конкурсах - тяжёлая работа, но это необходимо. Во-первых, это помогает повысить свой профессиональный уровень. Во-вторых, помогает исключить «профессиональное выгорание», то есть ты как преподаватель двигаешься дальше, твой предмет интересен тебе, а значит, ты сможешь заинтересовать им учеников, - говорит Елена Николаевна.

Из переписки с выпускницей Светой Перьковой

21 июня 2007 г. Уррра!!! Только что увидела Вашу фотку в газете!!! Поздравляю!!! Я всегда знала, что Вы - лучше всех!!! Но только в газете опечатка! Представляете, написано «Учитель года» вместо «Учитель Века»!!! Целую сто тысяч раз!!!

P.S. у меня всё ок! Сессию сдала на пятёрки.

5 июля 2007 г. Написала научную статью «Репрезентация концепта «Loneliness» в английских пословицах и поговорках»! Это ведь увлекательно (шутка!!!) Почему-то жутко хочется, чтоб Вы у нас в универе преподавали английский! (мне даже такое снится часто!) Как Вам идейка? Удачи Вам!!! И не переживайте - если Вы обучили английскому НАС, то Вы и обезьяну научите! Целую 1000000 раз!
5 октября 2007 г. Дорогая моя, любимая Еленочка Николаевна!!! Поздравляю Вас с Днём Учителя!!! Счастья Вам, здоровья и всего самого-самого наилучшего!!! Пусть у Вас получается всё, за что Вы берётесь, и пусть Ваши новые ученики любят и ценят Вас так же сильно, как я!!! Жалко, что не получилось Вас поздравить лично - я в Нижнем Новгороде на конференции. Кстати, мы с мамой видели Вас по телевизору в компании Медведева и Фурсенко! Как только услышали, что там была встреча с лауреатами конкурса «Учитель года», так сразу начали искать глазами Вас! Поздравляю ещё и с этим радостным событием! Но это меня нисколько не удивляет, ведь Вы - лучше всех!!! Целую Вас, обнимаю и всегда ОБОЖАЮ!!!!

Два в одной

В Елене Беляевой, «англичанке» белгородской гимназии № 12, уживаются сразу два человека: романтическая барышня, певунья, знаток и ценитель народной музыки, печальных русских романсов и знойных испанских романсеро, и современная деловая женщина, активный охотник за новизной и прогрессом. Недаром именно ей доверили возглавить городскую творческую группу учителей иностранного языка, занятую вопросами внедрения новых технологий в процесс обучения английскому языку. Из-под пера Елены Николаевны вышли три авторские программы, посвящённые исследовательской деятельности и международным проектам, основам информационной и коммуникативной культуры и даже… ораторскому искусству. Результаты впечатляют: сначала ученики Елены Николаевны щёлкают, как орешки, олимпиадные задания, а потом с лёгкостью поступают на факультеты иностранных языков. Тот самый, который, кстати, закончила и дочь Елены Николаевны Наташа, с некоторых пор тоже учитель английского языка…

Случай из жизни

- Однажды на уроке я объясняла особенности перевода многозначных слов. При этом подчеркнула, что все значения многозначного слова объединяются «центральным смыслом». Затем я предложила сделать перевод словосочетаний с многозначным словом «team» («команда»), исходя из его центрального смысла - «взаимопонимание». Один ученик перевел «a team of horses» («табун лошадей») как «взаимопонимание между лошадьми». Досталось однажды и Герману Грефу. На английском имя Герман (German) звучит и пишется также как «Германия». Вот и получился он при переводе «немец Греф».
Монолог учительницы о технологиях и личности
- Вопрос о том, какой факультет, а затем какую профессию выбрать, для меня не стоял никогда. Я знала, что преподавание иностранного языка - это моё предназначение, и изменить его невозможно так же, как невозможно изменить цвет глаз или рост. Видимо, предназначение передаётся с генами: значимость его я ощущаю на уровне подсознания, важность его не требует доказательств, подобно аксиоме.
Казалось бы, двадцатипятилетний стаж даёт право сказать: я - учитель, я знаю, чему и как учить. Увы, жизнь ежедневно задаёт всё новые и новые вопросы, ответы на которые ещё предстоит отыскать.
Учитель на уроке объявляет:
- Повторите новые слова. Будем писать работу по лексике.
Ученик с задней парты:
- Зачем повторять? Всё равно на «два» напишу.
Уверена, что такие ситуации бывали на уроке у каждого учителя. И сразу же все усилия педагога и использование новомодных инновационных технологий, которые он с успехом демонстрирует своим коллегам, оказываются напрасными. Учитель убеждён, что эти самые технологии повышают мотивацию детей и позитивно отражаются на результатах. Но в каждом классе есть один или несколько таких учеников, которых, кажется, ничем нельзя заинтересовать, найдутся неуверенные в себе «троечники», готовые идеально вести себя весь урок - лишь бы не спрашивали. В мотивации ли дело, если ученик, ещё даже не познакомившись с заданием, однозначно решает для себя: не справлюсь и как всегда получу «двойку»? А если уж в конце урока его ожидания оправдываются, то вполне резонным является вопрос: а стоит ли вообще учиться? Можно отчитывать ученика: опять не подготовился, а под нос себе бурчать: сколько ни работаешь - результат всегда один. Можно продолжить список того, в чём ещё обвинить ученика, отыскивая его недостатки, но можно и даже лучше подойти с другой стороны - и попытаться найти достоинства.
Цель современной школы - создание условий для полноценного развития человека. Однако развитие предполагает активную деятельность. В свою очередь активно познавать, то есть осуществлять учебную деятельность, ученик будет в том случае, если ему это будет интересно и если у него есть чёткие ориентиры в учебе и в жизни. Он должен ясно представлять, как сможет самореализоваться, выразить себя. Если, в частности, рассматривать ситуацию контроля знаний, лучше предложить ученику задание, которое ему по силам сегодня, и сказать, что, успешно выполнив его, он получит положительную отметку. Не справится? Возможно. Но он уже порадовался самой возможности успеха, где в перспективе помаячила «четвёрка». А задание можно и упростить, подобрав оптимальное для его «зоны ближайшего развития».
Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, добьётся большего в жизни, принесёт больше пользы обществу. Найти достоинства, отметить положительное, похвалить сегодня - это первый этап нашего совместного продвижения к успеху. Затем надо подумать, как эти достоинства развивать дальше.
Итак, ученик должен иметь право выбора, что позволит ему правильно оценивать свои возможности и самостоятельно ставить цели. Оценка собственных успехов и неудач, их анализ и поиск новых путей познания себя и окружающего мира - это и есть самооценка, которая одновременно является и средством мотивации. И ещё важно отметить, что самооценка иногда имеет значительно большее значение, чем не всегда объективная оценка учителя.
А как же огромное количество новых технологий, призванных значительно улучшить процесс образования? - спросите вы. Я - за них, но важно, чтобы за их количеством не терялось их качество, а учитель не забывал, что конечная цель применения всех технологий - личность ребёнка.

 

Владимир АБРОСИМОВ

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина