Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Человек и его дело. НЕ КАЖДЫЙ СМОЖЕТ В ОДИНОЧКУ

Каким должен быть настоящий учитель? Спросите любого человека, и каждый вспомнит дорогого сердцу школьного педагога, которого любили и уважали буквально все дети в классе, с интересом ходили на его занятия, толпами бегали за ним по школьным коридорам, засыпая вопросами, наперегонки тянули руки на уроках. Для кого-то такой учитель впервые открыл историю или литературу, химию или географию, заставил влюбиться в математику, русский язык или романтичный французский. Во многом любовь к какому-либо школьному предмету, который, может быть, для кого-то станет потом делом всей жизни, закладывается благодаря тому, что преподавал его талантливый учитель.


 

Василий Степанович Елисеев, учитель физики и астрономии 32-й белгородской гимназии - неординарный педагог, один из тех, кто открывает дорогу в научную жизнь талантливым ребятам. Творческая, разносторонняя и увлечённая личность, настоящий Учитель с большой буквы. Более чем за тридцать лет своей педагогической работы он выпустил не один десяток будущих талантливых учёных и инженеров. Выпускники вспоминают о нём с уважением и благодарностью, а сегодняшние ученики отдают всё своё свободное время занятиям физикой. Недавно заслуженный учитель Российской Федерации Василий Степанович Елисеев удостоился Президентского гранта, предусмотренного в рамках национального проекта "Образование".


Он родился на чернянской земле, в селе Волково, учился в Богословской средней школе Губкинского района (там когда-то жил сам декабрист Раевский), по окончании школы поступил на физмат Белгородского государственного педагогического института. Выпускника вуза распределили на станцию юных техников в школу села Сапрыкино Губкинского района. Отслужив в армии - вернулся туда. В 1976 году Елисеев приехал в Белгород и стал работать учителем физики и астрономии в 32-й школе (ныне гимназии), где трудится по сей день.


Когда я позвонила в школу, чтобы договориться о встрече с Василием Степановичем, директор гимназии Николай Васильевич Перестенко живо откликнулся на идею написать об этом педагоге: таких учителей немного, и люди обязательно должны знать о них. Ведь учительская профессия, такая сложная и как никакая другая важная, за последние десятилетия обесценилась, несправедливо утратила уважение к себе со стороны общества. У всех на слуху - бизнесмены и политики, спортсмены и звёзды шоу-бизнеса, об учителях же - самой необходимой для человечества профессии, считающейся престижной во всём мире, у нас почти не говорят.


С Василием Степановичем мы встретились в лаборантской уже в конце рабочего дня, когда школьники давно покинули классы и разбежались по домам. Но кабинет физики не пустовал: над сборниками сложных задач сидели мальчишки.


- Сегодня их ещё мало, - говорит Василий Степанович, - обычно они до вечера осаждают кабинет, не сидится им дома, сами приходят и индивидуально занимаются, готовятся к олимпиадам.


- Василий Степанович, вы говорите, что главная цель вашей работы - находить среди учеников одарённых в физике детей и создавать условия в образовательном пространстве для развития их способностей. Каким образом вы это делаете, какую методику используете?


- Существует определённая система отбора, созданная мною за годы работы, - рассказывает Василий Степанович. - Талантливых детей нужно искать. Человек может прожить всю жизнь и так никогда не узнать, что был наделён талантом, если в своё время ему не помочь этот талант открыть. Физика в школе начинается с седьмого класса. Я присматриваюсь к ученикам, становится видно, кто на что способен. Потом провожу многотуровые олимпиады. Обычно в области школьные олимпиады проводятся один раз в год, а я внутри школы за год провожу их раз восемь. Постепенно вырисовывается картина, в седьмом классе определённой чёткости ещё нет, а вот в восьмом всё проявляется. Если я подметил, что школьник неплохо соображает, нестандартно мыслит - приглашаю его родителей, привлекаю их к тому, чтобы содействовали, не препятствовали. Потому что всерьёз заниматься физикой - ежедневный труд, индивидуальные, систематические и самостоятельные занятия и во внеурочное время, и по выходным. Нанимать репетитора - очень дорого, а я работаю с детьми абсолютно бесплатно. Многие из тех, кто учился у меня, без экзаменов, по результатам всероссийских олимпиад, поступают в Московский физико-технический университет. Это необычный вуз, где готовят учёных-физиков, он был создан нашими советскими ведущими учёными. В последние годы, слава Богу, в России, наконец, стали понимать, что главное наше богатство и достоинство - это умы, которые всегда ценились во всём мире. Сейчас учёные-физики стали востребованными и у нас. Вот в прошлом году окончил школу Андрей Чурсин, очень талантливый парень, сейчас учится в московском университете. Десятиклассник Дима Малый и Саша Иванов - он учится в одиннадцатом - занимают первые места на различных олимпиадах по физике, тоже готовятся поступать в МФТУ.


- Вы харизматичный педагог, человек, влюблённый в свою работу, выкладываетесь на "полную катушку". Физика - сложный предмет, и даётся не каждому. Наверное, нелегко учиться у вас остальным школьникам, у которых нет особенных склонностей к физике?


- Как вы справедливо заметили, физика - предмет достаточно сложный, и многим детям не по зубам. Не все должны быть физиками, и если не получается - не нужно терзать ребёнка: он, безусловно, проявит себя в других областях. Я не ставлю целью, чтобы ученик шёл на урок, как на каторгу, выучивал задания любой ценой, зубрил, ничего не понимая. Людей, способных к точным наукам, в частности, к физике, если серьёзно, у нас немного. Ведь "ньютонов" и "лобачевских" в истории - единицы. У меня были разные талантливые ребята, одарённые, с нестандартным мышлением. Кто-то, например, берёт трудом, упорством, но один из миллиона - по-настоящему талантлив. Только благодаря таким и движется научный и технический прогресс. Поэтому необходимо искать таких ребят, помогать им проявить себя.


- Василий Степанович, известно, что вы творчески подходите не только к урокам физики и астрономии и ваша школьная работа не ограничивается лишь ведением предмета. На базе 32-й гимназии работает туристский клуб "Эдельвейс", руководителем которого вы являетесь...


- В этом году наш "Эдельвейс" отмечает свой 30-летний юбилей. В клубе занимаются ученики нашей школы. Есть, конечно, ребята и из других школ, но это, скорее, исключение. Вместе - в осенне-весенние, зимние и летние каникулы совершаем туристические походы в Крым, в Карпаты, на Кавказ, да куда угодно. В выходные собираемся в походы по Белгородчине, участвуем в соревнованиях по спортивному ориентированию и туризму. Многие из наших ребят - чемпионы России в этом виде спорта, среди них много и моих одарённых "физиков". Ребята сами сочиняют походные песни, которые мы собственноручно сшиваем в брошюры.


- Как родился ваш клуб? И почему именно - спортивный туризм?


- Во времена моего студенчества в институте мы увлекались различными интересными вещами. На первом курсе с однокашниками занимались и фотографией, и радиотехникой, постоянно что-то паяли, "лепили", так сказать "хулиганили". Я - человек увлекающийся, бывало, сидишь уже голодный, а из лаборатории - не вытащишь. На третьем курсе все наши студенты поголовно потеряли голову от туризма. Ходили и на Эльбрус, и на Камчатку. Уже работая в сапрыкинской школе, я водил детей в походы. Понимаете, обычная деревня, ничего интересного там нет. Совместно с ребятами мы составили карту леса, с ночёвками уходили туда, проводили соревнования по спортивному ориентированию. Когда я только пришёл работать в гимназию, через две недели мы уже пошли со школьниками в поход с ночёвкой в село Соломино. А на весенних каникулах отправились в поход уже в Крым, летом - поплыли на байдарках. В "Эдельвейс" принимаются ребята с шестого класса. Часто родители приходят ко мне, уговаривают взять "третьеклашку". Я бы с удовольствием, но желающих очень много, на всю школу, к сожалению, не хватает времени. Но обязательно раз в год гимназия - начиная с пятиклассников - выезжает в лес на три дня. Представьте, конец года, после зимы все уставшие, природа начинает возрождаться, дети набираются сил благодаря таким походам.


- Остаётся только удивляться, как у вас хватает времени на то, чтобы воспитывать, образно выражаясь, и учёных, и спортсменов, заниматься и работой, и любимым делом, в котором участвуют десятки школьников?


- Признаюсь: я - рабочая лошадь. Не умею, как говорится, просто так лежать на диване. Проводить часы у телевизора - для меня наказание. У меня нет времени отдыхать: каждый день, вся моя жизнь, можно сказать, расписана по минутам, всё разложено по полочкам. Не могу терпеть неорганизованности. Анализ, система - это для меня. Я привык делать всё осмысленно. За много лет составил сценарии любых соревнований, мероприятий, занёс их в брошюры. Это касается и системы занятий со школьниками. Олимпиады, задачи, методики, которые я собирал и разрабатывал - систематизировал, включил в сборники, которые сами и печатаем на школьном принтере. Мои ученики одолевают физику во многом с их помощью. Обычно, в спешке, в цейтноте можно что-то упустить, забыть, но только не у меня: полные сценарии соревнований, план работы главного судьи, инструкции по установке палаток, разметке лагеря и многое другое - всегда под рукой, и это очень удобно. Часто люди из-за своей неорганизованности по сто раз делают одну и ту же работу, бессмысленно топчутся на одном месте. У меня такого не бывает, поэтому успеваю сделать большой объём работы.


- Наверняка, однажды сходив с вами в поход, ребята увлекаются туризмом на всю оставшуюся жизнь так же, как в своё время увлеклись и вы...


- Чаще всего так и происходит. Многие наши выпускники, члены клуба "Эдельвейс", став взрослыми, создали семьи, и все они до сих пор с удовольствием ходят с нами в походы. Конечно, туризм - это необычный вид спорта. Походы - самое настоящее воспитание, где закаляется сила воли, где один отвечает за всех, а все - за одного, где проявляются истинные качества личности. В походе ребята "вкалывают" со страшной силой. Наш клуб - это целая отдельная республика, со своей иерархией, преемственностью, мы сами снимаем фильмы о своих походах. Кто-то отвечает за питание в походе, кто-то - заведует инструментами, кто-то добывает дрова или воду: будущие выпускники начинают искать себе замену среди младших школьников. И ребята стремятся быть лучшими. Одна девочка, к примеру, не могла однажды решиться на крутой спуск со скалы, боялась. Один раз подошла к краю пропасти, другой - пятилась назад. Но потом разозлилась: все спускаются, неужели я хуже других, неужели у одной меня не получится? И всё-таки спустилась. А в одиночку - не смогла бы. Вот что такое спортивный туризм. Он воспитывает и открывает в человеке такие возможности и способности, о которых он сам и не подозревал никогда в жизни. А я считаю, что каждый человек наделён и умственными талантами, и художественными, и моральными, и физическими. Главное - помочь ему увидеть их в себе. И тогда всё получится.


Мария ЛИТВИНОВА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина