Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Есть диплом, а где работа?

Тысячи выпускников школ сейчас решают для себя вопрос: «Куда пойти учиться?», а тысячи выпускников вузов столкнулись с проблемой: «Куда пойти работать?»

Есть диплом, а где работа?  Сложившийся в обществе стереотип о престижности высшего образования и наличия диплома как гаранта успешности привёл к тому, что практически все выпускники школ мечтают получить высшее образование, не задумываясь о том, найдут ли они в дальнейшем работу по специальности. Анализ электронных и печатных СМИ, размещающих информацию о вакансиях и соискателях, свидетельствует о том, что на рынке труда существует значительный дисбаланс между спросом и предложением на определённые профессии.

Учись, студент, - безработным станешь

А вузы продолжают набирать большое количество студентов на юридические и экономические специальности, так как эти популярные факультеты приносят хорошую прибыль учебному заведению. Вызывает недоумение позиция самих абитуриентов и их родителей. Многие родители готовы платить за учёбу, рассуждая примерно так: «Пусть ребёнок учится, а там посмотрим что будет».

Действительно, многие, получая высшее образование, надеются либо на счастливый случай, либо на то, что со временем изменится конъюнктура рынка труда. Ведь сегодня никто с точностью не может предсказать, какие профессии будут востребованы через пять - семь лет, а как бы там ни было, диплом о высшем образовании хоть и не гарантирует работу по специальности, но даёт определённую уверенность в себе.

Тысячи выпускников школ сейчас решают для себя вопрос: «Куда пойти учиться?», а тысячи выпускников вузов столкнулись с проблемой: «Куда пойти работать?»

Эти вопросы волнуют и региональные власти, ставящие задачу повысить эффективность трудоустройства выпускников высших учебных заведений. О том, какие меры принимаются на уровне области по решению этой проблемы, шла речь на прошедшем в минувший вторник заседании совета по кадровой политике при губернаторе области. В дискуссии принимали участие руководители департаментов области, работодатели, представители вузов. Вёл заседание первый заместитель губернатора области - начальник департамента внутренней и кадровой политики Валерий Сергачёв.

Показатель трудоустройства

С 2013 года государственные вузы будут оцениваться по новым характеристикам, выработанным Министерством образования и науки РФ. Показатели трудоустройства выпускников вузов по специальности являются одним из главных критериев эффективности работы государственных вузов.
- Осенью этого года будет проведён новый мониторинг высших учебных заведений, показателем оценки трудоустройства выпускников станет удельный вес численности выпускников вуза, не обращавшихся в службу занятости для содействия в трудоустройстве в течение первого года после окончания вуза, - сообщила начальник отдела высшего профессионального образования и науки управления профессионального образования и науки департамента внутренней и кадровой политики области Наталья Шаповалова.
По её словам, эта информация позволит оценить деятельность учебного учреждения в плане подготовки востребованных в регионе специалистов, а также определить эффективность работы по трудоустройству выпускников, чтобы в дальнейшем правильно сформировать заказ региона на контрольные цифры приёма.

Наталья Алексеевна сообщила и такую новость: в этом году принципиально меняется система распределения бюджетных мест. Они теперь будут определяться не по заявкам вуза, а по заявкам региональных органов власти с учётом анализа ситуации в социально-экономической сфере региона.

Профессиональная ориентация

Ежегодно вузы области выпускают более пятнадцати тысяч дипломированных специалистов. Почти семь тысяч из них - выпускники очной формы обучения.

Как складывается их дальнейшая судьба? По статистике, в прошлом году работу по специальности нашли четыре тысячи выпускников вузов. Это неплохой показатель в сравнении с соседними областями. Если верить цифрам, то фактически 70 процентов выпускников находят работу по специальности. Остальные молодые специалисты либо пополнили армию безработных, либо ушли в другие сферы. Нередко новоиспечённые педагоги, юристы, экономисты, помыкавшись в поисках «куска хлеба», устраиваются продавцами, маникюршами, идут в сетевой маркетинг. Спрашивается, стоило ли для этого пять лет грызть гранит науки?

Похоже, что в обществе существует тренд к тому, чтобы охват высшим образованием рос и ширился, и рано или поздно дипломы вузов получат от 60 до 75 процентов молодёжи. Не исключено, что к середине века Россия будет обладать рабочей силой, которая на две трети будет состоять из обладателей вузовских дипломов.

Неужели выпускники школ так плохо ориентируются в ситуации?
- Начиная с 90-х годов количество студентов увеличилось в 2,7 раза. Сегодня студентов в России больше, чем было во всём СССР, - отметил Валерий Сергачёв. - В нашей области ведётся работа по профессиональной ориентации старшеклассников, но наших детей не убеждают аргументы, что надо выбирать профессию инженера, а не экономиста. Дело даже не в том, что много и тех, и других. Проблема в качестве подготовки специалистов. Ведь речь не о том, что, к примеру, юристы не нужны. Они нужны, но высокой квалификации, а выбирать просто не из кого. Что делать в этой ситуации? Надо в вузе нацеливать студентов на то, чтобы они получали другую специальность. После третьего курса надо переориентировать ребят, рассказывать им, какие специальности востребованы, чтобы они смогли получить и вторую профессию, - предложил Валерий Сергачёв.
Анализируя ситуацию, он заметил, что уже сегодня понятно, как в дальнейшем будет складываться ситуация в отдельных отраслях экономики. По его мнению, уже через несколько лет могут возникнуть проблемы переизбытка специалистов, выпускающихся из стен сельскохозяйственной академии. Сегодня в сфере АПК работают предприятия с высокотехнологичным производством, не испытывающие кадрового голода. А в стенах регионального вуза учатся сейчас более четырёх тысяч студентов на семи факультетах. Смогут ли они найти работу по специальности - большой вопрос.

Алгоритмы решения

Обсуждая этот вопрос, участники заседания пытались найти алгоритмы решения проблемы. Если студенты, обучающиеся по целевому набору, имеют гарантию трудоустройства, то студенты, обучающиеся за свой счёт, вынуждены либо переквалифицироваться, либо уезжать в другие регионы.
- Раньше была плановая экономика, и мы готовили специалистов по государственному заказу. Сейчас - полная свобода. Каждый выбирает себе специальность, какую хочет. У нас в области два цементных завода, а мы готовы обеспечить кадрами пятьдесят подобных предприятий. Где им работать? Приглашая наших выпускников в другие регионы, работодатели должны подумать, чем их привлечь. К примеру, руководитель Ставропольского стекольного завода, испытывая дефицит кадров, решил для молодых специалистов жилищный вопрос. И они поехали на работу. Надо думать и решать эти вопросы на федеральном уровне, - отметил председатель совета ректоров вузов Белгородской области Анатолий Гридчин.

В области разработан порядок целевого приёма в соответствии с договором, заключённым с работодателями. С целью получения общей информации о трудоустройстве выпускников сейчас ведётся совместная работа НИУ «БелГУ» и департамента внутренней и кадровой политики области по созданию центра администрирования выпускников вузов региона, который будет взаимодействовать с работодателями по мониторингу трудоустройства выпускников. Через электронную платформу работодатель предоставляет информацию о трудоустроенных выпускниках. Много говорилось о важности совместной работы между вузами, советом работодателей и региональными органами власти.

Талантливый ребёнок - штучный продукт

В нашей области уделяется большое внимание поддержке талантливой молодёжи. Работа с одарёнными детьми ведётся в регионе на протяжении более пятнадцати лет, за эти годы сформирована сеть общеобразовательных учреждений для удовлетворения потребностей и запросов талантливых детей.

Одарённые дети, мотивированные на учёбу, проходят обучение в специализированных учебных учреждениях: работают тридцать школ, гимназий и лицеев с углублённым изучением отдельных предметов. В двух учебных заведениях - Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате и Шебекинской гимназии-интернате для девочек - живут и учатся талантливые дети со всей области.

Говоря о мерах поддержки талантливой молодёжи, первый заместитель начальника департамента образования Елена Тришина отметила финансовую составляющую поддержки талантливой молодёжи: из областного бюджета ежегодно выделяется около десяти миллионов рублей.

Мониторинг талантливых детей проводится начиная буквально с детского сада. В дошкольных учреждениях созданы все условия, чтобы младшие школьники могли проявлять свои способности. На базе учебных учреждений области работают одиннадцать центров для одарённых детей.

В 2013 году около семидесяти тысяч обучающихся приняли участие почти в трёх тысячах различных конкурсов. Каждый год белгородские школьники принимают участие в предметных олимпиадах, демонстрируя хорошие результаты. В этом году в заключительном этапе Всероссийской олимпиады принимали участие 44 школьника, три ученика стали победителями и девять - призёрами. Большая работа проводится по привлечению талантливых детей к научно-исследовательской деятельности.

- Но есть и немало проблем, которые необходимо решать, - отметила Елена Тришина. - В первую очередь требуется совершенствование психолого-педагогической диагностики одарённых детей. Для работы с ними необходимо привлекать научно-педагогический потенциал вузов. Самая большая проблема заключается в том, что в области не создана система дальнейшего сопровождения талантливых детей, мы теряем их в дальнейшем из вида, - сказала она.

Действительно, по статистике, 50 процентов талантливых ребят уезжают учиться в столичные вузы и больше в область не возвращаются. Их привлекают перспективы профессионального роста, высокая зарплата. Те условия, каких им не могут предложить дома.

- Мы должны быть достойными того, чтобы талантливые дети вернулись. А они вернутся только в одном случае - если будут востребованы, если мы создадим привлекательные условия для их дальнейшей реализации, - сказал Валерий Сергачёв.

Он также отметил, что талантливую молодёжь надо привлекать к участию в реальных проектах.
- На территории области реализуется более пятисот проектов. Почему талантливая молодёжь не задействована в этих проектах? Надо работать на результат, а не проводить мероприятия ради самих мероприятий. Каждый год мы отправляем наших представителей на «Селигер», они занимают там какие-то места, проводим ежегодно свой форум «Нежеголь», но куда деваются потом эти ребята?

По мнению участников заседания совета, важно создать такую систему работы с молодёжью в области, чтобы не упускать талантливых ребят из поля зрения. Отслеживать их дальнейшую судьбу.

 

Ирина МАЛИКОВА
Фото img-fotki.yandex.ru

 #

Белгород-город для неудачников!!!

Занесена в реестр лучших выпускников 2012 года института региональной кадровой политики, закончила БелГУ с красным дипломом, с трудом осилила оплату за обучение, так как из простой семьи, была в активном поиске работы целый год, прошла сотни организаций. Потеряла надежду вообще что-то подходящее найти по специальности в области. Ответ везде прост: "Вы же с улицы. Что у Вас знакомых мало?На что нам Ваш диплом и знания!!!". Не хочу терять свою квалификацию и потенциал на бесперспективный в своем развитии регион. Этот город у меня ассоциируется со слезами и разочарованием, одни понты и продвижение "мажорной" молодежи из богатых семей. Жалею, что не решилась поступать в столичный вуз.Планирую уехать в один из городов федерального назначения...

 
 #

Вузы и сегодня отчитываются о

Вузы и сегодня отчитываются о трудоустройстве выпускников. Прежде чем получить диплом, выпускник должен предоставить справку, что он трудоустроен. Большая часть справок- липа, все это знают, но ректораты устраивает тот факт, что они могут отчитаться о трудоустройстве, а студенты рады, что получат диплом без заморочек. Вот вам и статистика!

 
 #

диплом и работа

"из областного бюджета ежегодно выделяется около десяти миллионов рублей"....как раз сумма чаевых, оставляемых за год бюджетными "слугами народа" холуям в ресторанах и банях!

 

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина