Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Руководитель УФАС по Белгородской области Сергей ПЕТРОВ: Бороться с недобросовестной рекламой непросто

Не проходит и недели, чтобы белгородское УФАС не оштрафовало какую-нибудь компанию, в том числе и за нарушения в сфере рекламы. Штрафы, которые территориальное управление Федеральной антимонопольной службы налагает на местных предпринимателей, обычно колеблются в диапазоне от 4 до 20 тысяч рублей. Предприятию нарушение закона обходится куда дороже - от 100 до 500 тысяч рублей и способно даже «похоронить» его, как это случилось, к примеру, в нашем регионе с двумя рекламными газетами.
О недобросовестной конкуренции и недостоверной рекламе руководителя УФАС по Белгородской области Сергея ПЕТРОВА расспрашивала спецкор «Белгородских известий» Елена ПЕСЧАНАЯ.

- Сергей Владимирович, приведу вам пример из личного опыта. Я абонент медиакомпании «Русич ТВН». Недавно этот интернет-провайдер разместил на своём сайте объявление об акции «Выгодный аванс». Смысл её таков: оплачиваешь авансом два месяца пользования кабельным телевидением+интернет, третий месяц получаешь в подарок. В надежде сэкономить, пришла сделать очередной авансовый платёж, но в разрекламированном бонусе мне сотрудники компании отказали, мотивируя тем, что акция касается только вновь подключившихся абонентов. Я вот вам распечатку рекламного объявления захватила. В нём чёрным по белому написано, что акция касается не только новых клиентов, но и тех, кто выбрал схему оплаты авансом. Кстати, спустя две недели объявление с сайта удалили. Скриншот страницы у меня имеется. По-моему, факт недостоверной рекламы налицо. Что скажете?
- На первый взгляд в действиях этого рекламодателя содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе. Но нужна доказательная база. В частности, документальные подтверждения распространения рекламы на интернет-сайте и обращения к рекламодателю, то есть ваша письменная претензия к потенциальному нарушителю.

- Но я обращалась устно.
- Как говорится, слово к делу не пришьёшь. Алгоритм действия в подобных ситуациях следующий. Вы пишите претензию рекламодателю в двух экземплярах. На вашем экземпляре должна стоять отметка «принято» с датой и входящим номером. Если рекламодатель отказывается принять заявление - отправляйте почтой заказным письмом. Если ваша претензия не будет удовлетворена - обращайтесь с письменным заявлением в антимонопольную службу. Но сделать это лучше оперативно, чтобы рекламодатель не успел удалить рекламное объявление с сайта. Тогда мы создадим специальную комиссию, пригласим понятых и зафиксируем факт размещения в интернете рекламного объявления, вводящего людей в заблуждение. К сожалению, нотариусы неохотно, я бы даже сказал - в очень редких случаях, идут на заверение интернет-страницы. А без такого заверения распечатка текста с принтера для судов - пустая бумажка. Бороться с недобросовестной интернет-рекламой можно - но не просто, скрывать не буду. В случае признания комиссией антимонопольного органа рекламы ненадлежащей, рекламодателю - юридическому лицу грозит штраф до 500 тысяч рублей.

- А подобные примеры в вашей практике имеются?
- По интернет-рекламе обращений не было. Но нами был зафиксирован факт распространения посредством sms-сообщений ложных, неточных или искажающих сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Предпринимательница из Старого Оскола рассылала клиентам сообщения, в которых поливала грязью продукцию своих конкурентов. Реализуемое магазином бельё она называла бывшим в употреблении и приводящим к импотенции. На неё был наложен штраф в размере 12 тысяч рублей, который она обжаловала.

- Сергей Владимирович, часть дел, рассматриваемых вашей службой, инициируются правообладателями товарных знаков. Как наказываете за недобросовестную конкуренцию?
- В прошлом году центральный аппарат ФАС России установил в действиях более 20 хозяйствующих субъектов недобросовестную конкуренцию, выразившуюся в незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности. Достаточно вспомнить судебную тяжбу двух кондитерских фабрик, которая длилась больше двух лет. Московским кондитерам в итоге удалось доказать сходство старооскольского шоколада «Алины» с «Алёнкой» и добиться запрета на выпуск шоколада под этим брендом. Приведу ещё один свежий пример. Белгородским УФАС при взаимодействии с Белгородской таможней установлен факт недобросовестной конкуренции в действиях одного из предпринимателей Белгородского района. На вывеске магазина «КРОШка» вместо буквы «О» был изображён заяц Крош из сериала «Смешарики». Как заявил правообладатель Smeshariki Gmbh, прав на использование этого товарного знака белгородской предпринимательнице компания Smeshariki не давала. Мы возбудили и рассмотрели дело о нарушении антимонопольного законодательства, признали факт недобросовестной конкуренции со стороны предпринимательницы. Ей выдано предписание о прекращении нарушения законодательства. Также ей грозит административное наказание в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трёх лет. Сейчас мы рассматриваем ещё один спор двух хозяйствующих субъектов, касающийся недобросовестной конкуренции. Московская компания ООО «Главспирттрест» предъявила претензии ОАО «Валуйский ликёро-водочный завод» по поводу незаконного использования на производимых им бутылках водки «Зелёная миля» обозначений, схожих до степени смешения с товарным знаком, исключительные права на использования которого принадлежат московской компании. Дело передано в суд. Если говорить о сумме штрафов, наложенных по фактам недобросовестной конкуренции в текущем году, речь идёт о более чем 400 тысячах рублей.

- В последнее время наблюдается нехорошая тенденция. Из наших аптек практически исчезли дешёвые отечественные препараты. Да и потребитель слабо осведомлён о том, что у рекламируемых дорогостоящих зарубежных лекарств есть дешёвые аналоги. Я слышала, ФАС готовит какие-то поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Что это за новшества?
- ФАС, действительно, пытается запретить врачам отдавать предпочтение дорогим лекарствам. Выписывая больному рецепт c назначением, врач должен указывать международное непатентованное наименование (МНН) препарата, то есть фактически действующее вещество, без упоминания торговой марки. Причём одновременно с такой выпиской врач должен информировать пациента обо всех лекарствах-аналогах, соответствующих выписанному МНН. Таким образом, врач не сможет навязывать пациентам дорогие лекарства избранных фармкомпаний, а пациент сможет выбрать препарат подешевле. Например, разновидности всем известной но-шпы (МНН - дротаверин) продаются от 6 до 70 рублей за упаковку. Кроме того, у нас нет понятия взаимозаменяемости лекарств, поэтому при организации госзакупок, при составлении заявок на лекарства у чиновников есть возможности под тем или иным предлогом отсекать некоторых производителей от участия в торгах. В результате закупаются более дорогие лекарства при наличии на рынке доступных аналогов. Если поправки, предлагаемые ФАС, будут приняты, мы такую порочную практику будем пресекать.

- Сергей Владимирович, эксперты утверждают, что при всём обилии рекламы уровень доверия к ней в России - один из самых низких в мире. Люди не верят ни в мгновенное исчезновение морщин, ни в средства от накипи, продлевающие срок службы стиральных машин, ни в гремучую смесь для чистки унитазов, убивающую микробов наповал…
- Совершенно с вами согласен. Несмотря на то, что при многих вузах, в том числе в Белгороде, созданы специальные факультеты, готовящие специалистов в области рекламы, её уровень оставляет желать лучшего. В первую очередь это относится к рекламе на телевидении. Здесь, конечно, у каждого своя субъективная оценка, но многим претит сама подача материала - хамоватая, фальшивая, навязчивая. Зачастую рекламируются заведомо бесполезные товары, подача текста идёт от весьма сомнительных персонажей.

- Вот вас, к примеру, не раздражает, когда футбольный матч прерывается рекламой быстрорастворимого супа или подгузников?
- Раздражает, конечно, как и других. Если бы был изобретён декодер, позволяющий не допускать рекламу на домашние телевизоры, я бы его приобрёл первым. К счастью, сейчас многие телепередачи можно по своему выбору посмотреть в интернете.

 

Елена ПЕСЧАНАЯ

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина