Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Маленькие всезнайки

Воспитатель детского сада № 59 Татьяна Княжева разработала проект «Кладовая земли Белгородской»

Маленькие всезнайкиОткуда берётся солнечный «зайчик», из чего и как делают растительное масло, что такое вода и воздух, какими свойствами они обладают, как сделать разноцветную сосульку зимой, какой снежок тает быстрее: укутанный в полотенце и занесённый в комнату или просто положенный на стол?.. На все вопросы воспитанники белгородского детского сада № 59 отвечают с лёгкостью. Им только по пять-шесть лет, но эти всезнайки уже могут рассказать о чернозёме, железной руде и почему Белгород называют Белым городом...

Хочу всё знать!

Как и полагается, у этих маленьких «учёных» есть своя лаборатория с названием «Хочу всё знать!». Блокноты и карандаши, чтобы записывать результаты опытов, краски, кисточки, баночки для жидкости и, конечно же, самые необходимые, они же и любимые, - микроскоп, лупа и весы... Работают здесь в специальной форме. У каждого свой фартук. Положено так, чтобы не запачкаться во время опытов.

Учит экспериментировать и научно мыслить малышей их воспитатель - Татьяна Княжева. В детский сад № 59 она пришла в 2005 году. Изначально Татьяна Юрьевна работала в белгородском лицее № 32 учителем математики и физики. Но после рождения первой дочери Александры поняла, что хочет работать с малышами.

- Маленькие дети - такие искренние. Им всё вокруг интересно. Поэтому хочется как можно больше им рассказать и показать. А самое главное - сделать это так, чтобы детям понравилось. Поэтому и придумываем эксперименты. Дети сами находят ответы на вопросы, чему вдвойне рады, - рассказывает Татьяна Княжева.

Своим 25 воспитанникам Татьяна Юрьевна показывает, как через опыты можно познать окружающий мир. В форме игры они постигают многие сложные явления, учатся наблюдать и размышлять.

- Когда готовишься к эксперименту, необходимо всё продумать заранее. Подобрать нужные инструменты, предметы, а также пособия для визуализации: картинки, схемы, таблицы, слайды, фильмы. Выбирая пособия, следует руководствоваться правилом: у детей должно быть всё необходимое и ничего лишнего, - отмечает Татьяна Юрьевна.

Кладовая земли Белгородской

Ребята любят своего воспитателя не только за доброту. Им она кажется большой фантазёркой и выдумщицей. Постоянно придумывает для них что-нибудь новенькое. Так, за годы работы в детском садике Татьяна Княжева поняла, что дети практически ничего не знают о природных богатствах нашего края. Решила исправить ситуацию и подготовила авторский педагогический проект «Кладовая земли Белгородской».

- Я разработала систему, состоящую из четырёх экспериментов: с природными материалами, используемыми в строительстве, с водой, чернозёмом и железной рудой, - рассказывает Татьяна Княжева.

В каждую из этих групп, по словам воспитателя, включено несколько опытов. Первым в дело пошли песок, глина и мел. Разместив их на своих столиках для исследований, малыши изучали свойства и качества этих материалов. Песок и глина по-разному впитывают воду, да и свойства, которые они приобретают при смачивании, ничуть не похожи - сделали ребята первое открытие. Дальше - мел. Оказывается, его так много в нашем крае… И нужен он не только для того, чтобы рисовать на асфальте или писать на доске!

А вот с водой малыши проводили много опытов и раньше. Бесцветная, принимает форму сосудов, в которые её наливают, - давно уяснили для себя маленькие исследователи. В этом проекте Татьяна Княжева поставила перед собой особую задачу - донести до детей важную истину: воду нужно беречь! Предложила своим воспитанникам два эксперимента: процесс очистки воды - фильтрование и учёт воды, зря выливающейся из крана.

- Сложно довести воду до чистого состояния, - записали результат опыта в своих блокнотах всезнайки и перешли к эксперименту «Бережём воду».

Часы, кран и карандаш с блокнотом… Представили, что кран испорчен или его просто забыли закрыть. Специально до конца не закрыли кран, поставили стакан под него и засекли время. Считали, сколько же водички накапает за одну, две, три минуты. Воды оказалось немного. Но как только представили, сколько может накапать за день, неделю, месяц. А если это будет ещё и несколько кранов! Удивились.

- Будем закрывать всегда краны и беречь водичку! - дружно воскликнули после исследования малыши.

Дальше - новое открытие. На этот раз - связанное с чернозёмом. Маленькие глазки сквозь лупу смотрят на горстку земли, принесённой воспитателем, и пытаются понять, что же в ней такого особенного. Берут в руки, трогают. Затем смачивают водой и сравнивают.
- Вроде бы обычная, тёмного цвета! Что-то в ней есть, раз говорят, что на ней вырастает много полезного, - размышляют ребята.

На помощь приходит Татьяна Юрьевна. Она рассказывает внимательным малышам, что чернозём отличается высоким плодородием, так как в нём есть особое органическое вещество, содержащее питательные вещества, которые необходимы всем растениям для хорошего роста. И зовётся оно - гумус!

- Самым интересным детям кажется эксперимент с железной рудой и магнитом. В ходе опытов малыши знакомятся со свойствами железной руды - магнетизмом, выявляют материалы, взаимодействующие с магнитами, а также свойства самого магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества, наличие магнитного поля вокруг магнита, - говорит Татьяна Княжева.

Чтобы убедиться в том, что дошколята усвоили полученные знания, Татьяна Юрьевна придумывает им ещё одно задание. На столе раскладывает много камешков и предлагает ребятам найти среди них кусочки железной руды.

Вооружившись магнитами, маленькие исследователи быстро справляются с заданием:
- Вот железная руда! Простой камешек магнит не притянет! - комментируют малыши.
Знакомство с богатствами нашей земли детям даётся легко. Такой успех приносит грамотное построение работы. Татьяна Княжева умело сочетает эксперименты с другими методами.

- При всех достоинствах экспериментирования как метода, он один не может дать должного результата. Поэтому я дополняю его постановкой проблемных вопросов, беседами, разъяснениями, рассказами, слайд-презентациями, экскурсиями, чтением литературы, - поясняет Татьяна Княжева. - Чередование методов очень целесообразно. Их взаимо-связь и взаимодополнение обеспечивают активность детей.

Возможностьэкспериментировать

Дошколята знают: раз в неделю у них обязательно будет эксперимент. Ждут с нетерпением. Что же им предложат? Но помимо научных экспериментов они занимаются другими, не менее интересными делами.

Вот, к примеру, на окошке - сад-огород. Выслушав советы воспитательницы, малыши ещё в феврале посадили лук, рассаду и цветы. За каждым пробившимся росточком наблюдают и поливают. В мае-июне вместе их высадят на клумбу.

- Так дети учатся заботиться о природе, - отмечает Татьяна Княжева.
Её воспитанники получают не только полезные знания, но и учатся бережно относиться ко всему живому. И так каждый день, независимо от того, просто гуляют малыши, играют или экспериментируют.

Разработки Татьяны Княжевой не остаются незамеченными. В 2011 году она стала лауреатом конкурса «Учитель года» в номинации «Воспитатель года». На этом не остановилась. В 2012 году на городском этапе её признали лучшим воспитателем. Теперь у Татьяны Княжевой одна цель - стать лучшей на областном этапе и поучаствовать во всероссийском конкурсе. Но главное для неё - не победа. Хочет, чтобы о её методике узнали за пределами города и начали применять в других детских садах.

- Дайте детям возможность экспериментировать, и они перевернут мир! - уверена Татьяна Юрьевна.

 

Ольга МУШТАЕВА.
Фото из личного архива Татьяны Княжевой

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина