Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Прогулка под облаками

Чтобы забыть о земных проблемах, нужно взглянуть на них с высоты птичьего полёта

В минувшие выходные прошёл первый международный патриотический аэрофестиваль «Небосвод Белогорья». Чтобы на полчаса забыть о земных проблемах, нужно всего-навсего взглянуть на них с высоты птичьего полёта. И те, кто не побоялся полетать на воздушном шаре, получили действительно незабываемые эмоции. Начался праздник в Прохоровском районе, а завершился в Белгороде - на площади около музея-диорамы.

Как поймать ветер?

Больше ста лет назад на воздушном шаре поднялись первые живые существа - утка, петух и овца. Почему выбор пал на этих животных - история умалчивает. С тех пор небо освоили миллионы людей, не смирившиеся с земным притяжением. Они летают на парапланах, поднимаются на дирижаблях, бороздят пространство на аэростатах, путешествуют на воздушных шарах... Там, высоко в небе, они не ищут большой скорости и не пытаются покорять воздушный океан. Их притягивает чувство настоящего полёта. Неслучайно эти спортсмены называют себя воздухоплавателями. Плавное передвижение в небе вместе с потоком воздуха больше всего похоже на скольжение по воде, такое же невесомое и еле уловимое.

…Фестиваль в Прохоровке проходил в районе Звонницы, на легендарном Третьем ратном поле России. Белгородский аэрофестиваль, в отличие от других подобных мероприятий, был тематическим, организаторы - федерация воздухоплавания «Белогорье» и управление физической культуры и спорта области - посвятили его семидесятилетию танкового сражения под Прохоровкой. Поэтому число участников было ограничено. Не пригласили аэростаты с рекламными логотипами, понятно, что не совсем этично будут выглядеть парящие над святым местом огромная бутылка водки или вездесущая кока-кола. Участвовали только гербовые воздушные шары с названием своих городов или регионов. Таких, как оказалось, в России немного.

Итак, на белгородском фестивале собралось четырнадцать команд из России, Белоруссии и Украины. Местные спортсмены устраивались в палаточном городке, приезжие - заселялись в гостиницу.

В первый же вечер планировался подъём на аэростатах. Мы просидели в лагере воздухоплавателей до глубокого вечера, но так и не дождались запуска шаров. Спортсмены философски пожимали плечами, дескать, сильный ветер, ничего не поделаешь. При порывах больше пяти метров в секунду взлетать опасно. Такой уж это вид спорта - все в руках Божьих. Мало того, что полёт тепловых аэростатов возможен только рано утром или поздно вечером, ведь подъёмная сила зависит от разницы температур внутри шара и окружающего воздуха. Так ещё вносит свою лепту погода. Сильный ветер, грозовой фронт, туман, осадки - и с полётами приходится прощаться до более благожелательного прогноза синоптиков. Зато здесь, в лагере, мы познакомились со многими интересными людьми, увлечёнными воздухоплавательным спортом.

Юрий Павлович Таран из города Дмитрова - пилот № 1. И не только по заслугам в этом виде спорта. Он первым ещё в Советском Союзе окончил курсы и получил удостоверение пилота международного образца. Можно сказать, что он был очевидцем зарождения воздухоплавательного спорта в нашей стране. А Белгород - его историческая родина. Здесь жила его мама, здесь корни их семьи.

- Первый свой аэростат мы с другом, а он работал в научно-производственном объединении «Вымпел», в конце восьмидесятых годов построили сами, - рассказывает Юрий Павлович. - А корзину решили сделать из алюминия, типа, это достаточно лёгкий металл. Очень хотелось всех удивить. Удивили, да ещё как! При первой же посадке тряхануло с такой силой, что надолго отбило желание подниматься в небо. Мой рекорд - два сломанных ребра. Пришлось перейти на традиционные тростниковые корзинки.

Таран со своим аэростатом выступал в Японии и Корее. Поднимался в небо Западной Европы. В 1998 году стал чемпионом России. Но больше всего он вспоминает свой полёт над Москвой, когда единственный раз аэростатам разрешили взлететь над столицей. Вместе с Юрием Павловичем на шаре поднимался дважды герой Советского Союза, лётчик-космонавт Владимир Джанибеков. Сейчас Юрий Павлович - мастер спорта, главный тренер сборной России по воздухоплавательному спорту, говорит, что за последних два десятилетия в России появилось много талантливой молодёжи. Сегодня российские воздухоплаватели входят в десятку самых известных спортсменов мира.

Белгородец Валерий Афанасьев - из их числа. Недавно он стал победителем всероссийских соревнований по радиоуправляемым моделям теплового аэростата в Рязани. От привычного шара модель отличают только размеры и то, что пилот находится на земле. Управляет он газовой горелкой с помощью радиопульта. А в остальном - всё то же, что и в «большом спорте»: умение рассчитать скорость ветра, выбрать нужное направление, проложить максимально точный маршрут…

- Конечно, работа пилота - это больше математический расчёт, - согласна с таким утверждением спортсменка из Рязани Марина Лихота. - Но нужно ещё хорошее чутьё. Есть вещи, которые не поддаются логическому обоснованию.

Просто хороший пилот каким-то шестым чувством понимает, что через несколько минут ветер успокоится и можно будет подняться в воздух. Или при совершенно безоблачном небе пожимает плечами и говорит, что сегодня, видимо, нелётная погода. Так и происходит: внезапно набегают тучи, начинается дождь. Люди, умеющие ловить ветер, видимо, привыкли разговаривать с ним на своём языке.

Белгородская федерация воздухоплавания - организация пока молодая. Сегодня у ребят есть четыре аэростата и глобальные планы на будущее. Судя по оптимизму президента «Белогорья» Вадима Радченко, им суждено сбыться. Во всяком случае, начинающие пилоты, которых, как и всех, привёл в этот спорт случай, Игорь Поликарпенко и Игорь Ходырев отступать от своей мечты не намерены. Есть в команде белгородских воздухоплавателей и первая пилотесса - Маргарита Работягова. На днях девушка получила удостоверение пилота, разрешающее самостоятельные подъёмы на аэростате. А первое знакомство с этим спортом у неё началось с обычной обзорной экскурсии на воздушном шаре. Просто есть люди, которые с первого взгляда влюбляются в небо и готовы ради него изменить свою жизнь.

- Чем притягивает высота?! Спокойствием. Ощущением невесомости. Удивительным покоем. Объяснить это трудно, - говорят пилоты, - просто попробуйте подняться на шаре сами.

На ковре-самолёте мимо радуги…

Второй день фестиваля радовал гостей праздника разнообразной программой. В небе парили парапланы. Бесстрашных людей-птиц с пропеллерами на спине не пугал даже приближающийся вечер. Небо расцвечивали яркие триколоры российских флагов, с которыми спускались на землю парашютисты.

Многих зрителей привлёк пролетающий над полем самолёт, выполняющий фигуры высшего пилотажа. Раритетным «Як-12 А» управляли пилоты Владислав Александров и Сергей Беличенко. Спортсмены рассказали, что этому самолёту около шестидесяти лет. Таких действующих моделей в России осталось не более двух-трёх. А когда-то «Як-12 А» был очень популярным транспортом, таким маленьким воздушным такси, в его кабине помещается три человека. К тому же он использовался в санитарной авиации, перевозил почту, небольшие грузы… Технического состояния раритета хватит, чтобы полетать ещё лет десять-пятнадцать. Но пилоты надеются, что после ремонта «старичок» ещё себя покажет…

Приблизился момент открытия праздника. На торжественном митинге, посвящённом началу фестиваля, выступил первый заместитель губернатора области - начальник департамента внутренней и кадровой политики Валерий Сергачёв. Он поздравил всех присутствующих с этим знаменательным событием - своеобразным открытием эры воздухоплавания на Белгородчине. Сказал, что это очень символично, когда над полем, политым кровью тысяч павших, поднимутся в небо десятки живых, потому что души - бессмертны. И высказал пожелание, что подобные фестивали станут у нас традиционными.…

На сцене перед Звонницей началась концертная программа. Пока гости фестиваля слушали выступления артистов, часы отсчитывали время до самого зрелищного и эффектного действа нынешнего дня. Все надеялись увидеть полёт аэростатов над Прохоровским полем.

…Не передать, с каким замиранием сердца ждали решения своей судьбы журналисты, пока шло совещание пилотов. До самой последней секунды было не ясно, поднимутся вместе с ними в небо пассажиры или нет. Наконец, вердикт оглашён: совместному полёту быть. И все рассаживаются по машинам вместе со своими пилотами. Езда по грунтовому бездорожью до точки старта - тоже часть воздушной «романтики». И пока нас подкидывает и швыряет на ухабах, наша пилотесса - Екатерина Ларикова из города Великие Луки - проводит предполётный инструктаж. В голове остаётся одно: в полёте можно делать всё, что угодно: кричать, смеяться, целоваться, петь. Но нельзя пытаться прыгать вниз и хвататься руками за баллоны.

Уже на поле проходит последний брифинг. Все аэростаты должны пройти точно над Звонницей. И только от опыта пилота зависит, как «поймать ветер», чтобы он вынес шары к нужной точке. Некоторые спортсмены запускают в небо обычные воздушные шарики и внимательно следят за их траекторией, чтобы вычислить маршрут движения. На настоящих соревнованиях пилоту помогает компьютер с навигационной системой и штурман, который корректирует его курс на земле. На обычных «покатушках» всё и проще, и сложней одновременно. В любом случае, куда бы нас ни занесло, аэростат обязательно подберёт машина технической помощи. Команда будет ехать следом за нашим шаром.

Поверьте человеку, которого бросает в дрожь от одной мысли о чёртовом колесе, а на балконе десятого этажа у него потеют от ужаса ладони: самое страшное в подъёме на воздушном шаре… ожидание подъёма на воздушном шаре. Эти полчаса подготовки, действительно, могут вывести из равновесия любого новичка. Одни впадают в ступор и с царственным достоинством созерцают предполётную суету. Другие начинают безудержно болтать, то и дело мешая слаженной работе команды. Пилот вместе с помощниками достаёт из прицепа машины купол шара, который здесь, на земле, кажется неожиданно огромным. Оттуда же извлекается корзина, которая, наоборот, выглядит совсем крошечной. Там с трудом могут разместиться два-три человека. Этот факт почему-то вызывает смутное беспокойство. «Вы предпочитаете наоборот?!» - любезно интересуется кто-то из технического персонала. Нет уж, спасибо! Рядом надувают воздухом аэростат «Дмитров-850». Этот гигант может сразу поднять в небо до двенадцати человек. Наш «малыш» способен вместе с четырьмя баллонами и пилотом взять груз не более ста сорока килограммов.

Сначала вентилятор наполняет шар обыкновенным воздухом, потом подключаются горелки. От горячего дыхания аэростат плавно поднимается с земли, словно услышав невидимую команду сверху. Наш аппарат называется «СкалаЛаска». «Откуда такое название?» - спрашиваем мы у Екатерины, уже запрыгнув в корзинку. «Расскажу после посадки», - улыбается пилотесса. «Если посадка состоится», - думаем мы про себя, как, наверное, тысячи новичков до нас, заодно мысленно прощаясь со всеми близкими и родными. «Ветер сильный, надо быстро набирать высоту», - говорит Екатерина. Чутьё её не подвело, выбранный курс, действительно, вынес шар к самой Звоннице. Наш аэростат плавно начинает подниматься вверх, оглашая окрестности победным рёвом газовой горелки. Рядом видны купола других шаров, оторвавшихся от земли. Они плавно парят на разной высоте.

Пилотесса Екатерина тянет ручку на себя, из горелки вырывается пламя, и аэростат всё быстрее и быстрее поднимается вверх. Где-то далеко мелькают квадратики домов, дорога не толще спички, и поля, словно аккуратно расчерченные на шахматные клетки. По полю движется крохотная точка - удирающий от нашей небесной флотилии заяц. Жаль, что мимо не проносятся птицы, их пугает рёв горелки. В этот момент очень хочется сказать пернатым, что и нам близко их чувство парения. Аэростат взмывает ещё выше, туда, где ласково манят облака. Ни рывка, ни покачивания. Ощущение очень схоже с полётами во сне, когда нет страха, а только один безудержный восторг и чувство покоя. Особенно удивительно наблюдать, когда совсем рядом проплывает купол Звонницы. И в голове почему-то вертится: «На ковре-самолёте мимо радуги я лечу, а вы ползёте, чудаки вы, чудаки!»…

Нам машут внизу крошечные фигурки людей. Аэростаты приветствуют гости фестиваля. Жалко, им не объяснить сейчас, каково это - чувство свободного полёта! Ещё какие-то чрезвычайно умные и важные мысли посещают в этот момент. Увы, от них ничего не останется уже через несколько минут. Мы ловим последние лучи заходящего солнца. Полёт подходит к концу. «Посадка будет жёсткой, держитесь!» - выкрикивает Екатерина. Корзинка, как лягушка, несколько раз подпрыгивает на земле. Потом замирает под странным углом, словно колеблясь, стать ей в нормальное положение или всё-таки перевернуться. Честное слово, в этот миг она напоминает разумное существо. Наконец, смилостивившись над нами, корзина останавливается. Под ногами твёрдая земля. «Кстати, «СкалаЛаска» - это аббревиатура, - как ни в чём не бывало говорит Екатерина, - мне и моей подруге этот аэростат подарили спонсоры и назвали в нашу честь. А вы молодцы, хорошо держались!»

Сразу покидать корзину нельзя, её может унести ветром. Через минуту нас подбирает команда технической помощи. В ней, кстати, и сын Екатерины - Михаил. «Я увлеклась воздухоплаванием лет десять назад, - рассказывает пилотесса, - и уже лет пять летаю самостоятельно. Сначала родные меня не поддерживали, считали всё это блажью. Но после того как я подняла в небо дочь, сына и мужа, их мнение изменилось. Сейчас аэростат - не только хобби, но и главный кормилец семьи».

…Я пишу этот репортаж, а за окном редакции неспешно проплывают купола аэростатов, они совершают обзорную экскурсию над Белгородом. В последний день фестиваль перебрался в областной центр. Теперь шары не кажутся мне чужими. Я машу им рукой как старым знакомым.

Так что же такое полёт в небе на воздушном шаре?! Я скажу так, как однажды ответили мне: это ощущение невозможно передать, надо просто однажды подняться в небо самому…

 

Виктория ПЕРЕДЕРИЙ,
Владимир ЮРЧЕНКО (фото)

 #

Афтар-учи матчасть, "больше

Афтар-учи матчасть, "больше ста лет назад" можно было купить билет на самолет и сгонять в Париж на выходные.

 
 #

Очень длинно

Еле осилил. Ну не может эта тема вмещать в себя столько текста.

 

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина