Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Фотограф Павел ТИТОВИЧ: Фотография - правдивее живописи

Фотограф Павел ТИТОВИЧ: Фотография - правдивее живописиВ его студии есть линия, на которой стоит камера. Во время работы она чётко разграничивает пространство комнаты. Со стороны камеры - это нынешний момент. С другой стороны, там, где находится модель, может быть какое угодно время. Фотограф Павел ТИТОВИЧ любит работать по утрам. Часов в десять. Победитель международных фотоконкурсов, участник многих выставок, чьи работы публикуются в российских и зарубежных журналах, рассказал о себе и секретах своего ремесла.

О монохроме и времени

- Павел, почему ты предпочитаешь монохромное фото?
- Сам я в этом глубоко не копался. Думаю, тут есть влияние чёрно-белого кино. Той же «Земляничной поляны» Ингмара Бергмана. Да и вообще на меня куча людей повлияла.

- Многие твои работы посвящены старой фотографии. Ты делаешь снимок, а затем «состариваешь» его. Для чего?
- Мне нравится уходить от времени. Чтобы на фотографии не было каких-то временных привязок. Например: обнажённый человек без каких-то предметов, относящихся к этой эпохе. Это ведь тоже размышление о времени, о том, что нас окружает.

- То есть твои снимки - вне времени?
- Они без конкретной привязки к дате.

- Условно говоря, это могло быть снято и сто лет назад, и через сто лет после нас?
- Да.

Об учёбе и начале

- Расскажи немного о себе.
- Родился в Белоруссии, жил на Украине, в Москве, Красноярском крае. Отец военный, поэтому с переездами «повезло». Дольше всего жили в Перми - 13 лет. В Белгороде уже три года.

- Где учился?
- Я окончил аэрокосмический факультет Пермского государственного технического университета. По специальности - инженер измерительно-вычислительных комплексов. Правда, по специальности не работал.

- Как родители относятся к тому, что ты занимаешься фотографией?
- Отлично. Конечно, по первому времени они думали, что это сиюминутное увлечение, что пройдёт. Наверное, так у всех бывает. Но вот, не прошло.

- А когда началось?
- В 2007 году. Я познакомился с одним фотографом в Пермском крае. Мы приехали к нему в студию на несколько дней. Под воздействием атмосферы, которая там царила, во мне произошёл какой-то перелом в отношении к фотографии.

О творчествеи деньгах

- Откуда пристрастие к студийному фото?
- Один известный московский репортажный фотограф говорил мне, что студийная фотография - мёртвая. Для меня же нет принципиальной разницы между студийной и репортажной фотографией. Репортаж на самом деле и там, и там.

- В каком смысле?
- К примеру, приходит в студию модель. Она соответственно концепции снимка одевается, занимает в кадре определённое положение. Для модели это - событие. Она или он больше никогда в жизни не испытает подобных ощущений. Такого больше никогда не произойдёт. Конечно, о терминах можно спорить, но, по-моему, это тоже репортаж.

- Ты платишь моделям за съёмку?
- Нет. Скорее всего, я никогда не буду платить за съёмку. Дело не в жадности, конечно. В индустрии фотографии есть такой термин TFP - time for print. Это означает: ты мне позируешь, а я тебе - снимок. В последнее время название изменилось на time for CD - по причине распространения цифровой фотографии. В таком случае взаимодействие участников творческого процесса более глубокое.

- Думаешь, если бы в этой схеме присутствовали деньги, всё было бы по-другому?
- Да, всё было бы по-другому. Для меня же очень важно личностное отношение к человеку, которого снимаешь. Это событие жизни.

О продажах и журналах

- Твои работы продаются?
- Недавно продал работу в Нидерланды. Клиент нашёл меня через сайт, спросил, что я могу ему предоставить. Договорились о фото, о цене, и я ему напечатал снимок, который он хотел.

- Твои снимки публикуют в зарубежных журналах. Издания сами на тебя выходят?
- По-разному. Китайцы и канадцы - сами. С журналом Blur связывался я. Тут принцип простой: стучитесь, и вам откроют. Что касается испанского издания, то со мной через Facebook связался паренёк, которому понравились мои работы. Он попросил опубликовать своё поэтическое произведение с моими снимками. Я не стал возражать, конечно.

О кино и живописи

- Какие фильмы смотришь?
- Разные. Любимый - «Сталкер» Тарковского.

- Ты разбираешься в живописи?
- Ну, в чём-то да. Сейчас кстати, работаю в нашем художественном музее на полставки - снимаю видео, картины фотографирую. Есть классный фотограф - Здзислав Бексиньский. Он начинал с фотографии, а затем стал писать красками. Потрясающие работы. Что мне нравится в живописи - когда художник создаёт определённый мир. Не просто нарисовал пейзаж, а именно создал что-то новое. Тот же Дали - самый распространённый пример. Или создатель мира «Чужих» Ганс Гигер. Очень круто.

- Используешь что-то из живописных работ или приёмов в своих снимках?
- Многое из живописи невозможно перенести в фотографию. Во всяком случае, в фотографию, которая создаётся без дополнительных манипуляций. Хотя есть фотографы, которые делают потрясающие коллажи. Думаю, что живопись и фотография - очень разные формы искусства. Мне представляется, что все художники определённым способом врут. Слово, конечно, грубоватое, но по сути…

- А может, они наоборот - более честные?
- Фотография более правдивая. Я имею в виду плёночную фотографию, не цифровую.

О плёнке и цифре

- Считаешь, что на современном этапе развития технологий есть принципиальная разница между плёнкой и цифрой?
- У меня никогда не получалось делать отпечатки с цифры такими же, как с плёнки. А ведь это конечный продукт.

- Можешь объяснить, в чём разница?
- В цифре всё жёстко структурировано. Она и визуально не выдаёт качества плёнки по градации, детализации. Конечно, цифра сейчас в некоторых параметрах «перескочила» плёнку намного дальше. Плёнка становится больше уделом ремесленников. Художники тоже раньше всё делали сами: готовили краски, грунтовали холст. А сейчас - пошёл в магазин, купил натянутый холст, нарисовал, вот ты и художник. То же самое и с фотографией творится. Купил фотоаппарат - и ты фотограф.

- Фотографов, действительно, много. Что думаешь по этому поводу?
- Это нормальное явление. Если развитие техники даст импульс авторам, это прекрасно. Но если возникает мнение, что фотография - это легко и сразу, то это иллюзия. Люди, конечно, ей подвержены. С другой стороны, индустрия даёт фотографам и клиентов. Если бы её не было, фотография оставалась бы на бытовом уровне.

- Значим ли для тебя в творческом отношении процесс проявки плёнки?
- Да, конечно. Контроль процесса от начала до конца - это, по-моему, самое важное. Я проявлял в лабораториях, и это было жуткое зрелище. Я с самого начала с трепетом относился к качеству продукта. Бывало так: заказал плёнку в Москве, отснял, сдал на проявку, её вынимают из проявочного агрегата, наматывают на руку и складывают… Вот после этого я задумался: может, я как-то сам справлюсь.

О мечтах и думании

- О чём ты мечтаешь?
- Не знаю. Как-то оно всё идёт и идёт…

- Если нет мечтаний, может, есть цели?
- Что касается фотографии - делать снимки, на которых присутствуют те, кто мне дорог.

- Ты вообще легко сходишься с людьми?
- Нет. В Белгороде за три года появилось не так много знакомых.

- Ты аполитичный человек?
- Какое-то время назад впал в политику. Это было перед декабрьскими выборами. Но я считаю, что политика лезет в голову тогда, когда больше нечем заниматься. Сейчас мне есть над чем думать, я в процессе размышлений. Готовлюсь к съёмкам. Ищу реквизит.

- Интересен твой снимок, на котором пожилой мужчина с часами.
- Это мой дед (улыбается). Ветеран. Вообще в фотографии важны даже не сюжеты, а история. То, что я делаю, я делаю, во-первых, для себя. Как итог размышлений, понимания каких-то вещей через фотографию. И в первую очередь хотелось бы оставить после себя всю семейную фотографию. Какая бы она ни была: простая, не сюжетная, она оставляет главный след, является костяком. Это основа всего. Этот дед с часами - одна из работ о семье. Личные фотографии заставляют думать над многим.

 

Беседовали
Мария ЛИТВИНОВА
и Сергей ЕГОРОВ.
Фото Марии ЛИТВИНОВОЙ

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина