Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Работа казалась невыносимой, но никто не отказывался...

95 километров железной дороги Старый Оскол - Ржава построили всего за 32 дня

Работа казалась невыносимой, но никто не отказывался...Работа казалась невыносимой, но никто не отказывался...Работа казалась невыносимой, но никто не отказывался...Командующий Воронежским фронтом генерал армии Н.Ф. Ватутин 7 июня 1943 года обратился с письмом в Государственный Комитет Обороны, в котором просил разрешения на строительство железной дороги Старый Оскол - Ржава протяжённостью 95 километров.

Это письмо командующего фронтом было отправлено в Государственный Комитет Обороны в канун Курской битвы. Ставка Верховного Главнокомандующего придавала огромное значение этому сражению. Ведь победа советских войск на Огненной дуге явилась бы не только полным крахом плана «блицкрига», но и развеяла бы миф о непобедимости вермахта. Битва ожидалась жестокая по своим масштабам. Нашему командованию в короткие сроки требовалось сосредоточить в районах Курско-Орловской дуги большое количество боевой техники, личного состава и боеприпасов. Воронежский фронт не имел своей железной дороги, и перевозку военных грузов он осуществлял в основном по линии Косторное - Курск Центрального фронта. Но эта дорога была перегружена перевозками, и обеспечивать два фронта она не могла. Постоянные налёты вражеской авиации, действия диверсантов доставляли ещё большие трудности, поэтому Н.Ф. Ватутин в письме предлагал:

«1. Строительство дороги возложить на управление военно-восстановительных работ.

2. Для обеспечения строительства рельсы и шпалы использовать за счёт снятия с путей железной дороги Ржава-Белгород, Льгов-Готня.

3. Обязать Курский обком ВКПб и Курский облисполком привлечь для выполнения работ местное население в количестве 20000 человек и 1000 подвод на период строительства.

4. Приступить к работе 15.06.43 и закончить 15.08.43.»

За два месяца предстояло выполнить огромный объём работы. Устроить насыпь, построить 10 мостов, уложить 95 километров железнодорожного полотна. Для выполнения этой задачи Государственный Комитет Обороны, Курский обком и исполком облсовета 10 июня 1943 года приняли решение:

«1. Мобилизовать на период строительства 20000 человек, 1000 подвод из районов области.

2. Создать из рабочих в каждом районе строительные отряды по 100 человек.

3. Обкому ВЛКСМ привлечь на строительство отдел общественного питания, медицинскую помощь и идеологическую работу.

4. Утвердить переходящее Красное Знамя «За высокий показатель на строительстве».

Уже 17 июня на строительстве железной дороги работало 25 тысяч человек, 1280 лошадей и подвод. В основном это были женщины и подростки. Работали днём и ночью, в любую погоду, даже при налёте вражеской авиации.

В трудовом отряде Прохоровского сельского Совета на строительстве дороги работала Екатерина Тихоновна Безгинова. Я попросила Екатерину Тихоновну рассказать, как и в каких условиях прохоровцы сооружали дорогу Победы. Вот запись её рассказа:

«Отобрали нас из Плотавского сельского совета сто человек, из других сельских советов отбирали столько же, все девчонки, возраст от 16 до 25 лет. Объяснили, что будем строить важный стратегический объект - железную дорогу. На следующий день мы должны были взять с собой продукты, сменную одежду, лопату и прибыть в село Плота. С продуктами было трудно, только что прогнали фашистов, мама хлеб пекла так: брала щавель, тёртый бурак, немного муки, замешивала всё это и в печку - вот и хлеб. Положили мне в сумку родители буханку такого хлеба, десяток картофелин, немного пшена и бутылку постного масла.

Утром мы вышли из Плоты в сторону Беленихино. Когда пришли, узнали, что товарняком поедем до станции Ржава. Немного отдохнули, и вот подошёл поезд, на нём мы доехали до Ржавы. Оттуда до Сараевки мы добрались опять пешком. За станцией показался огромный сад, в котором мы расположились на отдых. Но нам объявили, что нужно делать шалаши, так как до конца строительства мы будем жить именно тут. Принялись за дело скоро, ведь на следующий день нужно было выходить на работу. Шалаши построили из веток, покрыли их травой, рядом развели костерок. Нас в шалаше было трое девчат - я и с нашего хутора Лена и Вера. Вера была совсем молодая, с 1927 года. Рядом работали девушки из Гнездиловки и
Ржавца.

Утром 15 июня принялись за строительство. С нами на дороге работал седой мужчина в военной форме, звали его Марк Маркович. Он после тяжёлого ранения был комиссован с фронта, но вернуться домой не смог, так как его родное село Покровка было оккупировано немцами. Так он попал в нашу сотню. Благодаря Марку Марковичу и нашей старшей отряда, сотенной Марусе, организовано у нас всё было на должном уровне. Марк Маркович помогал нам правильно распределиться на участке, ремонтировал поломанный инструмент. Он был очень толковый и опытный работник. На своём участке мы делали насыпь под укладку шпал и рельс. Каждый день мы менялись инструментами: сегодня я копаю, завтра трамбую грунт. Потом носилками переносили землю. Это давало возможность не выбиваться из сил. Земля была сухая, твёрдая, словно кем-то утоптанная.

Стоял июльский зной. Работали с утра до вечера под палящим солнцем. Короткие перерывы на отдых, и снова брались за инструмент. Все девчата понимали, что дорога нужна для победы. Рядом с нами трудились военные. Они укладывали шпалы, закрепляли рельсы. Вечерами от усталости валились с ног. Приходили к своим шалашам, начинали готовить еду. В основном густой суп и кашу, чтобы к утру восстановить силы. Но бывало, молодость брала своё. Вдруг раздавалась песня, и все подхватывали её, забывая об изнурительном дне. А то начинали соревноваться, какой сельский совет громче поёт. Мы очень любили песню «Катюша», «Синий платочек», украинские песни.

Но это было короткими вечерами. А с утренней зарёй - снова в строй. От пота и испепеляющего солнца одежда пришла в негодность, также закончились продукты. Я упросила бригадира Марусю, чтобы отпустила на денёк домой. Она разрешила, и мы с подружками пешком от Сараевки пошли в Новосёловку. Вечером я пришла домой, рассказала родителям, что делаем, как работаем. Всю ночь папа с мамой готовили мне одежду и продукты. Намолотили пшена, взяли картошки, испекли хлеб, и рано утром мы попрощались с роднёй и пошли в Прохоровку.

В Прохоровке на вокзале сели на проходящий товарняк. Расположились в вагоне, где придётся. Моя подружка Лена, с которой мы жили в одном шалаше, сорвалась с подножки и чуть не упала под поезд, но ребята успели вытащить её из-под колёс. Так мы с большими трудностями добрались до своей работы.

По прибытии узнали, что время строительства сократили до 35 дней. С упорством мы снова взялись за дело. Для меня самым трудным была трамбовка земли. Трамбовали её деревянными столбами. К вечеру руки покрывались кровавыми мозолями. От ежедневной многочасовой работы ныло всё тело. Мы с детства хоть и были приучены родителями к тяжёлому физическому труду, но эта работа казалась невыносимой. В то же время все понимали, что идёт война, и нашим солдатам на фронте ещё труднее. Часто мы выходили во вторую смену, то есть ночью. Никто не отказывался, все работали.

Помню, был такой случай: наша старшая Маруся пошла с подружкой домой за продуктами и одеждой. Вместо себя назначила Шуру. Мы уже заканчивали свой участок, когда к нам подошли военные. Старший сказал Шуре, чтобы она оставила несколько человек доделать незаконченную работу, а остальные пусть расходятся помогать по другим участкам. Шура наша была девушка боевая, она ответила, что пока не закончим свой участок, никуда никто не пойдёт. Перейдём на следующий участок все вместе, своей сотней. Офицер приказал арестовать Шуру. Солдат направил на неё автомат и приказал ей следовать в штаб. Мы испугались за неё, закричали, чтобы её отпустили, но на нас никто не обращал внимание. Продолжая работать, мы всё время смотрели в ту сторону, куда увели сотницу. Вдруг раздался радостный крик - это Шура вернулась обратно. Все обрадовались, а Шура сказала, что в штабе она доказала свою правоту. Её внимательно выслушали и сказали, чтобы она продолжала выполнять свои обязанности.
17 июля 1943 года по железной дороге Старый Оскол - Ржава пошли первые поезда. Строительство закончилось за 32 дня. Сколько страданий и бед выпало на долю наших земляков в период Великой Отечественной войны! Великая Победа досталась ценой великих жертв, она ковалась не только мужеством и отвагой советского солдата, но и теми, кто трудился в тылу, строил заводы, оборонительные рубежи, точил у станков снаряды, сеял хлеб, делал всё, чтобы приблизить разгром фашистcкой Германии».

Железная дорога Старый Оскол - Ржава была построена в рекордно короткие сроки. Работники Прохоровской колонны считались лучшими на строительстве. Переходящее Красное Знамя постоянно развевалось в бригаде наших земляков. Нормы перевыполнялись ежедневно в 2-2,5 раза. Историческое значение подвига, проявленного советским народом на Огненной дуге, состоит в том, что и солдаты, и гражданские люди - стар и мал - внесли свой вклад в разгром фашистов.
А железная дорога и сейчас служит людям. Пассажирские поезда везут по ней в дальние уголки нашей Родины людей и мирные грузы.

 

Карина ШЛЯХОВА,
ученица 10 класса
Прохоровской гимназии

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина