Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Единство музыки и танца

Впервые белгородцы лицезрели балет под музыкальное сопровождение симфонического оркестра

Единство музыки и танцаПервый фестиваль высокой классической музыкальной культуры «Шереметевские музыкальные ассамблеи» в Белгородской государственной филармонии подошёл к финалу. Посвящённый старинному русскому роду Шереметевых, известных меценатов и покровителей искусств, он обратил зрителей к трём жанрам, которым представители этой фамилии отдавали особое предпочтение, - опере, хоровому пению и балету. И каждый из трёх фестивальных дней - 24, 29 марта и 3 апреля - запомнился грандиозным концертом, снискавшим успех у публики.

А главным действом заключительного дня «Шереметевских музыкальных ассамблей» явилось пластическое искусство балета. В минувшую среду на сцене предстал московский «Имперский Русский балет» Гедиминаса Таранды. И впервые белгородцы лицезрели балет под музыкальное сопровождение оркестра - симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии под управлением главного дирижёра - заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина.

Зрители спешно занимали места и с любопытством взирали на несколько импровизированную, продолженную в зрительный зал оркестровую яму, полную музыкантов. Занавес ещё не поднимали, а где-то в её недрах уже зарождалась удивительная по красоте и силе музыка. Отмечу, что прекрасная музыка Римского-Корсакова и Бизе-Щедрина и её виртуозное исполнение оркестром временами обращали на себя большее внимание, нежели происходящее на сцене, наполняя восторгом и гордостью за удивительный белгородский коллектив.
«Имперский Русский балет» - одно название приводит в восхищение и неясный трепет. Это и дань императорской фамилии, много сделавшей для развития отечественного искусства, и признание подлинным «императорам сцены» прошлого, чьё вдохновенное творчество прославило русский балет, и без которых не было бы сегодняшних успехов. Коллектив основан в 1994-м выдающейся русской балериной Майей Плисецкой, ставшей его президентом. Возглавил балет заслуженный деятель искусств России, ведущий мастер сцены Гедиминас Таранда. В труппу вошли талантливые артисты лучших балетных школ нашей страны. Вобрав единство и целостность русской балетной школы, признанной в мире ещё в начале XX века бесспорно лучшей, объединив шедевры классики и искания современности, «Имперский Русский балет» обратил на себя пристальное внимание России и мира.

Для белгородцев коллектив приготовил два одноактных балета «Шехерезада» и «Кармен-сюита» - достойные образцы пластического искусства, где воедино слились мысли и страсти, переданные через грациозные и выразительные движения. И этот рафинированный сгусток сложных и противоречивых чувств доходит до зрителя через содержание литературных оснований и великолепную музыку композиторов.

Разлитое в воздухе ожидание великолепия и физически ощущаемое напряжение исчезли мгновенно - на фоне декораций восточного гарема перед публикой развернулось действие балета «Шехерезада» на сюжет сказки «О царе Шахрияре и его брате» из «Тысячи и одной ночи». «Шехерезаду» поставил Михаил Фокин на музыку одноимённой симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова для прославленных «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Премьера балета состоялась 4 июня 1910 года в парижской Гранд-опера. Его либретто повествует о скучающем султане Шахрияре (исп. Жанибек Кайыр), проводящем время в окружении одалисок (исп. Оксана Шарова, Елена Колесниченко, Мария Ларикова) и любимой жены Зобеиды (исп. Анна Пашкова). Вместе с братом Шахезманом (исп. Игорь Субботин) султан отправляется на охоту. В его отсутствие одалиски, подкупив главного евнуха (исп. Витаутас Таранда), приглашают к себе мужчин-рабов - начинается любовное разгулье. Любовная страсть, так точно выраженная в полном экспрессии и чувств танце, снедает Зобеиду и раба (исп. Нариман Бекжанов). Но как скоротечна их любовь... Неожиданно вернувшийся Шахрияр со свитой велит казнить всех. Убивают и возлюбленного Зобеиды. Этого горя ей не пережить - красавица лишает себя жизни.

Двадцать минут антракта - возбуждённые зрители делятся друг с другом впечатлениями. И не успев выплеснуть эмоции, устремляются на звуки музыки. Уже всё готово для второго представления - балета «Кармен-сюита». Хореографическая версия знаменитой оперы Жоржа Бизе «Кармен», созданная Родионом Щедриным специально для Майи Плисецкой. Её премьера прошла в 1967-м в Большом театре. И наверняка всем знаком литературный источник балета - новелла «Кармен» Проспера Мериме. История разворачивается на фоне декораций арены для боя быков. В сценографии преобладают красный и чёрный цвета, указывая на то, что рок изначально навис над главной героиней. Молодой солдат Хозе (исп. Нариман Бекжанов) влюблён в цыганку Кармен (исп. Анна Пашкова), прекрасную, но волею судьбы обречённую на одиночество. Он любит лишь себя в этом чувстве, не замечая, к чему стремится свободолюбивая женщина. Красавица, пленённая выступлением на корриде Тореадора (исп. Игорь Субботин), увлекается последним. Но и здесь не находит понимания. Преображающая сила любви соседствует с невозможностью переступить через своё эго, преодолеть низменные инстинкты и бороться за единственно достойное чувство. И не желая идти на сделку с собственной совестью, Кармен погибает от кинжала ревнивого Хозе. Партии главных героев, массовые сцены и статичные позы - удивительные пластические рисунки этого балета передали колоссальное внутреннее напряжение, ощущение надвигающейся трагедии, близкой смерти. Оставили ещё надолго в смятенье чувств.

Равно как и на предыдущих концертах в рамках «Шереметевских музыкальных ассамблей» артистам балета и музыкантам оркестра зрители устроили длительную овацию. Обозревая всеобщее ликование и памятуя об успехе, с каким прошли все три фестивальных дня, убеждаешься: это только начало большого пути и грядущей насыщенной музыкальной жизни весеннего фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи».

 

Екатерина ШАРОНОВА.
Фото Юрия БОГРАДА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина