Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Как белгородский Левша собрал… паровоз

…Сколько их разбросано по России – небольших железнодорожных посёлков, вплотную подступающих к станционным строениям. Уютные кирпичные домики с непременными палисадниками, небольшими огородами, зелёными летом двориками. Даже сквозь двойные стёкла сюда днём и ночью проникают гудки локомотивов, стук колёс мчащих мимо составов. И разговоры в таких домиках из века в век ведутся одни и те же: о делах на дороге, состоянии станционного оборудования, новом начальстве, и, конечно, о поездах – почтовых, товарных, пассажирских. У Михаила Викторовича Чернышёва, что живёт с семьёй в одном из таких домиков станции Белгород-Сумская, все деды и прадеды работали на «железке». Отец начинал кочегаром, потом служил в железнодорожных войсках, все три дядьки – машинисты паровозов. И больше всего на свете он уважает… паровые машины. По сути, весь двор его домика по улице Кирпичной превращён в музей под открытым небом. На протяжении многих лет он выкупал из хранилищ металлолома паровые машины: от железнодорожного парового крана до стокерных машин, применяющихся на паровозах для подачи угля, а ещё – арматура для паровых котлов. Всё приведено им в исправность и находится в законсервированном виде – хоть сейчас включай и работай. Для каких целей – об этом позже. Только Михаил Викторович твёрдо убеждён, что первая индустриальная революция на земле началась с изобретения и внедрения паровой машины. И во всех экономически развитых странах мира - Англии, США, Канаде, Германии, Австралии, Новой Зеландии есть сегодня энтузиасты, которые пытаются вопреки прагматикам сохранить уцелевшие образцы паровозной техники. А там, увы (как и у нас в стране) норовят пустить добрые старые паровозы под нож, в переплавку… С пяти лет «доставал» он родителей вопросами, как самому сделать паровую машину? Взрослые лишь смеялись в ответ: мол, для этого нужен целый завод со сложнейшим оборудованием и большой коллектив рабочих-специалистов. И тогда в душе мальчишки родилась мечта: нет, не о своём заводе, кто же тогда о таком мог и помыслить – о собственной мастерской с различными станками, на которых бы он мог работать. Стать этаким мастером-универсалом. Специалист с огромным опытом в сфере производства, с дипломом Харьковского университета, работавший на технических кафедрах белгородских и харьковских вузов, участвовавший в разработке сложнейших конструкторских программ… характерно, что начинал он учеником слесаря-инструментальщика на Белгородском телефонном заводе (позже ПО «Сокол»). Теперь вспоминает, что там была хорошая техническая библиотека и прекрасные мастера-наставники. И был первый Учитель, более того, соратник, союзник: как-то он познакомился с преподавателем технологического университета, профессором Николаем Андреевичем Калашниковым, тоже увлекавшимся конструированием и старой техникой. Дружба, сотрудничество связали их на долгие годы. Постепенно начала сбываться мечта о собственной мастерской: на заводе в обмен на металлолом ему разрешили забрать старый, израсходовавший свой ресурс и списанный фрезерный станок. С большим трудом вместе со своим другом-профессором Михаилу Викторовичу удалось восстановить его. Сколько лет прошло с тех пор… Сегодня его импровизированную мастерскую смело можно назвать инструментальным цехом: два токарных, два шлифовальных, один фрезерный станок, измерительный инструмент (точность до 0,1 микрона), аппаратура термической обработки металла, а ещё плавильный горн для литья из чугуна и цветных металлов в микродозах. И всем этим оборудованием он владеет в совершенстве. Ибо за несколько лет работы на телефонном заводе Михаил Викторович освоил специальности слесаря-инструментальщика, фрезеровщика, шлифовальщика. Причём высшей квалификации. И скоро доказал это на деле… Однажды мне довелось видеть, как на открытой площадке локомотивного депо разделывали на части паровоз. Печальное зрелище. Охваченный снопом искр из-под газового резака, словно нимбом мученика, высоченный красавец с красной звездой на носу гордо уходил в свой последний путь. К сожалению, в 70-е годы по указке сверху у нас в Союзе начали интенсивно резать паровозы – совершенно исправные машины. Сотни их по всей стране были отправлены на переплавку. А ведь что может быть прекраснее паровоза – это живое воплощение могущества техники, скорости, человеческого гения, создавшего такую машину. Почитайте, как пишет об этом Андрей Платонов, замечательный русский писатель, сам когда-то водивший поезда. Да только беда, похоже, скоро и паровозов-то в нашей стране не останется. И предчувствуя этот миг, Михаил Викторович решил изготовить абсолютно точную копию российского паровоза редкой ныне серии «С» 1911 года выпуска. Надо сказать, создание подобных моделей – дело чрезвычайно сложное (это ведь не детская игрушка), требующее широких профессиональных навыков, знаний, ювелирной техники исполнения, специального оборудования, а главное - опыта. По сути, проще сделать настоящий паровоз, чем «подковать блоху». Кстати говоря, у лесковского Левши не было исторического прототипа – писатель выдумал этого тульского мастера, как олицетворение гения всех русских умельцев-самородков. К таким мастерам-умельцам можно отнести и Михаила Викторовича Чернышёва. 11 месяцев бился мастер над моделью своего паровоза. Наш белгородский Левша сделал точную копию машины, движимую силой пара, с точным масштабом 1 к 32. Необходимые чертежи ему предоставили в центральном музее железнодорожного транспорта в Питере. Но наглядного образца у мастера не было, поэтому пришлось идти на ощупь, доверяя своей интуиции. В ходе работы потребовались консультации металлургов, инженеров транспорта. Теоретическую помощь оказали энтузиасты из общества любителей железных дорог, открытого у нас в стране в 70-х годах. Наконец действующая модель была готова и теперь можно сказать, ничего подобного и по сей день в России нет. А те, что когда-то были, проданы с международных аукционов. Естественно, Михаилу Викторовичу было интересно узнать мнение элитарных специалистов в этой области и он написал о своей модели в редакцию самого авторитетного и старейшего английского журнала «Model engineer». Редактор очень заинтересовался работой русского самородка и прислал ему приглашение на выставку моделирования, регулярно проводимую в Олимпик-Холл в Лондоне. Надо подчеркнуть, что эта выставка находится под непосредственным патронажем британской короны и лично принца Филиппа – герцога Эдинбургского (лучшие мастера удостаиваются золотой медали его имени – это очень престижная в мире награда). И вот наш герой в Лондоне, знакомится с представителями мирового моделизма из США, Германии, Канады и с англичанами, разумеется. - Я понял, почему во всём мире придают такое значение этому искусству. Оказывается, - говорит Михаил Викторович, - многие конструкторы мирового класса увлекались моделированием. Это прекрасная школа, дающая высшую квалификацию машиностроителя. Тогда белгородский мастер был ещё новичком в моделировании, поэтому и не стяжал особых лавров. Золотую медаль получил какой-то прославленный специалист, привёзший действующую модель трактора, хотя и нашего эмиссара заметили. На выставках в Лондоне представляют различные модели: станков, авиационных и автомобильных моторов, газовых турбин, электромашин. Но с особым трепетом относятся к паровым машинам (в том числе паровозам), считая их основой промышленного переворота в истории человечества. И я с трудом на своём полузабытом английском перевёл заметку в журнале моделей, где написано, что мастер Михаил Чернышёв – первый русский за всю историю выставки, который представил на конкурс своё изделие. И далее выражается надежда, что он проложит дорогу на выставку и другим умельцам из России. Наш герой был настолько воодушевлён своим первым визитом к отнюдь не чопорным, а даже очень гостеприимным англичанам, что дал себе слово создать более совершенную модель. И по возвращению в Белгород первое, что он сделал, занялся изготовлением плавильного горна для отливок из чугуна и цветных металлов. Помощь в этом ему оказали в лаборатории керамики нашего технологического университета. А когда горн был готов, Михаил Викторович занялся новой, ещё более сложной моделью. Предыстория её такова: с начала XX века на станции Белгород-Сумской много лет работал паровой кран, перетащивший, наверное, миллионы тонн грузов. В 80-е годы его списали по старости. А наш Левша решил в память об этом кране-трудяге создать точную модель его паровой машины на литой чугунной станине (вот зачем понадобился плавильный горн). Работая над моделью, он изготовил всю мелкую спецификацию паровой машины в масштабе 1 к 10. Поразительно, что сложная машина, работающая, как часы, длиной всего полтора дециметра и умещается на ладони! В 2000 году он вновь по приглашению англичан побывал на выставке в Лондоне, и на этот раз его работа была удостоена бронзовой медали. - И это не предел, сказал себе я, добьюсь и почётной медали имени герцога Эдинбургского. Но когда вернулся в Белгород, произошло событие, внёсшее серьёзные коррективы в мои планы. И мне на время (надеюсь) пришлось отказаться от моделирования. К 60-летию Курской битвы для мемориального пробега по местам воинской славы Москва прислала нам раритетный паровоз Л-22. Машина была в плачевном состоянии. Требовалось восстановить утраченные детали, удалить толстенный слой старой краски, ржавчины, отполировать узлы. Работа каторжная, если к тому же учесть что длина «старичка» 24 метра. Но кто-то же должен был взяться за это дело. Михаил Викторович с двумя добровольцами-помощниками дали добро. При этом они лелеяли одну интересную идею: после юбилейных торжеств вернуть восстановленный паровоз в строй и с помощью этой машины организовать туристические поездки для пропаганды истории механики. Так, в общем, всё и получилось, менее чем за год мастера привели паровоз в рабочее состояние и при поддержке Всероссийского общества железных дорог совершили на нём несколько экскурсионных маршрутов по местам боевой славы Белгородчины. Как вспоминает Михаил Викторович, наиболее яркой была поездка в Готню 25 июня этого года – с целью изучения возможного в будущем туристического маршрута. По этой полузаброшенной железнодорожной ветке сохранились старинные станционные строения уникальной архитектуры, плюс чудесный природный ландшафт… - Хочу открыть вам свою мечту. Впрочем, это уже не секрет – я беседовал на данную тему с губернатором области и, похоже, ему эта идея понравилась. Поскольку мне удалось собрать уникальный опыт по сохранению архитектурного ландшафта железных дорог нашей страны и познакомиться с моделированием на мировом уровне, мечтаю создать в нашем регионе музей железнодорожной техники и машиностроения. По сути, это будет школа специалистов-путейцев высокой квалификации и в то же время музей железнодорожной и промышленной архитектуры (направление, которое признано ЮНЕСКО достоянием человечества). В этой школе Михаил Викторович планирует открыть реставрационные мастерские и классы моделирования для людей всех возрастов. Кстати, он уже присмотрел для будущего музея несколько редких металлообрабатывающих станков на предприятиях Белгорода, чей возраст достигает 100 лет, - разумеется, в рабочем состоянии. Их необходимо приобрести, пока не отправили в металлолом, считает он, и оборудовать при музее машинный зал с котельной и станками, имеющими непосредственный привод от паровых машин. Тем самым воссоздать интерьер первых российских фабрик, открытых ещё в XIX веке. Утопия, сказки? Но так может утверждать только тот, кто не знаком с нашим героем, его упорным, бойцовским характером, редкими организаторскими способностями и уникальным талантом инженера-конструктора. Не случайно губернатор области именно М.В.Чернышёва назначил руководителем проекта строительства детской железной дороги в г.Белгороде. И тот успешно проект выполнил. Верит, что в обозримом будущем такая дорога будет в областном центре – в районе Ботанического сада и конноспортивной школы. И затраты на неё вполне умеренные – порядка 30 миллионов рублей. Это его принцип: сначала мечта, потом проект, точный расчёт, действующая модель и наконец – воплощение идеи в жизнь. Михаил МАЯКОВСКИЙ. Фото Владимира ЩЕКАЛОВА

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина