Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН: Назвали Святым Белогорьем - вот и надо соответствовать

Владыка Иоанн приехал в редакцию «Белгородских известий» 12 августа около полудня. Было плюс 37. Мы в лёгкой одежде изнывали от жары. А для владыки в его глухом чёрном одеянии жары будто и не было. Он легко взошёл на третий этаж Дома печати и сел на гостевой диван (есть у нас такой в кабинете главного редактора), пригладил волосы, улыбнулся и сказал: «Ну, спрашивайте…».
Заданной темы для разговора не было. Об этом, приглашая на беседу, договорился с владыкой Иоанном главный редактор. Любой сотрудник «Белгородских известий» мог войти в кабинет главреда и задать владыке свой вопрос.
Первым делом спросили о том, что всех мучило. О жаре.

- Скажите, владыка, как Вы в своём церковном одеянии чувствуете себя в такую жару?
- Как обычный человек. Другое дело, что мы, совершая службы, молитвенно возносим свои устремления к Богу и в какие-то моменты не ощущаем земных неудобств. В этом месяце я три храма освятил. Пришлось на самую жару, но в храме как-то всегда легко, и люди не ощущают гнетущего зноя, потому что храм - это небо на земле, и там включаются другие измерения. Хотя потом, по завершении службы, оказывается, что ты весь, простите, мокрый из-за жары...

- Но обыкновенный человек от жары становится раздражительным, зачастую с неприязнью относится к другим людям. А ведь священнослужитель и до, и после службы остаётся доброжелательным человеком. Будущих батюшек этому специально учат в семинариях и академиях или здесь что-то другое?
- В Евангелии есть очень интересное замечание по этому поводу.

 Архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН

Христос исцелил тёщу апостола Петра, а потом к нему начали приносить немощных со всего города. И Христос помог страждущим, но после этого сразу же удалился в уединённое место для того, чтобы помолиться. Это о чём говорит? О том, что Господь, как истинный Бог и как истинный Человек, имел земные напряжения, после которых Ему было необходимо пополнить Свои силы.
А что касается возможности священника всегда сохранять ровные отношения, это, с одной стороны, дар благодати Божией, которая дана священнику, а с другой - опыт, который приходит с годами. Образ Христа даёт священнику и модель поведения, и благодатные силы, которые врачуют немощи, так характерные для всех нас. В нашем мире очень часто бывают напряжённые ситуации, и Церковь не стоит на месте - она вышла за церковную ограду. Ко всем моментам, связанным с богослужебной деятельностью священника, ещё добавляется и его активная жизненная позиция. Погружение в социальные проблемы тоже требует очень много сил, потому что священник должен иметь христианское измерение этих проблем. По слову апостола Павла: когда уже не я живу, а живёт во мне Христос. Чтобы иметь это христианское измерение, необходимо иметь добрый нрав. В захудалую душу Премудрость Божия не входит.

- Владыка, Вы так легко поднялись по лестнице на наш третий этаж. Как Вы поддерживаете свою физическую форму: фитнес, утренняя зарядка, плавание?
- Видите ли, у меня своя специфика. Уже в течение семи лет я живу с кардиостимулятором, перенёс несколько операций. Делаю специальные упражнения, которые допустимы в моём положении. Ходьба большую роль играет. Надо хотя бы три километра в день проходить. Но не всегда удаётся.

- Раньше люди ходили крестным ходом молить Бога о погоде. А Вы 8 августа совершили такой крестный ход на самолёте. Когда человек идёт пешком, на жаре мучается, молитва страстная. А на самолёте - с комфортом пролетели…
- А вы на АН-2 летали? С чистого поля в Томаровке и с открытой дверью, потому что в АН-2 нет кондиционера и там невыносимо жарко. Это насчёт комфорта. А насчёт пешего крестного хода… Во первых, я не могу взять на себя такую ответственность - в самую жару крестный ход с людьми. Конечно, люди откликнутся, пойдут и пожилые, но это может нанести вред их здоровью. А во-вторых, неважно, как совершается крестный ход. Важна молитвенная настроенность. Важно, что взяли святыни: Смоленскую икону Божией Матери, икону пророка Божия Илии и ковчег с частицей мощей святителя Иоасафа. И ответ был. Крестный ход мы совершили в воскресенье, а в понедельник прошёл дождь. Немножко посвежело.

- Дождь, конечно, был, но почему такой маленький?
- Знаете, один из батюшек рассказал мне такую историю (тут владыка Иоанн улыбнулся). В одном из хозяйств нашей области хороший руководитель построил на свои средства храм. Приходит к батюшке и говорит: «Батюшка, дождя надо. Отслужи молебен». Батюшка призвал прихожан, пришло не так много людей, они вышли в поле, отслужили, и вскоре пошёл дождь. На следующий день руководитель говорит: «Батюшка, ну что такое - всего семь миллиметров дождя было. Надо бы миллиметров 10, не меньше…». А батюшка отвечает: «На сколько помолились, на столько и дождь пошёл».
Господь после воздушного крестного хода дал нам своё знамение: молитесь. У нас в храмах каждое богослужение завершается молебном о том, чтобы Господь послал на нашу иссушенную землю благодать, которая восполнила бы наши силы.

- Мне интересно общаться со священнослужителями. Как личности они разные. Но в то же время их что-то роднит. Их личные качества опираются на один фундамент. Я думаю, что это вера в Господа. Владыка, а как Вы пришли к Богу?
- У меня достаточно успешно складывалась жизнь в советское время. Окончил школу, сразу поступил в Иркутский университет и после университета - я истфак закончил - по распределению попал на кафедру общественных наук. 1 сентября 1982 года прочитал студентам первую лекцию. Мне тогда было 22 года. Поступил в аспирантуру Новосибирского университета. В этом плане всё складывалось удачно.
Но знаете, что произошло? Ещё обучаясь в университете, я много читал, скажем так, самиздатовской литературы. Года полтора назад нас посетил Никита Струве - знаменитый французский учёный-славист и философ. А я с ним знаком, правда, заочно, больше 25 лет. Он издавал «Вестник российского христианского движения», и мы его в Новосибирске читали. Там, в среде учёных Сибирского отделения Академии наук, даже была христианская община. И, будучи ещё аспирантом, я начал петь в церковном хоре. А студенты, у которых преподавал, ходили смотреть, как их преподаватель поёт. Я их в церковь не приглашал, но соответствующие органы приписали мне религиозную пропаганду.
Я ушёл из института, оставил аспирантуру, но продолжал петь в церковном хоре. Архиепископ Иркутский и Читинский Ювеналий (сейчас он схимитрополит Курский, почитаемый всеми старец), узнав, что у меня высшее образование, предложил мне должность директора свечного завода. Вот я стал директором свечного завода. Когда мои родители об этом узнали, очень сильно удивились. На них к тому же было оказано давление, вплоть до увольнения с работы. У меня, кстати, отец преподавал в университете журналистику. К тому времени владыка Ювеналий был переведён на Курскую кафедру, и добрые люди посоветовали мне уехать из Сибири.

- Вы, наверное, пели баритоном?
- Нет, я пел в теноровой партии.

- А какие песни Вам нравятся?
- И в школе, и в университете у нас был свой вокально-инструментальный ансамбль. Для меня очень важна содержательная часть песни. Например, мы до сих пор в очень хороших отношениях со Стасом Наминым.

- Должна ли церковь учитывать изменяющиеся вкусы и интересы общества, если она занялась мощным проникновением в социум? Помнится, в одной из телепередач Вы сказали, что настало время второго крещения Руси. Что имелось в виду?
- Что в обыденную жизнь должны возвратиться христианские ценности. Причём не просто провозгласить их, но и следовать этим ценностям, иначе произойдёт утрата самоидентичности. А когда люди теряют историческую память, их легко увести в сторону от пути, который предназначен тому или иному народу. Это особенно касается молодёжи. Здесь всегда должна быть инкультурация, то есть погружение в их культуру. Если ты начнёшь говорить чуждым им языком, у них сразу возникает стена. И вот здесь задача очень трудная, когда, с одной стороны, нельзя уничижить Слово Божие, а с другой стороны - нельзя это Слово нести способами, которые ставят преграду на пути к его пониманию. Если ты начнёшь говорить на языке XIX века, то просто-напросто отдалишься из-за исторического непонимания. Или же, наоборот, так упростишь всё, что это будет выглядеть вульгарно. Такой пример. Было это не в нашей епархии. Один молодой батюшка пришёл служить в храм, находящийся на территории исправительной колонии. И чтобы стать своим для прихожан, заявил: «Ну что, братва, пришло время шмон в душе наводить. Исповедоваться». А люди на него обиделись…

- … Их обида понятна. Общаясь со священнослужителями, люди смотрят на них как бы снизу вверх, им самим хочется приподняться над обыденностью. Но это же искусство - нести понятным языком Слово Божье. Где учат этому?
- Учат в семинарии. У нас есть, например, своя телестудия, мы периодически устраиваем мастер-классы, где учим наших студентов не теряться перед камерой. Потом существует такой предмет - риторика - искусство правильно говорить и строить свою речь. Учат также правильному построению проповеди.

- Стало модным носить крестики, ходить в церковь, делать вид, что ты верующий. Но эти же люди, выйдя из церкви, ведут себя не по-христиански. Вот такое раздвоение личности. Почему оно происходит?
- Мы живём во времена перемен. Старые основы размыты, а новые ещё не успели сформироваться. Я, например, с тревогой гляжу в будущее, когда речь идёт о кадрах, которые должны войти в управление нашим обществом. Сейчас страной управляют люди, прошедшие через специальные фильтры. Они сформировались, когда была, скажем, державная идеология, когда всё-таки государственный принцип был основополагающим. Но следом грядут люди, сформировавшиеся как личности в зыбкое время перемен. Законы быстро меняются, жизнь в постоянном страхе, открытый бандитизм…

- …Социологи недавно провели опрос среди молодых людей. И получили жуткий результат: абсолютное большинство опрошенных заявили, что готовы ради материальной или карьерной выгоды переступить через любые нравственные и моральные нормы…
- …У нас есть церковный дом престарелых в Красненском районе, в Горках. И туда могут приехать люди на дорогом джипе и сдать свою мать в этот дом. Таких надо заносить в чёрный список, чтобы не пускать во власть!

- Но откуда возьмутся люди с твёрдыми нравственными ориентирами?
- В нашей области создано хорошее законодательное пространство, которое позволяет нам сегодня преподавать основы православной культуры. Подчёркиваю -это светский предмет, поэтому все попытки объявить его законом Божиим несостоятельны. Дети изучают основы православной культуры. У детей возникают вопросы. Они начинают задавать их взрослым. Взрослые начинают опосредованно, через детей, познавать собственную культуру, собственную историю. И дети сегодня очень часто приводят своих родителей в храм - через Воскресные школы. Потом у родителей возникают свои вопросы, они подходят к священнику, начинается диалог. И этот процесс формирования нового мировоззрения будет нарастать.

- Вы думаете, что именно церковь даёт человеку нравственную опору?
- Христианские ценности неизменны уже две тысячи лет. Нам важно, чтобы каждое социальное событие имело своё христианское измерение. Вот Христос говорит: вы - соль земли. А в чём заключаются свойства соли? Она очищает. Она сохраняет продукты от порчи. И всему придаёт вкус. Вот и задача церкви: сохранить веру, сохранить ценности, сохранить христианский образ жизни, уберечь людей от порчи, то есть от тех разрушительных идей и заблуждений, которые есть в обществе, и придать всему вкус. Как апостол Иоанн говорит: не всякому духу верьте, а испытывайте - от Бога ли он.
Нам просто необходимо, как мне кажется, активное участие мирян в жизни Церкви. И когда они получат опыт активного участия в жизни прихода, то этот опыт у них отразится на социальной жизни. В ноябре состоится миссионерский съезд Русской Православной Церкви, и так как я являюсь председателем миссионерского отдела - это что-то вроде церковного министра, то мы главной темой избрали миссионерскую ответственность мирян, активизацию жизни прихожан нашей церкви. Как это сделать? Сейчас есть свободный доступ в храмы, но мало того, чтобы человек помолился и ушёл. Он в церкви один, а за порог вышел - он другой. Вот чтобы этого не было, нужно сформировать некую ответственность. Ответственность - от слова «ответ». Ты отвечаешь на то, что ты слышал. Ты послушал и сделал. Отсюда слово «послушание». Ты исполняешь послушание. Исполняешь то, что услышал. Надо сформировать христианскую ответственность прихожан. Тогда следующим шагом, подчёркиваю - на основе христианских ценностей, сформируется и ответственность гражданская, государственная, державная.

- Западная Европа некоторое время назад очень волновалась по поводу борьбы мусульманок за своё право всюду носить хиджаб. Такие женщины в платках появились и у нас в Белгороде. Как Вы к этому относитесь?
- У нас такого массового явления нет. В то же время у нас есть хорошая традиция, ещё со времён Российской империи, когда христианство и мусульманство уживаются очень мирно. Мусульмане были даже в охране царя, их награждали Георгиевскими крестами, но без изображения на кресте самого Георгия Победоносца, потому что у мусульман запрещено изображать людей. Всё было продуманно и уравновешенно.
И мы с вами сегодня не можем сказать, что появление женщины в хиджабе - это какой-то вызов. На Белгородчине проводится разумная политика губернатора Евгения Степановича Савченко, направленная на то, чтобы не допустить экстремизма по отношению к людям, имеющим христианские корни, и в то же время истинные христиане никогда не будут агрессивны по отношению к другой религии. Свидетельством тому - мемориал «Курская дуга», где мусульмане установили памятный камень в честь своих погибших единоверцев.

- Политики разделили один народ на три государства - Россию, Белоруссию и Украину. Но Патриарх Кирилл старается это единство сохранить. Каковы результаты его двух визитов на Украину?
- Святейший Патриарх Кирилл прилагает громадные усилия к тому, чтобы вернуть народное сознание к главной идее - основой нашего единения является наша православная вера. Занимаясь сейчас проблемами расколов на Украине, неся такое послушание, мы составили классификацию этих расколов. Они многообразны, начиная от расколов, связанных с филитизмом - это когда одна национальность выдвигает свои национальные ценности выше христианства. Отделившиеся раскольнические церкви в основном на национализме и построены. И психологические модели расколов есть, связанные с личными интересами, например, Филарета Денисенко, неудовлетворённостью человека, который хотел стать Патриархом всея Руси, да не стал. И пытался реализовать через своего кума Кравчука, тогдашнего президента Украины, идею самостоятельной украинской церкви.
Но теперь здравый подход есть и у руководства Украины, и уже вот этот филитизм, когда национальные идеи выше христианских, уходит в сторону, и люди понимают, что всё-таки единство веры - это единство церкви, это то, что заповедано Христом. Сейчас мы работаем над методами врачевания раскола. Это достаточно сложный процесс, который связан, с одной стороны, с каноническими правилами, которые в церкви две тысячи лет не меняются, а с другой стороны - с объективными факторами, которые появились буквально в конце XX - начале XXI века. Тогда многие крестились, они шли ко Христу, не зная, что это раскольничий киевский патриархат, они видят - православные церкви, православные кресты, православные богослужения. И как теперь быть с этим заблуждением? Признавать - не признавать крещение? Это достаточно серьёзный вопрос. С одной стороны, мы не можем сказать: признаём ваши таинства, если вы к нам переходите. Это значит размыть границы церкви, это значит попустить другим раскольникам, которые могут сказать: а, всё равно, вы ведь признали же эти таинства… Но, с другой стороны, тысячи людей попали в эту ловушку, им сейчас не объяснишь, что нужно перекрещиваться и т.д.
Есть в церкви подход акривия - это строгий подход, следование в точности всем канонам. И есть подход икономия - снисхождения к немощности человеческой и упование на благодать Божию с тем, что человек не статичен, он развивается, и он, как бы войдя в каноническое лоно церкви, восполнит благодатными дарами через таинства то, что раньше ему не дано было. Всё это мы сейчас осмысливаем, проблема требует каких-то, я бы сказал, нестандартных подходов с учётом сложности ситуации на Украине. Народ там истерзан политическими неурядицами, и надо исходить из любви. Ведь блудного сына принимает отец. Эта притча неслучайна. Многие заблудились…

- Как Вы относитесь к буддизму? Существует мнение, что буддизм не имеет прямого отношения к религии и не противоречит ни одному из проявлений религиозного мышления. Согласны ли Вы с таким утверждением?
- Буддизм - это религия, которая утверждает, что Бог имманентен этому миру - внутренне ему присущ, как бы разлит в природе, в своём творении - везде… И не надо заблуждаться, что это некая социальная доктрина. Например, как конфуцианство - философия устроения жизни и даже государственного строительства, но это другое. А буддизм это всё-таки религия.

- Близкая к язычеству?
- В общем, да. Но в буддизме меньше агрессии, потому что язычество требовало жертвы. Причём кровной жертвы.

- Владыка, в «Отче наш» есть такие слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…». Получается, что Господь разрешает не возвращать никому долги?
- Дело в том, что «дОлги» - это грехи. И здесь это понятие взято из евангельской притчи о должниках. Когда господин призвал своего должника и говорит: ты мне должен вот такую громадную сумму - тот начал его умолять: прости меня, потерпи. И тот простил ему долг. И он выходит из дворца, идёт, и ему встречается человек, который должен ему совсем мизерную сумму. И должник говорит ему: ну ты мне прости, не могу сейчас отдать, но я обязательно это сделаю. И этот человек, которому только что простили колоссальную сумму, говорит: нет. И засадил своего должника в яму долговую. Но когда царь узнал об этом, то призвали должника, который крупную сумму должен, и подвергли его мучениям.
В «Отче наш» речь о том, что Бог прощает нам очень много грехов. Это те дОлги, которые, так сказать, мы задолжали Богу своим поведением, когда выбор наш был не в сторону нравственности, добра, а в сторону греха. И если Бог прощает нам, но мы не прощаем другим, то и нам не прощаются грехи. Вот о чём говорится в этой молитве. Насколько мы прощаем, настолько и Бог нас простит.

- А есть ли у нас такие храмы, где по ходу службы объясняют смысл молитв и обрядов?
- У нас идут такие службы, мы их называем миссионерскими, в Преображенском соборе и в храме князя Владимира в посёлке Разумное. Но мы периодически во всех храмах совершаем такие службы. Сейчас мы решили даже напечатать приходские книжечки для того, чтобы человек, придя на Литургию, мог бы молиться - там будут объяснения и молитв, и богослужений, и некоторые песнопения. Но тут одна проблема: нужно, чтобы эти книжечки возвращались. Помолился человек и вернул. В католических, протестантских, да и в православных храмах за рубежом эта практика существует. Ну и мы попробуем.

- Не знаю, как там вся Россия, но наша Белгородчина действительно переживает второе крещение. Куда ни поедешь, всюду новые храмы. Настоящий ренессанс православия. А как Вы относитесь к критическим замечаниям по поводу чрезмерного - с точки зрения критикующих - проникновения церкви в повседневную жизнь?
- В Доктрине национальной безопасности есть понятие духовной безопасности. Надо защищать традиционные ценности нашей православной культуры, взаимоотношения между людьми должны строиться на этих традиционных ценностях. Но церковь почему-то постоянно подпадает под шквал критики из-за того, что пытается выполнить один из пунктов Доктрины национальной безопасности. А ведь прежде чем защищать, надо знать, что защищать.
Нам важно сегодня тот настрой, который есть в обществе нашем, я имею в виду Белгородчину, уберечь. Как себя назовёшь, так и жить будешь. Назвали Святым Белогорьем - вот и надо соответствовать. У нас на один храм уже приходится пять тысяч жителей. Это хороший показатель. Люди находят опору в церковной общине, она помогает им преодолевать многие проблемы. Человек, который имеет страх Божий, меньше уязвим для искушений мира сего. Почему? Потому что страх Божий - это премудрость Божия. Человек думает: на этом-то жизнь моя не заканчивается, а дальше как я отвечу за свои поступки? Вот в чём заключается страх Божий. И когда люди говорят, что они свободны, и понимают под свободой любые действия, которые противоречат даже здравому рассудку, на самом деле они не свободны, свобода может быть только от греха. И свобода - это познание истины. А человек, познавший истину, - свободен.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина