Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2012». подробнее...

Партнёры

shuh.jpg

 kino31_160x225.jpg

 Unise.ru

Музыка нового времени

Произведения современных композиторов открывают белгородским слушателям

Подобно тому как в конце XIX века художники-передвижники устраивали выставки в разных городах Российской империи, сегодня для российской провинции делают доступной высокую музыку современных авторов. Ещё в 1991-м Союз композиторов России и Московская консерватория создали «Музыкальное передвижничество». Масштабы программы просвещения оказались настолько внушительны, что её удостоили Государственной премии. Но возможен ли успех без встречных усилий? Белгородская государственная филармония активно взаимодействует с СК РФ, в результате чего возник совместный проект: «Музыка нового времени» и «Музыкальное передвижничество» - два концерта, объединённые одной миссией, звучали в залах БГФ 22 и 23 ноября.

Звучание нашей эпохи

- Для нас важно, чтобы люди имели возможность соприкоснуться с музыкой сегодняшнего дня - той, которую больше нигде услышать нельзя. Для этого мы организуем Фестиваль современной музыки, который, кстати, пройдёт в следующем году, на протяжении сезона включаем в программы концертов сочинения современных композиторов, - указывает на значимость подобных проектов заместитель директора БГФ, художественный руководитель - заслуженный работник культуры России Евгений Алешников.

Какая же она, музыка нового времени, что за тенденции в ней господствуют? С этим вопросом я обратилась к представителям делегации Союза композиторов России.

- В современной музыке наметился некий крен в сторону элитарного, закрытого искусства. Кроме того, из сегодняшней академической музыки уходит гражданское звучание. Всё, что связано с проблематикой глобального значения, переходит в рок-музыку. Бороться с этим бессмысленно - мы должны что-то этому противопоставить, - считает секретарь СК РФ, доцент Московской консерватории, член Ассоциации современной музыки, лауреат премий Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева, лауреат «Золотой Маски» (за музыку к опере «Бег») Кирилл Уманский.

- Сегодня музыка масс претендует занять те позиции, которые в былые времена занимала музыка академической традиции, - дополняет музыковед, доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова, академик РАЕ - заслуженный деятель искусств России Анатолий Цукер. - Генеральных тенденций в развитии музыки сегодня нет. Были времена, когда её развитие направлялось волей великих композиторов (Шостаковича, Прокофьева, Стравинского…), вокруг которых образовывалось некое поле. Теперь мы в ожидании больших художников.

- Все говорят о глобализации. Но возможна ли она в нашей сфере? Скажем, в творчестве Калимуллина слышны татарские интонации, ритм. Уманский много жил на севере, и в его композициях - карельские. Музыка разная, главное, чтобы она оставалась музыкой души и сердца, - полагает председатель Союза композиторов России, народный артист России Владислав Казенин.

- В музыке очень важен стержень. А часто за технологиями скрывают его отсутствие. И всегда нужно думать о слушателях, интересно ли им, - поддерживает председатель Союза композиторов Республики Татарстан - секретарь СК РФ, народный артист России и Республики Татарстан Рашид Калимуллин.

В программе этих двух дней - произведения современных авторов, представителей российской школы: Владислава Казенина, Рашида Калимуллина, Кирилла Уманского. А также композитора и дирижёра Анри Соге (1901-1989). Как соотнесены столь разные авторы и как оказался среди них француз?

- Уманского можно назвать авангардистом: его сложная музыка посвящена разговору с потусторонним миром, в ней он обращён к проблемам бытия. Казенин пишет много театральной музыки, оперетты - она более доступная, ясная, светлая. Калимуллин находится будто бы между ними, неким образом уравновешивает эти два полюса. Что касается Соге, то его Виолончельный концерт порекомендовал наш давний партнёр Марк Дробинский (виолончелист, солист первого концерта. - Е.Ш.). Мы решили, что программа от такого соотношения станет интереснее, многограннее, - комментирует заместитель директора БГФ по творческой работе Лариса Барбар.

Три мастера и «бес виолончели»

Концерт для виолончели с оркестром (1963) Соге открыл программу 22 ноября. Музыка эта по стилю простая, ясная, её мелодии выразительны и романтичны, полные лиризма и неизъяснимой красоты. Произведение превосходно исполнил Симфонический оркестр под управлением главного дирижёра - заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина. Когда-то великий Мстислав Ростропович играл партию виолончели в Концерте, что высоко оценил сам автор. Ученик мастера, чья интерпретация также вызвала одобрение Соге, виолончелист-виртуоз из Франции - лауреат международных конкурсов Марк Дробинский солировал в Концерте для белгородских слушателей. «Бес виолончели», как его называют. В марте 2011-го появление на белгородской сцене этого импозантного музыканта вызвало небывалый интерес. В минувшую пятницу безупречная игра Дробинского снова привела к его триумфу.

Впрочем, он не один стал триумфатором вечера. В год двадцатилетия белгородского Симфонического оркестра Рашит Нигаматуллин отмечает свой 55-летний юбилей и четверть века с начала творческой деятельности. Только смолкли последние звуки «Музыки нового времени», и в ещё не нарушенной атмосфере торжества блестящего дирижёра наградили Почётной грамотой Министерства культуры России.

Но это в завершение концерта, а вслед за французской премьерой оркестранты расцветили «Симфонические фрески» (2005) Рашида Калимуллина. Сочинение невероятной энергетики, глубокомысленное и масштабное, его исполняют на лучших европейских подмостках - в Германии, Франции, Италии, Швеции, Израиле, после Белгорода оно прозвучит в испанской Барселоне...

- В 1989-м я завершил работу над рок-оперой «Крик кукушки». В театре она шла по пять-шесть раз в месяц, главную партию исполнял Альберт Асадуллин (солист первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика». - Е.Ш.) - постановка имела успех и в первую очередь привлекла внимание молодёжи, - рассказывает Рашид Калимуллин. - «Фрески» - её симфоническая версия. В них - предупреждение: мы должны ценить то, что имеем.

От тем серьёзных к весёлой, заводной сюите из балета «Коты в сапогах» Владислава Казенина. Очень «грамотно сделанная, интересно оркестрованная» музыка привела слушателей в восторг.

Экспериментальный концерт

Второй концерт - «Музыкальное передвижничество» - по своей структуре и вовсе был необычным. В Органном зале свои сочинения представил Кирилл Уманский (первое отделение). В Камерном - Владислав Казенин (второе отделение).

- Орган - инструмент старинный. И выстраивать программу из одних только современных произведений достаточно рискованно. Я соотнёс музыку барокко и собственную, - отмечает особенность своего выступления Уманский.

Неудивительно, что началось оно с четырёх фрагментов из «Первой Книги Органа» французского композитора и органиста Николя де Гриньи, творчество которого называют одной из кульминаций французской органной традиции XVII века. И что продолжилось музыкой Иоганна Себастьяна Баха - Адажио из Токкаты до мажор. Немецкий гений высоко ценил де Гриньи и собственноручно скопировал «Книгу». К слову, возвышенная над всем земным и, как космос, бесстрастная баховская музыка звучала и в завершение первого отделения - Хоральная прелюдия фа минор, хорошо знакомая по фильмам Андрея Тарковского «Солярис» и «Зеркало».

А сердцевиной программы стали произведения Уманского. Три пьесы для органа - «Прогулка в лесу», «Сказка», «Напев» - цикл миниатюр, где композитор «при минимуме нот создаёт локальный мир». «Фрески и витражи» Уманский исполнил вместе с белгородским аккордеонистом - лауреатом международных конкурсов Михаилом Токаевым. Ансамбль определённо оживил концерт.

- В основе «Фресок и витражей» - идея взаимоотношений двух инструментов, символизирующих жизнь света в двух ипостасях - света отражённого (фрески) и света пропущенного (витражи). Они идентичны по тембру, но баян интенсифицирует звук, а орган пропускает его сквозь себя, - объясняет органист.

И третьим произведением Уманского стала Фантазия памяти Николая Сидельникова. Написанное в 1992-м, оно посвящено одному из ведущих профессоров Московской консерватории.
От сложной музыки слушателей обратили к романсам и песням, дуэтам и ариям из театральных постановок и известных художественных и анимационных фильмов Владислава Казенина. Маэстро предстал и в роли остроумного конферансье, и сам играл на рояле. Вместе с ним композиции исполняли народный артист России Валерий Алиев (баритон) и Екатерина Барбашова (сопрано).

В рамках проекта дуального образования в минувшую пятницу композиторы провели мастер-класс для студентов Белгородского государственного института искусств и культуры.

 

Екатерина ШАРОНОВА. Фото Юрия БОГРАДА

Новости

03.12 Белгородцы могут пересекать границу с Украиной в прежнем режиме
03.12 В селе Иловка Алексеевского района заработал мини-цех по переработке молока
03.12 Белгородский почтамт выпустил в обращение четыре новогодние марки
03.12 За сутки в Белгороде эвакуируют более десятка машин
03.12 Белгородская область вошла в десятку лучших регионов России по качеству жилищных условий в сельской местности
03.12 В Белгородском историко-краеведческом музее отрыли выставку «Белгородчина олимпийская»
03.12 Белгородские таможенники изъяли более 18 килограммов семян мака
03.12 Пьяный староосколец напал на полицейского с ножом
02.12 Белгородские аграрии собрали 2,8 миллиона тонн сахарной свёклы
02.12 Взносы на капитальный ремонт общего имущества многоэтажек будут собираться с 1 января 2014 года
02.12 Эстафета олимпийского огня в Белгороде стартует 17 января
02.12 Водитель автомобиля Hyundai травмировал инспектора ДПС
02.12 В Соборном зале храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии пройдёт вечер памяти Серафима Тяпочкина
29.11 В большом зале Белгородской государственной филармонии состоится вечер испанской музыки