Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Эхо войны

В Белгородской области только в этом году нашли и уничтожили более тысячи старых боеприпасов

После обеда пошёл дождь. Мерзкий. Осенний. А тут звонок из пресс-службы ГУ МЧС России по Белгородской области: «В Шебекинском районе нашли авиационную бомбу. Специалисты туда уже выехали, на месте тебе всё покажут и расскажут». Семьдесят лет назад отгремела в наших местах война, но её эхо ощущается до сих пор. Только в этом году взрывотехники МЧС обнаружили и уничтожили около тысячи двухсот боеприпасов времён Великой Отечественной войны.

Полкилометра смерти

Возле песчаного карьера стоит взрывотехническая машина. Двое взрывотехников внизу, в карьере, сосредоточенно копают яму. Третий достаёт какие-то провода, верёвки. А на песчаном склоне лежит сама авиабомба.

Дождь методично, капля за каплей, смывает с боеприпаса песок. Авиационная бомба поначалу не произвела на меня жуткого впечатления. Бочоночек меньше метра в длину с хвостовым, как у стрелы, оперением, зелёная краска во многих местах вытеснена ржавчиной.

- И что это за боеприпас? - спрашиваю у начальника отделения взрывотехнических и кинологических работ Андрея Косячкина.

- Фугасная немецкая авиабомба, - отвечает Андрей Иванович.

- Небольшая на вид…

- …Семьдесят килограммов.

- А какой разлёт осколков?

- Около пятисот метров, - говорит Андрей Иванович.

Мы от бомбы метрах в пятнадцати максимум стоим. А двое взрывотехников -Андрей Иванов и Юрий Беляков - копают яму вообще рядом с бомбой. Пока один углубляется в песок, второй шутит. И наоборот.

- Неизвестно, какого года боеприпас? - спрашиваю у них.

- Сейчас прочитаем, - говорит Иванов и, наклонившись над бомбой, произносит: - Двадцать девятое января тысяча девятьсот сорок первого года.

- А почему не взорвалась?

- Грунт мягкий, - поясняет взрывотехник. - Видите - песок? Не сдетонировала бомба как положено. Увязла в песке и ждала сегодняшнего дня семьдесят лет.

- А яма зачем? - спрашиваю у начальника взрывотехников.

- На месте будем бомбу уничтожать, - поясняет Андрей Косячкин. - Взрыватель заржавел настолько, что не то что открутить - маркировку определить невозможно. Перевозить такой боеприпас очень опасно.

Наконец взрывотехники закончили копать яму. Подошли вдвоём к смертельной находке. Синхронно наклонились и с двух сторон осторожно взяли смертельный боеприпас на руки. И пока они несли бомбу несколько метров до ямы, я, как ныряльщик, задерживал дыхание и боялся слово сказать.

Наконец бомба бережно уложена, и Андрей Иванович просит нас удалиться на безопасное расстояние. Взрыв прогремел где-то через час. Грохнуло знатно, и вверх взметнулись груды песка и пыли.

Правильное восприятие опасности

Уже в тишине служебного кабинета на территории поисково-спасательной службы Андрей Косячкин рассказывает о своей работе:

- В военном училище нас учили, как устанавливать современные минно-взрывные ограждения и как их же обезвреживать. А здесь вся работа связана с боеприпасами времён Великой Отечественной войны. Казалось бы, устройство у старых боеприпасов проще. Но с учётом того, что им уже как минимум семьдесят лет и хранились они в земле либо воде, они опаснее, чем многие современные.

- А какие самые опасные боеприпасы?

- Авиационные. В них огромный заряд взрывчатки.

Андрей Иванович родился в Белгороде. Его отец был военным. Потому с выбором профессии у Косячкина вопрос никогда не возникал. После окончания школы поступил в Тюменское высшее военно-инженерное командное училище. Служил на Украине, но после развала Советского Союза вернулся на Родину, так как не захотел принимать украинскую присягу. Посчитал, что присяга нормальным мужчиной принимается один раз в жизни.

В Белгороде Андрей Иванович много лет работал экспертом-взрывотехником. Ездил в служебные командировки на Северный Кавказ. А в 2007 году стал начальником отделения взрывотехнических работ поисково-спасательной службы.

- Не страшно вот так постоянно рисковать? - спрашиваю Косячкина.

- Привыкли. Но при этом стараемся не потерять чувство внутренней осторожности. Присказка даже такая есть, что гибнут либо совсем молодые, либо очень опытные. Которые уверовали в то, что всё знают. Но у нас, слава Богу, с этим всё в порядке. В отделении пять взрывотехников. Вместе со мной - шесть. И кроме одного все побывали в Чечне. Потому имеем правильное восприятие опасности.

У взрывотехников два специальных автомобиля для перевозки боеприпасов и современные приборы поиска. Есть так называемые «глубинники», которые «слышат» железо на расстоянии до двух с половиной метров под землёй. А есть металлоискатели попроще.

- Бывает, - говорит Андрей Иванович, - что приедешь на один боеприпас, а рядом под землёй ещё сотню находишь. Потому обязательно проводим проверку местности.

Работа взрывотехников МЧС в основном сезонная. Начинается сразу после того, как растаял снег, и с первым снегом заканчивается. Строители, сельскохозяйственные работники и грибники постоянно что-то находят.

Если затикала - беги!

- Что делать, если я нашёл старые боеприпасы? - спрашиваю Косячкина.

- Алгоритм действий прост. Гражданин, нашедший боеприпасы, должен сразу же позвонить в отдел внутренних дел и предпринять все меры к охране обнаруженных взрывчатых веществ до прибытия оперативной группы. Ни в коем случае нельзя брать в руки боеприпасы, трогать их, шевелить и так далее. А потом уже сотрудники полиции вызывают нас. Согласно постановлению правительства Белгородской области от 25 февраля 2013 года № 51-пп «О мерах по профилактике незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» гражданам, нашедшим боеприпасы и сообщившим об этом в территориальные органы внутренних дел, полагается денежное вознаграждение.

- Ну, а какой алгоритм действий у вас?

- Выезжаем на место и определяем, что за боеприпас, степень его опасности, можно ли транспортировать. Проводим проверку местности. И принимаем решение: уничтожать данный боеприпас на месте либо увозить на полигон. Бывает, даже самые опасные боеприпасы приходится транспортировать. Из города, например. А мало ли причин, по которым бомба не взорвалась? Начиная от брака и заканчивая тем, что удар пришёлся не по взрывателю. Если это невозможно определить, тогда я должен относиться к боеприпасу, как к самому опасному. Пришлось однажды даже брать стетоскоп и с его помощью, когда сдвинули бомбу с места, слушать, не затикал ли часовой механизм.

- А если затикала бомба?

- Если затикала - беги!

 

Алексей СТОПИЧЕВ (текст и фото)

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина