Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

На свет щепкинской звезды

Эхо VIII фестиваля «Актёры России - Михаилу Щепкину» ещё долго будет звучать в памяти зрителей и участников этого театрального праздника

На свет звезды
Праздника, который родился на нашей земле 23 года назад, когда вся российская (и не только российская) театральная общественность отмечала 200-летие гениального артиста, реформатора русской сцены, основателя национальной актёрской школы Михаила Семёновича Щепкина. Двадцать три года - всего лишь миг с точки зрения общей истории, а с точки зрения истории фестивального движения в новой России - событие, которому во многих регионах страны могут лишь по-хорошему позавидовать. По примеру Белгорода фестивали стали появляться один за другим и в других городах, но щепкинский был первым в российской провинции, сумевшим сохранить и своё постоянство, и свои традиции, и свою историю. В первую очередь благодаря настойчивости, энтузиазму, умению убеждать и добиваться художественного руководителя нашего театра Виктора Слободчука и, конечно, поддержке правительства области.

Сам же Виктор Иванович формулирует свою позицию просто и, как всегда, мудро.
- Каждый раз, когда мы начинаем готовить очередной фестиваль, находятся люди, которые говорят, что сейчас не лучшее время для праздников. Но это наше время и другого у нас не будет. А значит мы сами и должны его организовать, оставляя себе право на надежду, на праздник, на радость общения. Проще, разумеется, всё списать на время, на кризис и ничего не делать. Только проблем при этом вряд ли убавится, а жизнь пройдёт без божества, без вдохновения, без любви к прекрасному…
И не просто формулирует, но и живёт именно так, умело лавируя в рифах рыночной экономики, держа неизменный курс на высокое искусство.

Удивлять, так талантливо

Ну, а насколько верен этот курс, сомневаться не приходится. Попробуйте-ка, достаньте билеты на любой премьерный спектакль. Театралы раскупают их в считанные часы задолго до объявленного срока. А кроме любви публики есть ещё и сложившееся мнение о высоком потенциале Белгородской драмы в среде столичных критиков. Вот и на VIII фестивале «Актёры России - Михаилу Щепкину» спектакли нашего театра (а именно он впервые открывал щепкинские торжества два вечера подряд) вызвали и оглушительный успех у публики, и самые живейшие споры среди членов глубокоуважаемого экспертного совета. Можно сказать, белгородцы не просто удивили их, но в чём-то по-хорошему обескуражили и удивили. Чем именно? А тем, что рискнули предложить две совершенно разные по режиссёрской эстетике постановки. «Вишнёвый сад» Антона Чехова в интерпретации народного артиста России Бориса Морозова и «Куклы» - по мотивам пьесы испанского драматурга Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион», возрождённой из театрального небытия фантазией народного артиста России Валерия Беляковича. Первый предлагал нам погрузиться в привычную (что ни в коем случае не значит надоевшую) манеру игры, заложенную ещё основателями русского психологического театра. Другой - дарил такой невиданный для многих белгородцев праздник театральности, что дух захватывало. Можно только удивляться, как создатель спектакля сумел так сплавить в едином сценическом действии и эксцентрику, и тонкий юмор, и философские размышления о театральном искусстве современном и вечном. И было видно, с каким восторгом пребывают на сцене актёры, всецело погружаясь в стихию необычной для себя театральной игры.

Как сказала одна из зрительниц после представления:
- Я так люблю наш театр, стараюсь не пропускать ни одной премьеры, и мне казалось, что прекрасно знаю потенциал белгородских артистов. Но я и не предполагала, что они могут быть такими пластичными, неожиданными, заразительными… Побольше бы таких экспериментальных работ, как «Куклы».

Для белгородцев «Куклы» и в самом деле оказались экспериментальным проектом. Однако в широких театральных кругах Московский театр «На Юго-Западе», возглавляемый до недавнего времени Валерием Беляковичем (сейчас он назначен главным режиссёром театра имени Станиславского в центре Москвы), давно не является авангардным. Скорее наоборот - традиционным, исповедующим вот уже более 30 лет эстетику признанного мастера российской режиссуры Валерия Беляковича. А насколько он признан, говорят и его высокое звание народного артиста России, и премия Российского правительства, и участие театра в самых престижных фестивалях в Эдинбурге и Авиньоне, гастроли по всему миру… Беда в одном, попасть «На Юго-Запад» проблема из проблем.

Ещё раз про любовь

И белгородцам в этом смысле, можно сказать, повезло. Белякович не только поставил на щепкинской сцене «Куклы», но и привёз на фестиваль артистов своего театра со спектаклем «Дракула». Некоторых зрителей поначалу смутило само название пьесы, мол, надо ли выводить такого героя ещё и на сцену, когда «ужастиков» нам хватает на экране телевизора? Честно признаюсь, когда начался спектакль, я искренне разволновалась. Подумалось, дай Бог, чтобы после антракта осталась хотя бы половина присутствующих. Так вот, ничего подобного не случилось. Специально обернулась посмотреть на зал и не увидела ни одного свободного кресла. И не удивительно, ведь все мы попали в фантасмагорический мир театральной мистерии, некое Зазеркалье привычной жизни, где реальное и ирреальное словно бы перетекает из одного состояния в другое, где тревожное предчувствие беды органично сосуществует с иронией и даже сарказмом, проповедь с бунтарством, печаль с холодным расчётом… Валерий Белякович первым на театре обратился к известному роману Брэма Стокера (так растиражированному в западном кинематографе), но не для того, чтобы лишний раз пощекотать простодушному зрителю нервы, а чтобы рассказать свою историю о великой любви и одиночестве. А ещё напомнить нам о душе, разрывающейся между добром и злом, о торжестве христианской веры, о духовных ценностях. А зрители внимали происходящему так, что я почти физически ощущала звенящую тишину зала. Казалось, какая-то невидимая дуга замкнула сцену и публику в едином порыве отчаяния, любви и надежды, раскалив сердца настолько, что стало трудно дышать. Наверное, ради таких мгновений и призывал Белинский идти и умереть в театре.

Комплименты в адрес белгородцев

Правда, в отличие от безоговорочного признания зрителей, мнения критиков разделились. Ну, да ведь и у них могут быть свои симпатии и антипатии. Но большинство из них не могли не отметить замечательные актёрские работы в этом спектакле. И прежде всего Алексея Матошина (графа Дракулы), заслуженной артистки России Карины Дымонт (Вильгельмины), Михаила Беляковича (Джонатана Харкера), заслуженного артиста России Олега Леушина (профессора Абрахама Ван Хельсинга), Елены Шестовской (Люси)…
И об артистах так подробно говорили не случайно. Ведь фестиваль в Белгороде изначально задумывался прежде всего как смотр лучших актёрских работ, отсюда и его название «Актёры России - Михаилу Щепкину». Но как показала жизнь, не только актёры России стремятся на свет щепкинской звезды. В разные годы к нам приезжали театры из Белоруссии, Украины, Эстонии, Сербии… Приехали и в этом году. Русский академический драматический театр из Одессы и народный театр из сербского города Ниш. А также старейшие российские театры из Костромы, Владимира, Таганрога, молодёжный театр из Старого Оскола, столичные - Малый театр, МХАТ имени М.Горького, Центральный театр Российской Армии и уже названный театр «На Юго-Западе».

И как приятно, что самое большое количество комплиментов от столичных критиков мы услышали в адрес любимцев белгородской публики: народных артистов России Виталия Старикова (Гаев), Марины Русаковой (Раневская), артиста Андрея Манохина (Петя Трофимов), Дмитрия Гарнова (Лопахин) в «Вишнёвом саде», а в «Куклах» наиболее горячо и взволнованно говорили об успехе Вероники Васильевой (Посипонина), Игоря Ткачёва (Пигмалион-1), Эвелины Ткачёвой (Аурелия), Сергея Денисова (Педро Каин) и Павла Рыжикова (капитан Мамона)…

Провинциальному тщеславию всегда приятно, что и мы не хуже других. Вдвойне приятно, что в данном случае это вполне оправданно: на прошедшем смотре актёрских работ щепкинцы выглядели не только не хуже, но и во многом лучше других. Так же как и другие представители белгородского театрального сообщества из Старого Оскола. Правда, здесь кого-либо персонально выделить было бы очень трудно, поскольку в спектакле-концерте, поставленном Семёном Лосевым по стихам и песням Евгения Евтушенко, занята чуть ли не вся труппа Старооскольского театра для детей и молодёжи. И каждый артист вносит свою «краску» в общий рисунок необычного представления. Представления, которое напомнило нам о существовании в советское время особого вида высокого искусства - поэтического театра. Сегодня, говорят, такой театр не очень интересен публике. Но как он может быть интересен или неинтересен, если зрители, тем более юные, имеют о нём более чем смутное представление? На прошедшем фестивале посмотрели и у большинства сидящих в зале - комок в горле и слёзы на глазах. Вот мнение самого молодого члена жюри, критика из Москвы Дмитрия Хованского:

- Я шёл на этот концерт с некоторым предубеждением, поскольку никогда не был особым поклонником поэзии Евтушенко. А сейчас захотелось приехать домой, взять сборник его стихов и заново перечитать их. Спасибо артистам, что достучались до моей души. Я бы назвал этот спектакль на нынешнем фестивале самым сердечным.
И Дима оказался не единственным в своём желании, многие молодые люди (судя по всему, студенты), выходя из зала, переговаривались между собой, что надо завтра же пойти в библиотеку и найти книги Евгения Евтушенко.

Но спектакль старооскольцев сердечно тронул не только молодых критиков и зрителей, но и многоопытных членов экспертного совета. Редактор журнала «Страстной бульвар» Анастасия Ефремова (дочь великого артиста, режиссёра, педагога Олега Ефремова) призналась, что смотрела эту постановку уже в третий раз и может повторить только одно: «хорошо, но мало». А один из старейшин цеха театральных критиков страны, кандидат философских наук, заслуженный деятель искусств России и Польши Константин Щербаков, давая высокую оценку увиденному на сцене, с благодарностью вспомнил лучших представителей поколения «шестидесятников» и даже прочитал одно из последних стихотворений своего друга Роберта Рождественского «Жил я впервые на этой земле…». Право же, не часто случаются на обсуждениях такие минуты душевных откровений и единения.

И как хочется, чтобы спектакль старооскольцев «Женя, а вы знаете…» увидело как можно больше белгородской молодёжи. И не в маленьком зале театра кукол (где всего 160 мест), а, например, на сцене культурного Центра БелГУ или в большом зале института культуры и искусств.

Спектакли разные нужны,
актёры лучшие важны

К сожалению, как на любом фестивале не все сценические работы стали художественным откровением для публики. И если спектакль Владимирского академического драматического театра «На всякого мудреца довольно простоты» (по пьесе Александра Островского) в постановке Сергея Морозова с блистательным актёром (народным артистом России) Николаем Гороховым в роли придурковатого Нила Федосеевича Мамаева, зал принял что называется «на ура!», то «Чайку» из Одессы, «Укрощение строптивой» из Костромы или «Царство зверя?.. Павел I» из Таганрога куда более сдержанно.

Но в каждой из названных постановок были актёрские достижения, отмеченные и зрителем, и критиками. Скажем, народный артист Украины О.Школьник (Сорин), заслуженные артисты Украины Ю.Невгамонный (Треплев) и А.Антонюк (Дорн) в одесской «Чайке», молодая актриса из Костромы Н.Маврина (Катарина в «Укрощении строптивой»), заслуженные артисты Российской Федерации С.Герт (Павел I) и П.Бондаренко (граф Пален) в «Павле I» из Таганрога…

С особым теплом принимали и актрис из Сербии Весну Есипович, Евгению Станкович и Маю Вукоевич-Цветкович, несмотря на то, что пьесу Пола Зиндела «Влияние гамма-лучей на бледно-жёлтые ноготки» достаточно сложно воспринимать и на русском языке, а на фестивале она шла в переводе с сербского с бегущей строкой. Белгородский зритель к таким «испытаниям» не привык, но пиетет к славянской дружбе и братству взял своё. Тем более многие слышали, что в Европе культивируется отличная от российской традиционной школы манера игры на сцене, а актрисы из балканского города Ниш доказали, что и они являются приверженцами лучших достижений русского психологического театра.

Ба, знакомые всё лица!

И, конечно, с особым нетерпением белгородцы ждали встречи со столичными звёздами. Народную артистку СССР Татьяну Доронину, которая должна была играть главную роль в «Зойкиной квартире» по пьесе Михаила Булгакова поклонники встречали ранним утром на вокзальном перроне с букетами цветов. Но повышенный интерес вызывали и другие московские артисты. В спектакле Малого театра «Правда - хорошо, а счастье лучше» их собрался целый ансамбль. Как только раздвинулся занавес, и на сцене появилась народная артистка России Людмила Полякова в роли доброй няньки Фелицаты, зал тут же разразился аплодисментами, выражая своё признание любимой артистке, сыгравшей женщин из народа в десятках фильмов. Свою любовь не преминули проявить и к народным артистам России Василию Бочкарёву (старенькому, но ещё бравому духом «ундеру» Силе Ерофеевичу Грознову) и Евгении Глушенко. Для многих её героиня Мавра Тарасовна Барабошева оказалась неожиданной. Зрители привыкли видеть актрису в фильмах «Влюблён по собственному желанию», «Зинуля», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Впервые замужем»… где она играет добрейших, некрасивых, почти юродивых в своих высоконравственных принципах женщин. И вдруг перед нами - циничная, властная, самодурствующая купчиха. А уж когда предстал заслуженный артист России Виктор Низовой (непутёвый сын и отец Амос Панфилыч Барабошев) по залу еле слышно зашептались: «Мухтар, Мухтар!», имея в виду популярный сериал «Возвращение Мухтара», в котором он воплотил образ одного из главных персонажей - капитана милиции Щепкина.

Так уж случилось, что сегодня всенародную славу и любовь артисту приносит отнюдь не театр и даже не кинематограф, а телевидение. Актёры как бы приходят в наш дом изо дня в день, становясь почти родственниками или соседями. Их можно любить или не любить, но деться от них некуда. Однако чуть разнесётся слух, что «такой-то известный» приезжает в наш город со спектаклем, зритель во что бы то ни стало хочет увидеть его «живьём» и спешит в театр, будто на свидание с другом или близким приятелем. И нынешний фестиваль предоставил такую возможность в изобилии. В «Зойкиной квартире», скажем, многие узнали не только Татьяну Доронину (ещё б её не узнать!), но и Александра Самойлова - одного из главных «злодеев» в современных телевизионных фильмах. Достаточно вспомнить его мафиозника из дилогии «Две судьбы». А в «Дракуле» - Олега Леушина, запомнившегося нам по телесериалам «Бригада», «Александровский сад», «Всегда говори «всегда», «Проклятый рай»…

И во время спектакля Центрального академического театра Российской Армии «Одноклассники» по пьесе современного драматурга Юрия Полякова многим так и хотелось воскликнуть: «Ба, знакомые всё лица!». Заслуженный артист Татарстана Николай Козак уже был гостем одного из наших фестивалей, но тогда ещё, как актёр театра «Колесо» из Тольятти, где он сыграл главную роль в пьесе «Русская рулетка». А потом мы увидели его в бесконечном количестве известных сериалов: «Каменская», «Час Волкова», «Закон и порядок», «Шпионские игры», а также в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2»… Узнали зрители и красавицу Ксению Хаирову, снявшуюся в только что завершённом сериале «Институт благородных девиц». Я уж не говорю о народной артистке России Алине Покровской, символе женской верности и любви, созданном ей в ставшем уже классикой советского кинематографа фильме «Офицеры».

Финал с восклицательным знаком

Но, конечно, участие популярных артистов в том или ином спектакле - совсем не гарантия художественного успеха. Мы имели возможность убедиться в этом на прошлых фестивалях. На нынешнем - разочарований от столичных коллективов почти не было. О восторженных откликах на «Дракулу» я уже говорила. Но и постановка Сергея Женовача «Правда – хорошо, а счастье – лучше» в Малом театре оставила незабываемые впечатления. Так же, как и «Одноклассники» театра Российской Армии. Режиссёр Борис Морозов сумел не только затронуть болевые точки сегодняшнего дня, уловить нервную пульсацию времени, но и создать на сцене удивительно гармоничный актёрский ансамбль, в котором каждый исполнитель дополняет друг друга, оставаясь при этом самим собой, не разрушая ни замысла автора, ни - постановщика. А какой шквал аплодисментов обрушился на артистов и создателей спектакля после его окончания! Казалось, крикам «Браво! Браво!» не будет конца. И чувствовалось, как соскучился зритель по современной драматургии, которая не препарирует низменные страсти, не шокирует русским матом, столь укоренившимся на некоторых столичных сценах, а обращается к душе человека, его нравственным ориентирам.

На последних фестивалях сложилась традиция, что именно Центральный академический театр Российской Армии закрывает щепкинские торжества в Белгороде. Этой традиции остались верны и в нынешнем году. И если так можно выразиться, то «армейцы» поставили не заключительную точку в программе прошедшего праздника, а ликующий восклицательный знак. Фестиваль закончился, да здравствует новый фестиваль! И состоится он не через три года как обычно, а через два, будучи приуроченным к 225-летию со дня рождения нашего великого земляка Михаила Семёновича Щепкина.

 

Ольга ИСТОМИНА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина