Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2012». подробнее...

Партнёры

shuh.jpg

 kino31_160x225.jpg

 Unise.ru

Театральный роман

Тридцать лет назад актриса Светлана Левицкая выбрала Белгородский театр кукол. И верна ему до сих пор.

Розовые пуанты

Совсем маленькой её привели в балетную студию при Белгородском дворце пионеров. А ещё накануне тётушка привезла любимой племяннице крошечные пуанты из розового атласа, которые чудом достала в Москве в спецмагазине при Большом театре. Подарок по тем временам был поистине царским, словно от доброй феи из сказки «Золушка». Той самой, что подарила бедной девушке хрустальные туфельки, так сказочно изменившие её жизнь. Изменилась и жизнь Светланы Левицкой (тогда ещё Самсоновой). Она тоже попала в свой волшебный мир под названием «сцена», магия которой буквально околдовала её. И вскоре одних танцев девочке стало уже мало. Она с удовольствием принимала участие в концертах музыкальной школы, где училась, блистала на городских и областных конкурсах чтецов, неизменно занимая призовые места.

 Театральный роман

А когда стала постарше, была принята в числе немногих счастливиц в студию при Белгородской драме. И, естественно, вопроса «кем быть?» для неё просто не стояло. Только артисткой!
А потому сразу после школы поехала поступать в театральный вуз в Москву. В ГИТИСе, где набирал курс Михаил Казаков, конкурс зашкаливал за двести человек на место. Тем не менее, Светлана прошла все три тура и даже заслужила похвалу от самого звёздного мэтра, который посоветовал ей не отчаиваться и обязательно приезжать на следующий год. А пока по возможности набраться сценического опыта и желательно в профессиональном театре. Когда приехала домой, на глаза попалось объявление о том, что в Белгородский театр кукол требуется актриса. Вместе с ней на прослушивание пришли выпускницы и музыкального училища, и педагогического института. А взяли её, самую юную, только-только со школьной скамьи. И сразу предложили одну из главных ролей в спектакле «Подари мне дружбу». Не заставили себя ждать и другие работы.

Вернулась к куклам

Казалось бы, вот оно, счастье, исполнение заветной мечты: вожделенный запах кулис, цветы, поклонники… В действительности же всё обстояло совсем иначе. Большую часть времени театр проводил на сельских гастролях. Давать спектакли приходилось на самых неприспособленных площадках. Зрители нередко сидели в неотапливаемых помещениях в шубах и валенках. Артисты же в сценических костюмах дрожали от холода. Но играли, получая в награду восторженные аплодисменты публики. Ведь для большинства деревенских ребятишек это была первая встреча с театром, посвящение в сказку, которая оживала у них на глазах.
Юная Светлана, отличавшаяся оптимизмом и весёлым нравом, не показывала виду, как ей трудно. А, приезжая домой, чуть не плакала: руки, ноги, спина разламывались от боли. Мало кто знает, что большинство артистов театра кукол страдают профессиональным недугом - заболеванием суставов. Не случайно они и право выхода на пенсию имеют через 25 лет работы на сцене. Но, разумеется, 17-летняя девушка о ранней пенсии не думала.

 Театральный роман

Просто она продолжала грезить о драматической сцене, классическом театральном репертуаре и твёрдо решила для себя: «Проработаю год и уйду - буду снова поступать в институт».
И действительно ушла, поступив в Харьковский институт искусств. А после его окончания получила сразу несколько приглашений в драматические театры Нижнего Тагила, Белгорода и в Харьковский ТЮЗ. Однако случилось всё с точностью до наоборот. С.Левицкая выбрала… Белгородский театр кукол, который к тому времени пригласил очень интересного главного режиссёра Ирину Лебедеву из плеяды выпускников Ленинградского института театра, музыки и кино.
- Я до сих пор благодарна Ирине Михайловне за ту счастливую встречу. За долгие годы совместной работы, за те замечательные спектакли, которые она поставила на белгородской сцене, доверяя мне самые неожиданные роли, - вспоминает Светлана.
Кстати, она сама в истории нашего театра кукол стала первой дипломированной актрисой с высшим театральным образованием. Но дело, конечно же, не в дипломе, а в таланте и преданности профессии. В том, что именно театр кукол стал её судьбой, призванием, смыслом жизни. В нынешнем сезоне она отметила очередной юбилей - 30-летие творческой деятельности, которая вся прошла на одной, белгородской, сцене.

От Марфушки до Клариче

Вернее, не прошла, а продолжается на радость её многочисленным поклонникам. И не только маленьким, простодушным зрителям и их родителям, которые сами ещё в детстве аплодировали любимой актрисе, но и взыскательным критикам. В своё время за роль Аграфены в одном из лучших спектаклей Ирины Лебедевой «Ваня Датский» Светлана Левицкая была отмечена специальными дипломами на Международном театральном фестивале в Польше и на знаменитых «Посиделках» у Валерия Вольховского в Воронеже. А недавно наши кукольники вернулись со всероссийского фестиваля «Серебряный осётр» из Волгограда, где представляли сатирическую комедию «Петрушка на войне» в постановке Геннадия Шугурова. Эта работа была отмечена сразу в нескольких номинациях. Так вот, в одной из них - «Лучшая женская роль эпизодического плана» - победительницей стала С.Левицкая. Правда непонятно, почему «эпизодического»? Ведь Марфушка - любимая подружка бойкого Петрушки, которую она исполняла, как раз главная женская роль в этом спектакле. И, кроме того, актриса сыграла в нём ещё и своенравную корову, а также создала пародийный образ одного из фашистских вождей, которых Петрушка (как водится в балаганных представлениях) оставил в дураках и от души угостил своей дубинкой. Марфушка, понятно, при этом не оставалась в стороне и во всём ему помогала.
Для артистов театра кукол в подобном «раздвоении» ничего невозможного нет. Им нередко приходится играть в одном спектакле несколько ролей. Но далеко не всем удаётся представить своих героев такими непохожими друг на друга. Светлана же делает это с какой-то особой изобретательностью и кажущейся лёгкостью. Не знаешь, так и не догадаешься, что столь разные по голосу, темпераменту, характеру персонажи - творения одной исполнительницы. Но именно так было, когда в «Аленьком цветочке» она играла медведя, скомороха и завистливую сестрицу, а в «Приключении Буратино» - печального Пьеро, весёлую авантюристку лису Алису и злобную крысу Шушеру…
А если вспомнить такие её работы, как порочная красавица Белиса в спектакле для взрослых «Любовь дона Перлимплина» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки; заколдованная девушка-птица Цу из японской притчи «Журавлиные перья»; интриганка Клариче из сказки В.Сенакевича «Любовь к одному апельсину», написанной по мотивам произведений К.Гоцци; самовластная хозяйка Медной горы из «Каменного цветка» П.Бажова; трепетная антилопа-мать из «Сэмбо» или капризная девочка-королева из «Двенадцати месяцев» С.Маршака, то становится очевидно, что С.Левицкая принадлежит к актрисам, для которых напрочь отсутствует такое понятие, как амплуа, тиражируемое из спектакля в спектакль. Как сказал поэт: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Вот и ей интереснее искать эту суть в любом драматургическом материале. При этом я восхищаюсь не только её умением творческого перевоплощения, но и готовностью пойти на эксперимент и даже определённый риск.

Нелепая бабёнка

Когда-то главный режиссёр театра И.М.Лебедева, работая над одним из спектаклей, посоветовала молодой красавице Светлане Левицкой: «Не бойся быть некрасивой». И та, преодолев внутреннее сопротивление, вышла на сцену в образе нелепой деревенской бабёнки. Зрители же, привыкшие видеть актрису как лирическую героиню не то что не разочаровались, но, что называется, приняли на ура, поверив её доброте и искренности.
С тех пор она не боится быть нелепой, смешной, острохарактерной, странной, эксцентричной не только если работает за ширмой, но и когда появляется в живом плане. Как это происходит в одном из новых спектаклей театра по сказке Г.Х.Андерсена «Огниво» в постановке Бориса Ходырева. Королева, явленная залу С.Левицкой, вызывает смех и неизменные аплодисменты. Особенно, когда она исполняет свою «коронную» арию. Уроки музыки, полученные в детстве, не пропали даром. Как тут не вспомнить добрым словом бабушку и дедушку Светланы, которые воспитали её и постарались дать всестороннее образование.
Воистину «ничто на земле не проходит бесследно». А театральные романы не тускнеют от времени. Ведь искусству, как и любви, все возрасты покорны.

 

Ольга ИСТОМИНА

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

02.07 Региональный закон «о тишине» заработал на практике
01.07 Василий Сколозуб поделился мнением о голосовании в Яковлевском горокруге
01.07 Надежда Рожкова: «Не буду делать секрета, я голосовала за»
01.07 Сегодня последний день для голосования по поправкам в Конституцию РФ
29.06 Валерий Скруг: «Нужен каждый голос»
29.06 Директор гимназии №22 Белгорода считает крайне важным участие в голосовании по поправкам в Конституцию
28.06 Наталия Полуянова: «Мы выбираем одно – крепкую Россию»
28.06 Александр Ахтырский объяснил, почему все поправки важны
27.06 Тысячи белгородцев выразили желание поработать на голосовании в качестве наблюдателей
27.06 Председатель Облизбиркома рассказал о мерах безопасности во время голосования
27.06 Михаил Бажинов: "Голосование - это ответственность перед потомками"
26.06 Пять доводов от Сергея Тетюхина голосовать за поправки в Конституцию
26.06 Олимпийский чемпион рассказал, почему пришёл на голосование
25.06 Развитие России зависит от каждого