Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Светлана и её «зайчик»

Более двадцати лет хрупкая женщина управляет девятнадцатитонным троллейбусом

Светлана и её «зайчик»Светлана и её «зайчик»Эх, прокачусь...

Ежедневно в Белгороде на линию выезжает более семидесяти троллейбусов. В данный момент «рогатые» обслуживают одиннадцать маршрутов №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 15 и 16. При этом из 139 водителей пятьдесят одна - женщины.

- А почему так много женщин-водителей? - спросил я у начальника службы эксплуатации МУП «Городской пассажирский транспорт» Елены Григорук.
- Трудно даже так сразу ответить, - задумалась она. -Может, из-за того, что работа эта не считается престижной. Сейчас ведь знаете, какие запросы у молодёжи! Всем в офисе хочется работать, и чтобы зарплата полмиллиона…

- Текучка, наверное, большая из-за этого?
- Нет, - покачала головой Елена Герасимовна. - Молодёжь, правда, бывает, что поработает и уходит. Но те, кто работает у нас много лет - все как один любят свою работу и беззаветно преданы делу, как бы пафосно это не звучало. Ну и мы стараемся подбирать людей ответственных.
- Ну а женщины с такой работой справляются? Ведь водить многотонную махину труд, наверное, не из лёгких?
- Справляются, и не хуже, чем мужчины. А может, и лучше, - улыбнулась Елена Герасимовна. - Вы сами в этом можете убедиться, если хотите.
- Хочу! - честно ответил я.

И меня направили к Светлане Заречной, милой и обаятельной женщине, которая уже более двадцати лет водит троллейбус.

Минута в минуту

В этот день Светлана Геннадиевна ездила по пятому маршруту. И чтобы с ней встретиться, пришлось подъехать к конечной остановке - кольцу на улице Железнякова. Перед этим мне назвали номер троллейбуса и предупредили, что перерыв у Заречной в 10 часов 23 минуты. Я был на месте в десять минут одиннадцатого. А ровно в десять двадцать три 428-й троллейбус, новенький и красивый, подъехал к остановке.

- Здравствуйте, а что - у вас, всегда минута в минуту троллейбусы ходят?
- Конечно, - немного удивилась водитель. - Если только непредвиденных ситуаций не случается на линии.
- А непредвиденные ситуации часто случаются?
- Слава Богу, нет.

Ребёнок за рулём!

Перед тем, как начать разговор, Светлана Геннадиевна вышла из троллейбуса. Отцепила «рога». Залезла наверх. Что-то там сделала. Привязала эти самые «рога» к крыше и только после этого пригласила в троллейбус.

Честно говоря, Заречная с огромной махиной рядом у меня совсем не ассоциировалась. Невысокая, хрупкая, миловидная. На моё высказанное вслух удивление, что, мол, как такая хрупкая женщина управляется с такой огромной конструкцией, женщина только улыбнулась:

- Раньше хуже было. Я в троллейбусный парк пришла в 1984 году, когда мне ещё и двадцати не исполнилось. И была совсем маленькой и худенькой. Так меня весь парк дразнил. Говорили: «Тебе надо железные башмачки обувать, чтобы ветром не сносило». А однажды пассажир - мужчина подошёл проезд оплачивать, глянул на меня, да как заорёт: «Граждане! Тут ребёнок за рулём!».

- И не тяжело вам?
- Нет, что вы! Привыкла давно. И работу свою люблю.

Мечта детства

Водить троллейбус Светлана мечтала с детства.
- Я всегда, когда в троллейбус заходила, впереди становилась, - улыбается Светлана Геннадиевна. - Смотрела на дорогу и представляла, что это я за рулём. И когда школу закончила, ни минуты не раздумывала, куда мне дальше идти.

- А почему такая мечта странная? Не врачом, не космонавтом, а именно водителем троллейбуса?
- Даже не знаю, - пожала плечами водитель. - Просто хотелось - и всё. А когда мечта сбылась, я стала самым счастливым в мире человеком!

- Вы столько лет на маршрутах, не хотелось бы профессию сменить? В офисе где-нибудь сидеть?
- Нет, что вы! Там скучно, в офисах. А здесь - будто каждый день фильм смотришь. И каждый день разный…

Специфика

В работе водителя троллейбуса своя специфика. Так, например, когда Светлана стала рассказывать о рабочем дне, я её несколько минут вообще не понимал:
- Меняю с утра «угли», - говорит она.

- Какие «угли»? - оторопел я, - троллейбус же на электричестве работает?!
- «Углями» мы называем угольные вставки в «башмаках».
- В каких «башмаках»? - я почувствовал, что запутываюсь всё больше.
- «Башмаки» - это рабочее название деталей, находящихся на «штангах».
- А «штанги» - это «рога»? -стал, наконец-таки, понимать я.
- Ну да!
- И как вы «угли» меняете?
- Откручиваем «щёчки» и меняем.

На «щёчки» я уже махнул рукой и только с глубокомысленным видом продолжал записывать всё в блокнот.

Две дороги

- В чём главное отличие водителя троллейбуса от остальных водителей? - спросил я у Светланы, когда мы после перерыва выехали на маршрут.
- В том, наверное, - ответила Заречная, - что у нас две дороги, а у водителя автомобиля - одна.
- Как это - две дороги?
- Одна под колёсами, а вторая - сверху. И та, которая сверху - важнее.
- А насколько можно от верхней дороги, то есть от проводов, отъезжать?
- Не больше, чем на четыре метра. И две педали у нас, а не три, как в автомобиле - пусковая и тормозная.

«Зайчик»

- Вообще я своего зайчика очень люблю, - призналась Заречная. - Разговариваю с ним. С утра маршрут с ним обсуждаю.
- А кто у вас «зайчик»?
- Как кто? - удивилась Светлана. - Троллейбус, конечно!
- Почему «зайчик»?
- Потому что с ушками! Ну и вообще, миленький такой, хороший. Я за ним ухаживаю, люблю. Он у меня самый-самый лучший.

- У вас троллейбус новый совсем. А до этого тоже на «зайчике» ездили?
- И до этого, - кивает Светлана. - Если бы вы знали, как год назад тяжело с ним расставаться было. Они ж для меня одушевлённые. Каждый со своей душой и со своим характером. К каждому надо подход найти. Иногда, бывает, напряжение падает, и «зайчику» ехать тяжело. Так я его уговариваю: «Ну давай, миленький, совсем чуть-чуть осталось»!

Всех вызывала

За свою карьеру Светлане приходилось вызывать прямо на маршрут и «скорую», когда в салоне становилось плохо кому-то из пассажиров, и полицию, когда другим пассажирам становилось совсем «хорошо».
- Как-то, помню, - рассказывает водитель, - пьяный мужчина зашёл с бутылкой водки. Стал с парнем скандалить. Попытался его бутылкой по голове ударить. Мы с парнем вдвоём его из троллейбуса выводили.
- И часто такие инциденты происходят?

- Слава Богу, очень редко. Но иногда бывают. Троллейбус - место общественное. А у нас общественность, сами знаете, всякая попадается. У меня несколько лет назад вообще дикий случай произошёл. Пьяный мужчина разогнался и на бегу сбоку троллейбус мой протаранить пытался.

По последнему слову техники

Новенький троллейбус, на котором ездит Заречная, только год назад был куплен. Всего таких современных машин пятьдесят восемь. Новый транспорт оборудован системой «Глонас», электронным табло и голосовым информатором. На панели 18 кнопок, 13 лампочек и 5 аналоговых приборов. Так сразу и не разберёшься, что там к чему. Да и салон покомфортабельнее, чем в старых троллейбусах. Вообще белый, красивый троллейбус и правда чем-то напоминает зайчика-беляка. Две штанги, как уши. Фары - глаза. И бампер, будто с двумя выступающими по краям зубами-резцами.

Без проводов и комплексов...

- Если бы не водителем троллейбуса, то кем согласились бы стать? - спрашиваю у Заречной.
- Водителем автобуса, - отвечает Светлана. - Большого и междугородного. Чтобы без проводов ездить.
- А автомобиль у вас есть?
- Нету! - засмеялась Заречная. - Я маленький транспорт боюсь. Здесь уже к масштабу привыкла.

Пару раз, когда ехали, нас «подрезали» попутные машины. А на железнодорожном вокзале «маршрутка» путь перегородила. Светлана кидала на меня быстрые взгляды и стоически молчала.
- А вы не выражаетесь на водителей, которые по-хамски себя ведут?
- Выражаюсь, - улыбается Заречная. - Я же тоже водитель. Только я ещё и женщина, поэтому выражаюсь так, чтобы меня никто не слышал.

Выучиться на водителя троллейбуса не так-то просто. На базе предприятия есть свой учебный комбинат. Учебный процесс, совмещающий теорию с практикой, рассчитан на несколько месяцев. Для того, чтобы стать полноправным водителем, учащийся должен отъездить аж 440 часов! Для сравнения: чтобы выучиться на водителя легкового автомобиля, нужно отъездить всего тридцать часов. face=

 

Алексей СТОПИЧЕВ.
Фото автора

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина