Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Главное не деньги, а справедливость!

Суд принял решение в пользу оставшихся на перроне пассажиров

Главное не деньги, а справедливость!Наболело...

15 августа прошлого года в «Белгородских известиях» вышел репортаж «Остались на перроне»: о том, что восемь белгородцев (причём двое из них - маленькие дети) остались на перроне из-за того, что пограничник просто не успел проверить их документы. Репортаж вызвал довольно жёсткую полемику, что свидетельствует о действительно сложной ситуации, возникшей на российско-украинской границе с её многокилометровыми очередями в пунктах автомобильных пропусков и постоянными неудобствами пассажиров железнодорожного транспорта.

Сотрудники пограничного управления доказывали, что они заботятся как раз-таки о благополучии российских граждан и борются с контрабандой и международными преступниками. Только вот простым гражданам такая забота почему-то боком выходит, что наглядно было продемонстрировано в августе прошлого года. Восемь россиян, не имеющих никакого отношения ни к преступникам, ни к контрабандистам, не смогли уехать в отпуск. У них пропали не только билеты, но и вообще всякое доверие к органам государственной власти в виде всё того же погрануправления. И я думаю, что никакие красивые слова о служении Родине не смогли объяснить законопослушным гражданам, почему их не пустили в вагон по оплаченным билетам.

Обратились не все

С оставшимися на перроне пассажирами сначала вообще никто не хотел разговаривать. Потом, правда, предложили взять такси и догнать свой поезд в Харькове. После скандала пассажиры вернули билеты в кассу, однако деньги за них получили не в полном объёме. Разгневанные, нервные и издёрганные люди уезжали в отпуск кто как. Некоторые вообще отправлялись в Харьков на электричке и уже оттуда ехали дальше, только чтобы не сталкиваться больше с российскими пограничниками в поезде дальнего следования.
На тот момент все пассажиры были готовы пойти в суд, но, видимо, отдых сделал своё - люди успокоились и позабыли неприятности, махнув на всё рукой. Но двое из восьми пассажиров решили идти до конца и отстаивать справедливость в суде. Они подали иск к ОАО «Федеральная пассажирская компания». Пограничников привлекли третьим лицом.

Кто виноват

Представитель ответчика иск пассажиров, требующих вернуть им полную стоимость билета и заплатить моральную компенсацию, не признал. Сослался на то, что пассажирам, якобы, была предоставлена полная информация правильного выбора услуг. В билете было указано, что поезд следует «транзитом через СНГ». Сведения о прохождении пограничного контроля и времени прибытия поезда на станцию являются общедоступными. А то, что проводник не принял мер к задержанию поезда, когда увидел, что пассажиров не успевают проверить - так это в компетенции пограничников, а не железнодорожников.

Пограничники в свою очередь заявили о том, что «пограничный контроль ими был завершён, и задерживать отправление поезда после этого они оснований не имеют». Восемь граждан, стоящих у штабного вагона с билетами в руках, основанием для сотрудников пограничной службы не стали. При этом пограничники заявили в судебном заседании, что «доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства в период осуществления пограничного контроля ограничивается, а в случаях необходимости запрещается. Посадка пассажиров в данном случае производится с разрешения органов пограничной службы, дача которого является их правом, а не обязанностью». Потом добавили, что контролёр, осуществлявший проверку документов, к проводнику обращалась, но тот бездействовал.

Странная ситуация

Получается, пограничники задержать поезд не могут. Железнодорожники тоже не могут. А вот граждан России оставить на перроне, как оказалось, очень даже могут и те и другие. Да и вопрос с правами и обязанностями пограничников меня, честно говоря, задел. Это что же получается? Прав у пограничников больше, чем обязанностей, и мы все границу пересекаем только благодаря их доброй воле? Захотели - пропустили. Не захотели - езжайте, граждане, домой, а не через границу?

Я никак не хочу зависеть от чьей бы то ни было воли. Хоть доброй, хоть не очень. Больше хочется законами руководствоваться. И знать не права государственных служащих, а их обязанности. Тем более, что в Федеральном законе № 55 «О Пограничной службе Российской Федерации» в первой статье сказано: «Пограничная служба Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства...». Заметьте: обеспечение безопасности личности стоит на первом месте! Если это не обязанность пограничников, то я даже не знаю…

Неудавшийся транзит

Кстати, кивки на различные законы и на то, что пассажиры были в полной мере предупреждены о правилах пересечения границы - ход хитрый, но не соответствующий действительности. Суд выяснил, что пассажиры как раз-таки не были предупреждены о времени прибытия поезда на станцию «Белгород», а также не были в должной мере ознакомлены с порядком пересечения государственной границы.

Помимо этого выяснился ещё один интересный нюанс. Статья 24 Федерального закона «О государственной границе Российской Федерации», на которую ссылаются пограничники, говоря о своих правах, чётко сообщает: «Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости - запрещается». Плюс ещё международное соглашение на этот счёт имеется от 26.07.2002 года. Вроде бы всё верно, ан нет! Здесь ключевые слова «заграничное следование».
Дело в том, что на пассажиров, едущих из России в Россию транзитом через другое государство, международные соглашения не распространяются. В соответствии с пунктом 2 параграфа 2 «Соглашения о международном пассажирском сообщении» «Соглашение не применяется к перевозкам пассажиров, если станция отправления и назначения находятся в одной и той же стране и перевозки производятся по территории другой страны только транзитом в поездах, вагонах страны отправления».

Смотрим на нашу ситуацию. Поезд «Москва-Адлер» российский. Вагоны тоже. И пассажиры, граждане России, едут из российского города Белгорода в российский город Адлер. Так какое же здесь, объясните мне, заграничное следование? Получается, если следовать букве закона, транзитные пассажиры должны проверяться совсем по другой схеме? И не значит ли это, что для них не нужны такие же документы, как для лиц, едущих за границу? Однако пограничники почему-то об этом не сообщают. А ведь на билетах чётко прописано: «транзит через СНГ»!

Именем Российской Федерации

Суд, выяснив все обстоятельства данного дела, встал на сторону истцов. В решении указано, что ответчик ОАО «Федеральная пассажирская компания» своевременно не предоставил полную информацию об оказываемой услуге, а именно должным образом не уведомил пассажиров о времени прибытия к поезду для прохождения таможенного и пограничного контроля. При этом обязал ОАО «Федеральная пассажирская компания» выплатить истцам деньги не только за пропавшие билеты, но и по три тысячи рублей в счет возмещения морального вреда. Сумма компенсации небольшая, но представитель истцов адвокат Наталья Воронина решением довольна:

- Суд, на мой взгляд, вынес абсолютно правильное, законное и обоснованное решение, поддержав потребителей. Было принципиально важно доказать правоту людей, оставшихся на перроне, а не получить деньги. Мои доверители сразу заявили, что в этом случае их интересуют не деньги, а восстановление справедливости.

Вице-президент адвокатской палаты Белгородской области, кандидат политических наук Михаил Бажинов вообще считает сложившуюся ситуацию чуть ли не абсурдной:
- Согласитесь, смешно, когда в XXI веке пограничники проверяют граждан с помощью амбарной книги. В то время, когда во всём мире все уже пользуются компьютерами или ноутбуками. Неприспособленность городского вокзала присутствует однозначно. И что самое горькое - пограничники в этой ситуации не помогают гражданам справляться с проблемами, а наоборот, делают всё для того, чтобы проблемы обострить. Что касается этого конкретного судебного разбирательства, то поначалу и погрануправление, и пассажирская компания обвиняли друг друга и всех вокруг. А на суде были вскрыты большие противоречия. И я считаю, что суд встал на сторону не только двух истцов, обратившихся в суд, а на сторону всех тех пассажиров, которые 13 августа 2011 года остались на перроне вокзала, и пассажиров, чьи права так или иначе были ущемлены.

Можно отстоять свои интересы

Решение суда пока в законную силу не вступило, и будет ли пассажирская компания его обжаловать - пока неизвестно. До конца мая у них время на это есть. Хотя в данной ситуации не это важно. Важно то, что создан прецедент. Граждане, посчитавшие, что их права ущемлены, обратились в суд и в первой инстанции его выиграли.
Почему-то мне кажется, что пока на железнодорожной станции «Белгород» не будет наведён порядок и не будет чёткого разделения между пассажирами заграничного следования и транзитниками, такие случаи повторятся ещё не раз. Зато теперь наши граждане будут знать, что даже в споре с федеральными службами в суде можно отстоять свои интересы.

 

Алексей СТОПИЧЕВ

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина