Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

На рубеже России

несут службу защитники экономических интересов государства

Накануне профессионального праздника таможенников в Шебекинском районе на границе с украинской Плетнёвкой начал работать новый многосторонний автомобильный пункт пропуска «Шебекино». И ещё хорошая новость: в профессиональном конкурсе Центрального таможенного управления «Мы гордимся своей профессией», который прошёл в Москве, главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного управления таможенного контроля № 1 Белгородского таможенного поста Ольга Васильевна Вострышева признана лучшим специалистом службы федеральных таможенных доходов.

Стало интереснее работать

Старенький корейский седан таможенников шлёпал по мокрой трассе между расставшихся с урожаем полей, а я пристально вглядывался через запотевшее стекло, пытаясь издалека увидеть новый пункт пропуска. Тщетно. Он возник внезапно, будто вырвался из белёсой пелены мелкого дождя. Полтора года назад здесь было поле и комбайны. Сейчас - четырнадцать гектаров свежего асфальта, легковушки, автобусы с туристами, грузовики с товаром, пограничники и таможенники. Северная и южная части нового здания пункта пропуска, как крылья чайки, нависают над двумя десятками автомобильных пропускных полос. На старом пункте, оставшемся теперь не у дел, таких полос было в два раза меньше. Это единственный в России именной пост - он назван в честь генерал-майора таможенной службы, первого начальника Белгородской таможни Владимира Данкова.

Проезжая под северным крылом, машины и пешеходы покидают Россию, а под южным - возвращаются на родину. Новостройка оснащена электронным весовым оборудованием, системами радиационного контроля, рентгенотелевизионной аппаратурой и мобильным инспекционно-досмотровым комплексом. Руководит этим современным хозяйством полковник таможенной службы с двадцатилетним стажем Олег Владимирович ГОЛОВЧЕНКО.

- А до руководства Шебекинским постом где вы работали? - спрашиваю полковника Головченко.

- С 2007 года на посту в Нехотеевке и вот уже почти два года здесь.

- Почувствовали разницу?

- Конечно. Сейчас используем современные средства связи, контрольное оборудование. Я заметил, что и инспекторам стало интересно работать. Рации не умолкают.

И будто в подтверждение этих слов рация на столе начальника зашипела и выдала в эфир какую-то рабочую информацию.

- Олег Владимирович, как долго строили этот таможенный пост?

- Полтора года. Со всем оборудованием он обошёлся в один миллиард шестьсот миллионов рублей, - ответил полковник и положил на стол спутниковый снимок МАПП «Шебекино».

Склонившись над фотографией и «вооружившись» ручками, мы, как указками, водили ими по листку с пронумерованными объектами. Я задавал вопросы, а Олег Головченко рассказывал о каждом новом здании автомобильного пункта пропуска. Со стороны, наверное, мы были похожи на заговорщиков.

В каждом крыле оборудован автовокзал, в котором пассажиры автобусов проходят таможенное и пограничное оформление. Проверка тридцати пассажиров занимает около получаса. Норматив для легкового транспорта -10 минут. Грузовики досматривают дольше. Въезжая на территорию России, они проходят взвешивание и документально-инструментальный контроль. После этого машину направляют на мобильный инспекционно-досмотровый комплекс.

- Он просвечивает транспортное средство и перевозимый им груз. Оператор определяет однородность товара и выявляет посторонние вложения в грузовых отсеках. Если такие обнаружены, то машина направляется в бокс углублённого досмотра, - рассказал Олег Головченко, обведя на фотографии бело-зелёный ангар, расположившийся недалеко от центрального здания.

- И часто приходится отправлять машины на углублённый досмотр?

- Два-три раза в неделю. Недавно в дополнительных ёмкостях пытались провезти на Украину 60 литров незадекларированной солярки. Такие попытки регулярны, ведь в России топливо дешевле.

- Но это относительно безобидная контрабанда, а попадались ли действительно опасные нарушители?

- Не так давно с помощью инспекционно-досмотрового комп-
лекса в раме грузовика из Турции нашли сто килограммов героина. Так что свою стоимость в 160 миллионов рублей комплекс оправдывает.

- Олег Владимирович, а сколько бензина можно провозить через границу, не опасаясь быть задержанным?

- В отдельной ёмкости - десять литров, но предприимчивые жители Украины умудряются восемь-десять раз в день съездить в Россию с десятилитровыми канистрами в багажниках. Бороться с этим мы не можем, потому что нет такого критерия, как частота пересечения границы.

На территории пункта пропуска теперь есть склад вещественных доказательств и задержанных грузов (раньше их отвозили в Нехотеевку и Старый Оскол), здание ветеринарного контроля и фитосанитарной службы, санитарно-карантинный пункт, санитарно-карантинный барьер для обработки транспорта, кинологическая пограничная и таможенная служба, магазин беспошлинной торговли.

- В ближайшее время МАПП «Шебекино» может стать первым на российско-украинской границе пунктом пропуска, на котором вместе с нами будут работать контролирующие службы Украины. Всё необходимое оборудование у нас уже есть, а помещения для украинских коллег предусмотрены в южном крыле центрального здания, - сказал Олег Головченко.

- А сколько сотрудников в пункте пропуска?

- Сейчас в таможенной службе 89 человек. Оперативные сотрудники работают сутки через четверо, а административные - пять дней в неделю. Проектная же мощность - более трёхсот шестидесяти сотрудников.

С окружающих полей дул холодный осенний ветер. Вдалеке, под медленно движущейся рамой мобильного инспекционно-досмотрового комплекса, «просвечивалась» фура с украинскими номерами. Её водитель сидел в кабине, а когда процедура закончилась, выскочил и побежал с зажатыми в руке документами в здание таможни. Он был в зимней куртке, меховой шапке и шлёпанцах на босу ногу. А мы зашли в автовокзал.

- Здесь пассажиры начинают свой путь через границу, - сказал начальник поста и подошёл к большому железному ящику с транспортёрной лентой. - Это рентгенотелевизионный аппарат, такие же стоят в аэропортах. Человек ставит сумку, проходит рамку металлодетектора и, если рентген не выявил подозрительных предметов в багаже, забирает его. Затем проходит мимо стойки системы радиационного контроля…

- И часто она срабатывает?

- Бывает. В основном на людей, которые прошли курс облучения при онкологических заболеваниях.

- Как в таких случаях поступают таможенники?

- Просим показать справку из больницы. Если такого документа нет, то человек границу пересечь не сможет. Если всё в порядке, пограничники проверяют документы, и пассажиры садятся в автобус, который к этому времени тоже прошёл контроль.

Пока мы разговаривали, к автовокзалу подъехал микроавтобус. Восемь пассажиров с сумками зашли в помещение и нерешительно разбрелись по залу.

- Добрый день! Приветствуем вас на территории Российской Федерации, - обратился к растерявшимся людям сотрудник таможни. - Прошу вас по одному ставить сумки на рентген-контроль и проходить через рамку металлодетектора.

Так и сделали. А через десять минут все путешественники уже стояли на улице и поджидали свой микроавтобус.

- Вы часто ездите через границу? - спросил я сразу у всех.

- Да… Регулярно… - услышал вразнобой.

- И как вам новый таможенный пост?

- Удобно, ничего не скажешь, - деловито ответила пожилая женщина. - Обычно замечаешь всякие трудности и неудобства, а сейчас прошли контроль и даже не заметили, - подытожила она и улыбнулась золотыми коронками.

- Олег Владимирович, а почему так мало машин? - спросил я начальника поста.

- Не сезон. Больше всего транспорта в праздники да летом - в период отпусков.

А ещё Олег Головченко рассказал мне, что любит рыбалку и охоту и каждое лето старается на недельку вырваться в Астраханскую область порыбачить с друзьями. И что в прошлом году, когда на Украине проходил чемпионат Европы по футболу, Шебекинский пост решил провести противопожарные учения: «Надо было отработать взаимодействие служб при тушении пожара. Притащили старую машину, подожгли, подождали, когда хорошо разгорится, и успешно потушили. А вечером жители города Шебекино передавали из уст в уста «достоверную» информацию о том, что наш пост совсем сгорел. Его, мол, подожгли террористы».

- Олег Владимирович, у вас есть родственники или друзья на Украине?

- Есть.

- Могли ли вы предположить, что когда-нибудь придётся служить на российско-украинской границе?

Олег Владимирович лишь грустно на меня посмотрел...

У меня всё впереди…

Ольга Васильевна ВОСТРЫШЕВА в 1999 году окончила Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, работала экономистом в банке, а четыре года назад переехала с Дальнего Востока в Белгород. Здесь узнала о проводимом Белгородской таможней конкурсе на замещение должности государственного таможенного инспектора, прошла строгий отбор и поступила на службу крупнейшей таможни Центрального региона России. В её составе пять отделов таможенного оформления и таможенного контроля, информационно-технический отдел, отдел таможенного досмотра, отдел контроля за таможенным транзитом, отдел административных расследований и отдел документационного обеспечения. Среднесуточный грузопоток - более 400 вагонов и 250 автотранспортных средств.

- Ольга Васильевна, какое у вас звание? - спросил я, обратив внимание на погоны с тремя красными звёздами в ряд.

- У меня не звание, а клас-сный чин. Я референт государственной гражданской службы II класса, - смущённо ответила симпатичная таможенница.

- А почему выбрали службу в таможне?

- Мне нравится государственная служба. Тем более, что Белгород - приграничный город, и для таможенника всегда есть работа.

- Расскажите о конкурсе, в котором вы заняли первое место…

- Он проводился в рамках празднования двадцатилетия Центрального таможенного управления. Отборочный этап, который включал теоретическое задание и три практических задачи, проходил в Белгородской таможне. В нём участвовали по три представителя от каждого таможенного поста.

- И какие были задания?

- Надо было правильно рассчитать стоимость груза, таможенные платежи и определить классификационный код товаров. Я успешно справилась со всеми и вышла в финал, который прошёл в Москве. Из четырнадцати финалистов стала первой.

- Ольга Васильевна, а в чём заключается ваша работа?

- Я контролирую документы, которые представляют в таможню участники внешнеэкономической деятельности.

- То есть, вы не досматриваете вагоны или фуры с грузом, не пересчитываете товар…

- Что вы, подавляющее большинство таможенных деклараций подают в электронном виде, а с 1 января будущего года это станет обязательным для всех. Кстати, наша Белгородская таможня первая среди двадцати таможен Центрального таможенного управления внедрила новейшую технологию электронного декларирования с применением сети Интернет.

- А в чём его преимущество?

- Сокращение сроков таможенного оформления, а самое главное - процедура стала прозрачной. Общение декларанта с инспектором таможни проходит в режиме реального времени, но только по электронным каналам связи. Таким образом, избавились от коррупционной составляющей в нашей работе - непосредственного общения с декларантом или его представителем.

- Можно назвать вашу работу рутинной?

- В какой-то степени да. Государственный таможенный инспектор должен быть очень внимателен при оформлении документов, ведь объёмы и суммы таможенных платежей исчисляются миллиардами. Не там поставленная запятая или нолик порой приводят к большим проблемам как для декларанта, так и для таможенника.

- И такие случаи бывают?

- Бывают, но у меня не было.

- Чего вы бы хотели достичь в профессии?

- Четыре года назад я была государственным таможенным инспектором, сейчас - главный государственный таможенный инспектор. Думаю, что у меня всё впереди…

 

Евгений ФИЛИППОВ (текст и фото)

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина