Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Качество «человеческого капитала»

Почему снижается уровень подготовки рабочих и инженеров

Качество  «человеческого капитала»
Современная экономика определяется как экономика, основанная на знаниях. Ключевым фактором, обеспечивающим её развитие, является качество человеческих ресурсов или, как принято сегодня называть - качество «человеческого капитала». Общепризнано: развитие и эффективность современной экономики находятся в прямой зависимости от состояния человеческого капитала, в основе которого знания, получаемые в процессе образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации, предпринимательские и управленческие навыки, здоровье и творческие способности.

Впервые идею инвестиций в человека развивал ещё Адам Смит в своей знаменитой работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Его тезис «Щедрая оплата труда является как неизбежным следствием, так и естественным симптомом роста национального богатства. Скудное существование трудящихся бедняков, с другой стороны, служит естественным симптомом того, что страна переживает застой, а их голодание - что она быстро идёт к упадку» понятно и образно подтверждает связь роста национального богатства с ростом благосостояния трудящихся и развитием человека. Основной проблемой в наращивании человеческого капитала в России стало снижение качества подготовки высококвалифицированных работников рабочих и инженерных специальностей. Какова же причина этого снижения?

Вот данные статистики по Белгородской области. Если в 2005 году в 34 училищах начальной профессиональной подготовки проходило обучение 18100 молодых людей, то в 2010 году уменьшилось и количество училищ до 24, и количество обучающихся в них до 9400 человек. При этом число выпущенных квалифицированных рабочих уменьшилось с 7296 человек в 2005 году до 4175 в 2010 году. Правда, немного выросло число средних профессиональных учреждений: с 23 в 2005 году до 27 в 2010-м, но и в них численность обучающихся снизилась с 25,1 тысячи человек до 20 тысяч. При этом стабильно растёт численность студентов высших учебных заведений, количество которых выросло с 72 тысяч до 77 тысяч. Не повлияло на этот рост и уменьшение числа выпускников школ. Правда, следует отметить, что основной рост численности студентов произошёл за счёт увеличения студентов-заочников с 32 тысяч в 2005-м до 42 тысяч в 2010-м. При том что численность обучающихся на очных отделениях снизилась с 39 до 35 тысяч человек. Но, следует отметить, что почти две трети из них (62 процента) обучается не на технических специальностях.

В 2011 году в экономике области трудилось около 680 тысяч человек, а в таких высокотехнологичных производствах, где требуются именно высококвалифицированные специалисты технического профиля - добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, распределение электроэнергии и газа, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь - занято более 375 тысяч человек. Только для этих отраслей необходимо ежегодно как минимум 12-15 тысяч квалифицированных работников (3-4 процента от числа работающих). Предприятия области в 2010 году получили 4175 выпускников училищ и 5259 - техникумов, около 1500 специалистов с высшим образованием технических специальностей. Всего около 11000 человек. А принимая во внимание, что процентов тридцать из этих выпускников выезжает на работу или дальнейшую учёбу за пределы области, а потом примерно половина не возвращается в регион, дефицит воспроизводства рабочей силы в области постоянно нарастает и достигает 30-40 процентов. Растёт и численность занятых в экономике работников старшего возраста. Так, если в 2005 году численность работающих в возрасте 50-54 года была 11,8 процента от всех занятых в экономике, то уже в 2010 году их стало 13,2 процента. В возрасте 55-59 лет было 4,9 процента, в 2010-м - 8,1 процента. Как следует из опыта, работники этого возраста обычно самые квалифицированные. Кто придёт им на замену? Вот, например, в 2010 году 20-24-летних работников в экономике было 10,4 процента, а 25-29-летних - 13,1 процента, 40-44-летних - 13,3 процента, 45-49-летних уже 14,9 процента. Пройдёт пять лет, и кто заменит 25-29-летних и 45-49-летних? Тем более и текучка среди молодых работников в возрасте до 25 лет в пять-шесть раз выше, чем у 40-летних. В экономике области продолжают работать более ста тысяч пенсионеров (21,5 процента от общего числа), а это почти 15 процентов от числа работающих. В 2005-м их было около 80 тысяч.

Проведённые исследования показывают, что российские предприятия начинают остро ощущать необходимость в высококвалифицированных специалистах чисто рабочих специальностей и специалистах, умеющих решать инженерные задачи производства, обладающих навыками исследовательской и организаторской работы. Все понимают, высококвалифицированный специалист с хорошим техническим образованием - основа процесса технического перевооружения и модернизации. И вот их как раз и не хватает.

Сотрудники институтов и университетов, колледжей, техникумов и профессиональных училищ неустанно занимаются работой, которая получила название «профориентация». Преподаватели, кандидаты и доктора наук пошли походом по школам. Ученики девятых, десятых и одиннадцатых классов стали объектами усиленной агитации. С самых высоких трибун их убеждают в приоритете технических специальностей. Президент и премьер-министр России говорят о большом количестве невостребованных экономистов и юристов и высокой потребности в специалистах инженерно-технических направлений. Но положение не меняется. Посмотрим на эту проблему с точки зрения образовательного процесса. Вот уже три года основным документом для поступления в вуз являются результаты единого государственного экзамена. Для поступления на инженерную специальность необходимо сдать ЕГЭ по физике. А сдают его далеко не все. Так, в Старом Осколе в 2010 году из 1156 выпускников физику сдали 279 человек (24,1 процента), в 2011-м из 1602 - 502 выпускника (31,3 процента), в 2011-м из 1528 - 486 выпускника (31,8 процента). Как видим, число потенциальных абитуриентов, желающих учиться на инженерных специальностях, стабильно на уровне одной трети выпускников. Почему это происходит? Всё закономерно. Первое. 15-17-летним хочется не корпеть над точными науками, а больше отдыхать и развлекаться. И если им дают право выбора, то они и выбирают, что полегче. Второе. Жизнь ЕГЭ коротка. Максимум через два года после сдачи выпускник школы, не поступивший в вуз, уже НИКОГДА туда не поступит - перекрывается дорога к высшему образованию для рабочей молодёжи.

Каждый выпускник кроме сертификата ЕГЭ получает аттестат о среднем образовании. Но у всех ли он равноценный? Аттестат о среднем образовании - это свидетельство знаний в объёме общего для всех образовательного стандарта, но если выпускник не сдавал ЕГЭ по физике, химии, биологии - адекватен ли его аттестат тем, кто эти предметы сдал? Как мы знаем, ЕГЭ сдают в письменной форме. Устного ЕГЭ нет в природе, а это весьма отрицательно сказывается на развитии таких способностей выпускников, как умение логически рассуждать и искать новые решения, спорить и отстаивать свои взгляды, творчески подходить к решению задач.

В России сложилась парадоксальная ситуация: те, кто принимает решения о реформе образования, а также большое количество российских предпринимателей и чиновников уже давно решают проблемы образования своих детей в престижных школах и университетах развитых стран. У них нет проблем с ЕГЭ и их мало волнует качество образования в российских школах и университетах. И их дети не будут инженерами, они там учатся экономике и юридическим наукам. Пройдёт ещё немного времени, и эти так называемые реформы отразятся на производстве.

На мой взгляд, пока не поздно, необходимо отменить ЕГЭ как не соответствующий требованиям задач, выдвигаемым ХХI веком - веком инновационного развития. Оценку знаний выпускников школ проводить в виде экзаменов по единому для всех комплексу предметов, и не в конце года, а в течение всего последнего года обучения, без напряжения и в спокойной обстановке. Приём в вузы осуществлять по результатам конкурса аттестатов о среднем образовании и вступительных тестов, разрабатываемых каждым вузом самостоятельно, по единым для каждой специальности стандартам Министерства образования и науки РФ. Необходимо запретить обучение на коммерческой основе в государственных, региональных и муниципальных высших, средних, начальных профессиональных учебных заведениях. Это абсурд, когда на одной и той же лекции сидят студенты, заплатившие десятки тысяч рублей, и студенты, обучающиеся на бюджетной основе. И при том что учатся они, чаще всего, примерно одинаково. Сегодня есть достаточно негосударственных вузов, вот пусть там и учат на коммерческой основе, создают конкуренцию государственным вузам за счёт качества образования.

С начала реформы образования не решается проблема оплаты труда учителей и преподавателей вузов. Нищий доцент, зарабатывающий 15 тысяч рублей в месяц, и бедный профессор с окладом 24 тысячи рублей не воспитают интеллектуально развитого инженера, но, несомненно, заронят ему в душу сомнение в справедливости установленного порядка. Вызывает огромное недоумение постановка задачи довести к 2013 году зарплату учителя в России к средней по региону, а к 2018 году - удвоить относительно региональной. Фантазия наших чиновников из правительства испортилась. Выдумали термин «средний по региону». Это что за критерий оценки труда? Почему учитель в белгородской глубинке должен за свою работу получать меньше, чем в Москве? Потому что «средний по региону» меньше? А как же принцип «За равный труд - равную оплату»? А статья 132 Трудового Кодекса, где сказано: «Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается». И где тут регион? И чем это труд учителя в Москве отличается от труда его коллеги в Белгородской области? Необходимо признать, что учитель государственной школы, преподаватель, доцент, профессор государственного вуза - это тоже государственные служащие, и должны иметь те же права, что и любой чиновник в Министерстве образования и науки. Помню, была 18-категорийная шкала квалификации служащих. Почему бы не применить её к учителям и преподавателям? А начинать её нужно с норматива оплаты труда 1 категории не менее 160 рублей в час, с шагом сетки 10 процентов, и пусть у начинающего учителя будет 26880 рублей в месяц, у профессора вуза - 84336, а у министра образования - 135864 рубля в месяц.

И ещё. С начала 90-х было сделано всё, чтобы снизить престижность инженерных профессий. Вы видели инженера-миллионера? Я - нет. А вот экономистов-миллионеров, так называемых менеджеров по продажам, а особенно «менеджеров по закупкам», ставших миллионерами, достаточно много. Что там инженер с его 20-тысячной зарплатой? Или слесарь третьего разряда с 12 тысячами рублей в месяц? Вот и стремятся в «менеджеры по закупкам». Уж тут «свой полтинник» всегда заработаешь. Да плюс навар за «правильный» выбор поставщика. И ни пыли, ни грязи, в галстуке и обед по расписанию.

Нашу молодёжь лозунгами о необходимости учиться на рабочего и инженера не проведёшь. Платите слесарю третьего разряда 30 тысяч, четвёртого 35, пятого 40, а шестого 50 тысяч рублей, и у вас не будет проблем с кадрами. Отберёте самых лучших. Ну а начинающий инженер должен зарабатывать не менее 60 тысяч рублей в месяц.

Оплата труда рабочих и технических специалистов пока остаётся основной мотивационной составляющей престижности профессии. И необходимо признать - мотивация эта на большинстве российских предприятий практически отсутствует.

Поднятые мною проблемы, конечно же, не охватывают весь комплекс необходимых мер повышения качества подготовки высококвалифицированных работников рабочих и инженерных специальностей, но начинать необходимо именно с мотивации и продуманной системы образования.

 

Валерий МАЛАШЕНКО,
доктор экономических наук, профессор СТИ НИТУ МИСиС

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина