Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Директор центра довузовской подготовки БГТУ имени В.Г.Шухова Валерий КОРНЕЕВ: Олимпиады помогают вузу найти профессионально ориентированных школьников

Директор центра довузовской подготовки  БГТУ имени В.Г.Шухова Валерий КОРНЕЕВ: Олимпиады помогают вузу  найти профессионально  ориентированных школьниковВ БГТУ имени В.Г.Шухова уже много лет ведётся разноплановая и комплексная работа с одарёнными детьми. Одной из эффективных форм выявления и поддержки талантливых детей являются олимпиады. О специфике их проведения мы беседуем с директором центра довузовской подготовки, доцентом кафедры физики университета Валерием КОРНЕЕВЫМ.

- Валерий Трофимович, сейчас много говорят о падении качества среднего образования. Имеет ли смысл в такой обстановке развивать олимпиадное движение?
- Сейчас этим заниматься даже нужнее, чем в более благополучные времена. Олимпиады в значительной степени влияют на качество образования, а вузу они помогают найти профессионально ориентированных и подготовленных школьников.

- Учителя, школьники и их родители испытывают трудности в выборе предметных олимпиад, поскольку их сейчас проводится очень много. Как разобраться в этом разнообразии?
- Все олимпиады и конкурсы можно условно разделить на три группы. Это - всероссийские олимпиады, олимпиады, которые проводятся под эгидой союза ректоров России, и прочие олимпиады и конкурсы школьников.
Всероссийские олимпиады школьников традиционно проводятся департаментом образования, университет участвует в них в разных качествах. Во-первых, есть большой пласт работы с учащимися, подготовка к олимпиадам. Многие наши преподаватели задействованы в такой работе, это очень важно и для школ, и для учащихся, и для наших преподавателей. Хорошо, когда такая работа строится последовательно, на протяжении многих лет. Это - хорошая школа творчества для всех участников олимпиадного движения. Победители заключительного (четвёртого) этапа всероссийских олимпиад - выпускники средних общеобразовательных учебных заведений - имеют льготы при поступлении в вузы. Обычно таких ребят немного на страну: даже попасть на заключительный этап такой олимпиады по какому-либо предмету трудно, и, например, в Белгородской области далеко не каждый год появляются призёры заключительного этапа по той же физике. Кроме того, наши преподаватели работают в методических комиссиях, жюри всероссийских олимпиад.

Олимпиады школьников, которые проводятся под эгидой союза ректоров России, входят в перечень олимпиад, ежегодно утверждаемый министерством образования. Они являются, может быть, даже более проф-
ориентационными, чем всероссийские олимпиады. Наш университет проводит межрегиональные олимпиады «Будущие исследователи - будущее науки» - по математике, физике, химии; САММАТ - по математике, участвует в проведении олимпиад по математике, информатике, криптографии. Такие олимпиады проводятся в два этапа. Выпускники школ - призёры и победители заключительного этапа - пользуются существенными льготами при поступлении в вузы: могут быть приняты без других испытаний (льгота первого порядка), или при поступлении диплом призёра или победителя олимпиады засчитывается за 100 баллов по данному предмету (льгота второго порядка). Например, в прошлом году число ребят, поступивших в ведущие вузы, в том числе и в БГТУ имени В.Г.Шухова, через наши олимпиады, составило около полутора сотен человек. Конечно, и здесь мы упор делаем не на «итог», а на межтурнирную работу - учебную работу по предметам для участников олимпиадного движения, стараемся вовлечь в это движение школьников как можно раньше, чтобы у них последовательно накапливались знания, опыт. Чтобы мы и сами успели присмотреться к нашим будущим студентам - для этого ведётся специальный банк интеллектуальных достижений. А к школьникам, которые приходят в олимпиадное движение с пятого-шестого класса, относимся особенно внимательно и стараемся растить их до нужного уровня, сделать всё возможное, чтобы такие ребята хорошо учились и достойно выступили на олимпиадах, а потом стали нашими студентами. Мы не оставляем без внимания и студентов, поступивших в вуз по итогам олимпиад, создавая, по возможности, им условия для максимально продуктивного интеллектуального, профессионального роста.

Следует отметить, что обе названные группы олимпиад проводятся для школьников бесплатно. Поэтому к сообщениям о платных олимпиадах нужно относиться настороженно. Ведь их организаторы тоже обещают всевозможные льготы при поступлении в вузы, а на деле это совсем не так. В нынешнем году оргвзносы, иные формы платежей за участие в таких олимпиадах доходили зачастую до нескольких десятков тысяч рублей. Причём реклама порой обещала различные блага, льготы при поступлении. К сожалению, таких жуликов, которые пытаются заработать на чужом интеллекте, развелось много, и нужно очень внимательно выбирать олимпиаду или конкурс, в котором вы собираетесь участвовать. Мы обязательно дадим консультацию по таким вопросам всем, кто к нам обратится.

Есть, конечно, добрые и честные конкурсы и олимпиады, не входящие в первые две группы. Это, например, интеллектуальные игры, турниры. Иногда в них предусмотрены и оргсборы. Но обычно чётко оговариваются все условия проведения таких состязаний и не даётся пустых обещаний.
Среди интеллектуальных состязаний, с которыми связан наш университет, - программа «Шаг в будущее», конкурс, проводимый университетом под эгидой губернатора области, «Мы - белгородцы. Думай, решай, действуй». Оба этих конкурса проводятся бесплатно и тоже дают преимущества при поступлении в вузы. Мы начали работу и в турнире юных естествоиспытателей, организованном журналом «Потенциал» (кстати, и это - бесплатно для школьников), принимаем уже несколько лет активное участие в Открытой международной научно-исследовательской конференции «Образование. Наука. Профессия». И это - только часть направлений нашей деятельности по поиску и воспитанию талантов.

- Как изменились требования к проведению олимпиад в последнее время?
- Требования к олимпиадам возрастают: идёт вытеснение олимпиад третьего уровня в пользу первого и второго уровней. В 2012 году олимпиад стало в полтора раза меньше, при их отборе учитываются качество задач, статистика оценок учащихся и другие показатели. Усилились требования к численности участников и их составу. Если в олимпиаде участвуют только ученики выпускных классов, то её могут закрыть, потому что такая олимпиада не занимается развитием школьников на протяжении ряда лет. С нынешнего года особенно тщательно будет контролироваться проведение работы между олимпиадами. Сюда можно отнести традиционные формы (подготовительные курсы, факультативы, студии, школы, которые проводятся у нас; работа в профильных классах, в том числе и специально созданных университетских) и новые, такие, например, как дистанционное консультирование, Шуховский форум. Возросли требования по открытости олимпиад.

- Известно, что количество выпускников продолжает снижаться. Каким образом это сказывается на количестве участников олимпиад?
- Несмотря на демографический спад, мы наращиваем число участников олимпиад. За период с 2006 по 2012 год число абитуриентов снизилось в два раза, а количество участников олимпиад выросло в 22 раза! В настоящее время мы проводим семь олимпиад, четыре из которых - для нас наиболее трудоёмкие. Каждая из олимпиад проводится в два этапа. Поэтому работа, связанная с их проведением, непрерывно ведётся в течение года, достигая особых пиков нагрузки в октябре-декабре и в феврале-апреле. Но самая главная работа, конечно, не с документами, а с людьми. Поэтому сейчас олимпиады стали для центра довузовской подготовки самым напряжённым делом, которое не прерывается практически в течение всего года.

Несмотря на объективные трудности, возникшие в прошлом году, в олимпиаде по математике приняло участие в 1,6 раза больше школьников, чем в 2011-м. Важно отметить, что мы заполнили все классы от шестого до одиннадцатого, выполнив одно из строгих требований олимпиады по участию школьников в ней в течение нескольких лет. Следует отметить, что параллельно с олимпиадой САММАТ (совместно с Самарским государственным техническим университетом и рядом других вузов страны) мы проводим олимпиаду БИБН (совместно с Нижегородским государственным университетом и рядом других вузов). Фактически в двух этих олимпиадах у нас участвует около 12 тысяч работ.
Олимпиады, которые организуются центром довузовской подготовки, необходимы БГТУ имени В.Г.Шухова в целом. Следует отметить, что мы их проводим в тесной взаимосвязи с другими университетами, поэтому есть ещё и высокая ответственность перед ними. К важнейшим показателям олимпиады относится охват других регионов и стран. Чтобы яснее представить картину, назову четыре центра, вокруг которых в настоящее время сосредоточилось проведение олимпиад по математике: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара. Для того чтобы «удержать» олимпиады САММАТ и БИБН, в них необходимо вовлечь не менее половины регионов страны и два-три зарубежных государства.

- Сегодня много говорят о создании банка интеллектуальных достижений. В чём его суть?
- Мы проводим планомерную работу по созданию банка интеллектуальных достижений одарённых школьников и студентов. Такая база данных помогает не только оперативно готовить отчёты по олимпиадам для Российского союза ректоров и министерства образования. Главное - такой «банк» позволяет совершенствовать взаимодействие с районами и школами, развивать индивидуальную работу с учащимися.

Данные банка мы предоставляем учебным подразделениям (институтам) БГТУ имени В.Г.Шухова для персональной работы по профориентации. Важно, чтобы талантливые молодые люди оставались в регионе, развивали его экономику и промышленное производство, науку и бизнес. В базе насчитывается около семи тысяч профессионально ориентированных учащихся и абитуриентов, из них около 500 человек проявили свою одарённость в различных областях (стали призёрами и победителями конкурсов, олимпиад).

 

Беседовала
Виктория ГОРЯЙНОВА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина