Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

«Квартира» мадам Пельц: игры с классиком

МХАТ имени М. Горького показал белгородцам «Зойкину квартиру» Татьяны Дорониной

"Квартира" малам Пельц: игры с классикомУверена, имя народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной известно каждому. Надежда в «Старшей сестре», Нюра в «Трёх тополях на Плющихе», Наташа в «Ещё раз про любовь», Шура в «Мачехе» - достаточно вспомнить экранные образы советского кинематографа, созданные легендарной актрисой и завоевавшие всенародное признание и славу. Но в первую очередь она - блестящая театральная актриса! В разные периоды Доронина играла в Волгоградском областном театре, Театре имени Ленинского комсомола, Большом драматическом театре.

В МХАТ Татьяну Васильевну пригласили ещё в 1966-м. Однако, недолго здесь проработав, актриса перешла в Театр имени Вл. Маяковского. И вернулась только в 1983-м. Через четыре года Московский Художественный академический театр распался на две части - МХАТ имени А. Чехова и МХАТ имени М. Горького. Во главе первого творческого коллектива остался Олег Ефремов, а художественным руководителем второго - избрали Доронину.

Татьяна Васильевна режиссировала множество спектаклей по произведениям Антона Чехова, Максима Горького, Александра Островского, Фёдора Достоевского... И, конечно же, Михаила Булгакова. Премьера «Зойкиной квартиры» в постановке Дорониной состоялась в 1989-м. А через два года последовали «Полоумный Журден» и «Белая гвардия».

Зойка? Вы - чёрт!

Сюжет пьесы Булгакова развёртывается в 20-е годы прошлого столетия. В условиях нэпа происходит ужасающая ломка общественного сознания, рушатся судьбы, обесценивается человеческая жизнь. Зато процветают обитатели маргинального дна - уголовники, пьяницы, наркоторговцы, проститутки. Тёмные дельцы, снедаемые жаждой наживы, организуют притоны для недвусмысленных и преступных встреч.

Такова и Зоя Денисовна Пельц, которую играет Татьяна Доронина. Разбитная женщина устраивает в своей квартире под видом швейной мастерской «весёлый дом». К её лёгкому хлебу прибивается кузен, обаятельный авантюрист Аметистов (исп. народный артист России Михаил Кабанов). Прикрывает их председатель домкома Аллилуйя (исп. народный артист России Иван Криворучко) - «око недреманное», выпивоха и взяточник.

В их салон для интимных свиданий наведывается коммерческий директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный (исп. народный артист России Юрий Горобец; в спектакле Дорониной - Гусь-Хрустальный. - Е.Ш.). Будучи женатым, он влюблён в Аллу Вадимовну (исп. Татьяна Шалковская), которую впоследствии встречает в квартире Пельц. Алла же опустилась до падшей женщины, желая заработать денег и уехать к своему любимому в Париж. Чужеродным элементом во всей этой компании выглядит фигура зойкиного возлюбленного Обольянинова (исп. народный артист России Валентин Клементьев) - «бывшего графа», безнадёжно увязшего в порочной среде. Для него Пельц приглашает китайцев, промышляющих наркотиками, - Гандзолина (исп. Максим Дахненко) и Херувима (исп. Станислав Курач). Последний убивает Гуся, бежит с его деньгами и горничной Зойки Манюшкой (исп. Кристина Пробст). В финале всех разоблачают представители МУРа.

Дом с «нехорошей квартирой»

В «Огоньке» от 10 марта 1929 года вышла статья «Роман без вранья» - «Зойкина квартира» (названия произведений А. Мариенгофа и М. Булгакова. - Е.Ш.). Её автор, следователь ВЧК Самсонов, утверждал, что зойкина квартира существовала в действительности - «у Никитских ворот, в большом красного кирпича доме, на седьмом этаже...». Именно там размещались апартаменты Зои Шатовой. Верхний этаж, отдельная лестничная площадка, выходящие во двор три стены - соседи не слышали никакого шума. Место идеальное, ставшее лакомым кусочком для сомнительных личностей.

Из воспоминаний второй жены драматурга Любови Белозерской мы узнаём об ещё одном возможном прототипе Зои Пельц. В одной из заметок, опубликованных в ленинградской вечерней «Красной газете», Булгаков прочёл о том, как милиция разоблачила карточный притон Зои Буяльской. Эта же газета освещала процесс по делу хозяйки дома свиданий Адели Тростянской. И в первом, и во втором случае замаскированы они были под пошивочную мастерскую!

Ремарки же в пьесе постоянно обращают нас к «громадному дому, играющему как страшная музыкальная табакерка». Гудение трамвая, доносившаяся из «Аквариума» музыка (летний сад на Большой Садовой, 16, где на открытой эстраде давались концерты. - Е.Ш.)... Любители творчества великого мастера, наверное, уже догадались, о чём речь. Автор разместил зойкину квартиру в доме на Большой Садовой, 10. Именно в нём в 23-24-х гг. прошлого века жил Михаил Афанасьевич.

Дом, надо сказать, знатный. Великолепный образец венского модерна, он построен в 1903 году архитекторами Милковым и Юдицким по заказу владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Пигита. Сколько знаменитостей здесь перебывало! Шаляпин, Толстой, Пастернак, Иванов, Маршак, Прокофьев, Мейерхольд, Белый, Сологуб... В основном объединялись вокруг двух знаменитых личностей, в нём квартировавших, - театрального художника Георгия Якулова и живописца Петра Кончаловского. Интересно, что именно в мастерской Якулова познакомились и влюбились друг в друга Есенин и Дункан. И из этого дома в декабре 1925 года великий поэт отправился на Ленинградский вокзал в своё последнее путешествие.

Но вернёмся к ремаркам. Многие булгаковеды усматривают в Наталии Шиф, жене Якулова, поразительную схожесть с главной героиней «Зойкиной квартиры». Первая жена Булгакова Татьяна Лаппа вспоминала: «Она некрасивая была, но сложена великолепно... ходила голая... надевала платье прямо на голое тело или пальто… у них всегда какие-то оргии, люди подозрительные... за ними наблюдали... потом она куда-то пропала, а Якулова арестовали». Странная женщина, отличавшаяся броской внешностью. Скандальная известность преследовала её повсюду. Одних восхищала элегантность Наталии, других шокировала свобода нравов в доме Якуловых. Слухи - не слухи, а крупица истины, очевидно, в этом есть.
Ясно, что писатель в доме на Большой Садовой, 10 «разместил» и «нехорошую квартиру» («Мастер и Маргарита»), и «Зойкину».

Булгаков для вахтанговцев

В 1925-м Театр им. Евг. Вахтангова предложил Михаилу Афанасьевичу написать комедию. Он согласился - и осенью следующего года состоялась премьера пьесы «Зойкина квартира». За три недели до первого показа Булгаков в беседе с корреспондентом журнала «Новый зритель» определил жанр произведения как «трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве». Режиссировал спектакль Алексей Попов, а роли исполнили выдающиеся актёры Цецилия Мансурова, Рубен Симонов, Борис Щукин... Талантливый художник сцены Сергей Исаков придумал для постановки уникальные декорации - огромный пятиэтажный московский дом, стены которого образовывали колодец. Туда, как в бездну, падали его жители и посетители. По многим свидетельствам, угадать в нём дом на Большой Садовой не составило никакого труда.

Оглушительный успех у публики. Более двухсот представлений. Как вдруг началась травля Булгакова-писателя, Булгакова-драматурга. Множество отрицательных рецензий, перестали издавать произведения, из репертуара театров изъяли все пьесы автора. «Зойкину квартиру» сняли в начале 1928-го, в апреле возобновили, а в марте следующего года запретили окончательно с формулировкой: «За искажение советской действительности». Но Михаил Афанасьевич верил, что рукописи не горят! И предсказывал свой триумф, правда, только после смерти, третьей и последней супруге Елене Шиловской, Люсе, как он её называл.

«Зойкина квартира» 22 года спустя

Напомню, что Доронина поставила «Зойкину квартиру» в 1989-м. Спектакль с выдержкой, только сомневаюсь, что это пошло ему на пользу - «перебродил». Как и ожидалось, академический театр следовал букве классики. В случае с Булгаковым это просто замечательно, ведь сколько гениальных вещей автора испохаблено теми, кто называет себя «новатором», но... Но чересчур патриархальная строгость взглядов Татьяны Васильевны привела к удручающему эффекту - спектакль показался безжизненным, надуманным, трескающимся по швам. А ведь в пьесе у фантасмагоричных и гротесковых персонажей насыщенная и бурлящая жизнь! Увы, публичный дом советского образца - символ коммерческо-эксплуататорской и низменной природы жизни - так и не воссоздали, он остался туманным призраком. Отсюда поиск правды и установление социальной справедливости отпали за ненадобностью.

Играть отрицательных героев увлекательно, ведь у порока много больше сценических красок. А отрицательные в «Зойкиной квартире» абсолютно все. Хочется верить, что наш читатель со мной согласится. А вот мхатовцы, видимо, поспорили бы. В пьесе Зойке - 35 лет. И неспроста Булгаков рисует образ энергичной и предприимчивой женщины. Татьяна Васильевна же выглядит в этой роли слишком вальяжной, невозмутимо-спокойной. Впечатление такое, что перед нами расчётливая матрона, которая довольна своей жизнью. А превратить квартиру в бордель, чтобы избежать безденежья, - идея совсем не новая, что она промышляла этим и ранее. Возникает недоумённый вопрос: зачем ей тогда бежать с «бывшим графом» за границу, если и здесь всё неплохо? Назвать её Зоей Денисовной как-то не приходит в голову, скорее, мадам Пельц.

Кстати, актёры абсолютно не передали чувства между Зойкой и Обольяниновым. Глядя на них, пароксизм страсти представить просто невозможно. Между ними зияла дистанция огромного размера - и возрастная, и темпераментная. И если Зоя Денисовна пыталась спасти положение, то Обольянинов был напрочь лишён всех человеческих чувств и смотрелся безликим гомункулом. Где трагедия благородного дворянина и аристократа, разгоревшаяся с ним в революцию? Пустота. Свои речи актёр произносил так монотонно, что куда-то исчез даже искромётный юмор, которым так славится Михаил Булгаков.

Натянутость происходящего удавалось временами нивелировать Аметистову и Гусь-Хрустальному. Эти две актёрские работы вполне состоялись. Да ещё можно отметить зойкину горничную и китайцев. Аметистов разыгрывал забавные мини-ситуации, чем смешил зрителей. Смех вызывали и перипетии, происходящие с любовным треугольником Гандзолин-Манюшка-Херувим. А сцена, когда покинутый своей возлюбленной Гусь в исступлении разбрасывает банкноты, пожалуй, лучшая в спектакле. В ней ощущаются драматизм и подлинность переживаний. Всё же не дело, если положение спасают второстепенные персонажи.

Доронина сохранила текст булгаковской пьесы каноническим, но не до конца. Что-то дописали за классика. Такие вот игры. Татьяна Васильевна попыталась создать ощущение, что за главными действующими лицами постоянно кто-то наблюдает, подслушивает, разнюхивает - словом, всячески вмешивается. Эта некая вездесущность и всезнайство добавили инфернальности. Право голоса обрела даже Мифическая личность, якобы проживающая в квартире и превращённая режиссёром в Мефистофеля. В завершение под церковное песнопение один за другим персонажи поднимутся по лестнице на помост, схожий с эшафотом, повернутся от зрительного зала к разгорающимся на полотне звёздам. И каждому воздастся по делам его. Вот только то, что выдаётся за концепцию, на мой взгляд, не привносит в развитие сюжета решительно ничего, кроме стилистического диссонанса всего пре-дыдущего действия финалу.

Вот такая она, «Зойкина квартира», по версии Татьяны Дорониной, а по сути - «квартира» мадам Пельц.

 

Екатерина ШАРОНОВА.
Фото с сайта МХАТ

 #

Где, когда, в рамках чего был

Где, когда, в рамках чего был показан спектакль? Для приличия хотя бы стоило упомянуть о щепкинском фестивале!

 

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина