Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Выйти за рамки повседневности!

Белгородский художник предложил концепцию развития художественного процесса

Выйти за рамки  повседневности!Мыслитель от искусства Григорий Новиков отметил своё 50-летие, представив зрителям ретроспективную выставку и пригласив их к диалогу.

Встреча I

Второй четверг января. Выставочный зал «Родина». Открытие «Энергии Солнца» - ретроспективной и юбилейной экспозиции живописи неординарного даже по меркам художественной среды Григория Новикова. Звуки фламенко и цокот женских каблучков… Это пришли поздравить юбиляра танцовщицы студии «Веер». Музыка сложной ритмической организации, её причудливый рисунок становится органичной частью ещё более сложного пространства, неким приглашением проникнуть в творческий микрокосм мастера кисти...

Новиков подобен спящему Везувию: внешне вроде бы спокоен, но видимость эта только кажущаяся - в его недрах происходит беспрестанное бурление. Что выдают лишь полные жизни глаза и загадочная улыбка, которую он, не снимая, носит на лице. Григорий Владимирович встречает своих гостей в одеждах, напоминающих старинный русский ферязь, - этакий неширокий красный кафтан без ворота с накладными золочёными петлями. «Ваш костюм весьма необычен…», - его вид заинтересовывает многих. «А помните Вовку - путешественника в Тридевятое царство?» - опережает он, точно угадывая вопрос. Это вроде бы и не ответ, но надо понять, что любой сочинённый им элемент нанизывается на один смысловой стержень - всё подчиняется одной, только ему ведомой, логике. И если попал сюда, правила нужно принять, вернее, осознать, что, собственно, и правил никаких нет. Не случайно ведь у многих возникает желание сравнить Новикова, пожалуй, с главным парадоксалистом XX века Сальвадором Дали. Их схожесть не в художественном направлении сюрреализма, а - в сюрреалистическом восприятии действительности и самопрезентации в ней, которые между тем держатся на определённых принципах…

Художник не «развлекает человечество», а, скорее, доставляет ему удовольствие, вкладывая в свои творения лишь то, что дорого и приятно ему самому. Ищет тот художественный язык, который будет понятен всем без объяснений. Созидает, ощущая вкус дня сегодняшнего и поддавшись влиянию лишь настроения, сиюминутного импульса. Выбирает интонацию: картина не должна «кричать», только сообщать нечто важное. В каждой - смысл. До банальности не позволяет скатиться давняя увлечённость Новикова философией древних греков, учениями суфийских мастеров и индийских, трудами немецких мыслителей... Как к источникам вдохновения прибегает и к другим видам искусства, но только к тем, в которых чувствует нерв, эмоцию. Осмысляя дневное светило как символ высшей космической и созидательной силы - той, что дарит способность ощущать и воображать, - поглощает энергию солнца и возвращает её людям. И пока этот взаимообмен происходит, он будет творить, да и «лучшие картины ещё не написаны».

А представить на «Энергии Солнца» пришлось более 150 произведений, созданных в период с 90-х по первые дни года наступившего. Почему пришлось? Работы Новикова заслуживают более концептуального выставочного решения: экспонировать их стоило бы не только по случаю юбилея, а по мере рождения серии картин, объединённых общей темой, к примеру. Камерная выставка - от 10 до 15 арт-объектов - позволила бы зрителю гораздо лучше сосредоточиться на каждом из них. Тем не менее в этот раз нам открылся творческий путь мастера в ретроспективе - от картин, наполненных эзотерическими смыслами, к пейзажам и портретам, в которых искусствоведы усматривают черты раннего импрессионизма, и полотнам, соотносимым с образцами абстрактного экспрессионизма («Энергия», диптих «Свет Солнца» и «Тень Солнца», «Путешествие по Италии», «Посвящение Сотбису», «Меркурий», «Шуховская башня»…).

Пользуясь языком Григория Владимировича и памятуя о прошлых его выставочных проектах, назовём их «снами о чём-то большем»: в них просматриваются «синие дали изумрудных дорог», они совершаются в «таинстве», в одиночестве, но после предстают перед множеством глаз.
Красками с поэтичными названиями - неаполитанская жёлтая, бирюзовая, лазоревая, небесная голубая - Новиков пишет пейзажи, которые, кажется, вобрали тепло солнечных лучей, лёгкий морской бриз и негромкий рокот волн, лижущих песок и прибрежные камни… Американский «Сакраменто», или городок итальянской Ривьеры «Портофино», или бухта Адриатической «Бока Которска», или черногорские «Остров Святого Стефана» и «Петровац», или заповедный хорватский «Дубровник», или виды Азова и Крымского полуострова («Азовское море. Коса», «Утро. Азов», «Весна в Крыму») - они неизменно романтизируют изображаемые пространства, начисто лишая их географических координат, и являют прекрасное как оно есть. В них преломились все чувства восхищённого художника от тех мест, где ему довелось побывать. Столько российских городов и столько европейских позади - он стал участником более 50 пленэров. Энергию солнца Григорий Владимирович собирает по всему свету, оставляя частицы себя в России, Украине, Германии, Франции, США, Марокко, где его работы пребывают в частных коллекциях.

Метод пленэрной живописи - быстрая передача состояния - Новиков использует и при создании портретов. «Настя», «Ксения», «Ива», «Сандра», «Скульптор Мина», «Рэгги»… - в своей жизни он встречает много людей, некоторые из них становятся героями его портретов.

- Когда пишу портрет, беру энергию у того, кого изображаю. Я должен успеть запечатлеть его, пока человек ею полон, не утомился, не устал, не потерял блеск. Примерно за час, после он «умирает», - поясняет художник.

А вот очертания лица, но уже не портрет - еле угадываемые в небе над городом - это абстракция «Посвящение AZOTу», в другом зале «Второй сон AZOTа». Определённо их объединяет герой, ведь сразу становится понятно, что речь не о химическом элементе, а о личности. Вот только реальная ли она? Вполне. AZOT - друг художника Александр Зотеев. Когда-то Зотеев жил в испанском Фигейрасе - городе, прежде всего, известном тем, что там расположен театр-музей Дали. И жил тогда, когда Сальвадор ещё здравствовал, и не преминул свести знакомство с гением. Сейчас живёт недалеко от немецкой столицы и выставляется, где пожелает, скажем, в Париже. Вот такие друзья у Новикова.
Период экспонирования «Энергии Солнца» - ровно месяц, начиная с 10 января, - время, когда из тайной крепости Новикова опущен мост - мост между его миром и нашим, зрительским. Хотя постичь феномен Григория Новикова до конца едва ли возможно. С ним нужно просто соприкасаться - не часто, чтобы не осыпать позолоту, но по возможности - сделать его творчество личным генератором радости.

Встреча II

В октябре минувшего года в «Родине» состоялась встреча-дискуссия «Современное искусство: диалог художников и зрителей» («Белгородские известия» писали об этом: http://belwesti.ru/30.10.12-15110.html). Она прошла при поддержке руководства выставочного зала, а её инициаторами стали гость Белгорода - немецкий художник Артур Клозе и… Григорий Новиков. Напомню: они рассказали о крупнейшей и авторитетнейшей выставке современного искусства 13-я «Документа» (13dOCUMENTA), которую проводят в немецком Касселе. И, основываясь на увиденном, совместно с заинтересованными зрителями обсудили проблемы искусства наших дней. Событие длилось более трёх часов и вызвало резонанс в обществе: на одной из местных радиоволн стали сообщать новости с художественных аукционов, поговаривают даже, что в Белгороде может появиться площадка для современного искусства… Как бы там ни было, но ввиду огромного интереса к теме и подобной форме диалога решили собираться и впредь. Однако прошло несколько месяцев, прежде чем это стало возможным. Встреча совпала с юбилейной выставкой Новикова «Энергия Солнца»…

Григорий Владимирович в первую очередь обратился к молодым авторам, призывая их выйти за рамки общепринятого и повседневного и начать экспериментировать. Молодёжь сможет объединиться вокруг фигуры крупного белгородского мастера Владимира Аксёнова, либо вокруг самого Новикова - кому чьи мысли окажутся ближе. Своей сверхзадачей он видит формирование творческого сообщества, главной целью которого станет поиск языка современного искусства, понятного и интересного коллегам и зрителю, той новой формы, которая позволила бы в полной мере сообщить нечто важное о дне сегодняшнем, воплотить идеи созидания, дать правильный вектор развития, в том числе и обществу в целом. Возможно, тогда на арене мирового искусства российское добьётся уважения и обратит на себя внимание подобно тому, как привлекают произведения отечественных гениев прошлого.

Рассказал Новиков, как в своё время на него повлияли фамилия - его родители профессиональные художники, отец был художником Киево-Печерской лавры! - и арт-среда художественного училища в курском Железногорске, которое он окончил. Об увлечённости скульптурой и монументальной живописью. О пленэрах в Польше и Германии, представив присутствующим множество фотографий, сделанных там. Кстати, планирует он путешествие к Тарханкуту - западному мысу Крымского полуострова с необычными пейзажами. Но до того его ожидает Париж - в апреле Григорий Владимирович отправится туда по частному приглашению галерейщиков, - так что на огромном подаренном коллегами холсте появится новая картина.

- Под лежачий камень вода не течёт - я много усилий приложил к тому, чтобы меня начали приглашать на пленэры. И теперь никогда не отказываюсь, когда зовут, ведь в следующий раз могут и не предложить, - поясняет художник свои вовлечённость в пленэрный процесс и мобильность.

Каждая работа, созданная на пленэре, вдумчивому зрителю сулит ощутить эффект перемещения в другое пространство.

Разговор художника о собственном творчестве и участии в пленэрах снова перешёл к попытке осмыслить современный художественный процесс. Первым обсудили вопрос о значимой роли кураторов - посредников между творцами и публикой - в нём. Часто именно эти люди формируют наши взгляды на искусство, особенно сегодняшнее. Под их влиянием мы можем невольно отказаться от личных впечатлений и мыслей. И от того, чем эти люди руководствуются, зависит многое. Иногда они - лучшие наши проводники в мире искусства, но некоторые из них рассматривают искусство как вид коммерции, ориентируются на то, сколько стоит тот или иной арт-объект. Тогда в пространства музеев проникают весьма сомнительные экспонаты (вспомнили «творчество» Пьеро Мандзони), которые снабжены длинными сопроводительными письмами, воссоздают контекст и концепцию… Но разве произведение становится искусством только по причине того, что его экспонируют в выставочном зале? И если оно ничего не пробуждает у зрителя, зачем последнему прилагать эмоциональные и интеллектуальные усилия для того, чтобы прочувствовать и узреть гениальность мнимого творца? И есть ли в наше время критерии оценки, приближающиеся к объективным? К единому мнению не пришли - видимо, каждый должен руководствоваться своими представлениями, опираясь на свой опыт мышления и чувствования.

Обратились и к проблеме самопрезентации художника, приведя в качестве примера «Чёрный квадрат» Каземира Малевича. До его представления публике в 1915-м в 1882-м в Париже на выставке «Искусство непоследовательных» поэт Пол Билход экспонировал свою картину «Ночная драка негров в подвале», изображающую чёрный прямоугольник. «Чёрный квадрат» отличался от неё лишь геометрией формы и эффектом «кракле» - трещинами в красочном слое (по сути, брак, возникший в результате нанесения краски на ещё не высохшую поверхность). Новиков уверен в том, что в случае с произведением Малевича всё удачно сошлось для автора - придуманный концепт, межвоенное время, когда человечество погрузилось в политический, социокультурный, экзистенциальный кризисы. Он, что называется, «выстрелил», попав точно в цель. Конечно, с этим можно согласиться. Но в чём ещё может быть сокрыт секрет? В подаче! Сколькими легендами оброс "Чёрный квадрат", сколько людей они приманили. И, видимо, прав был польский мыслитель и поэт Станислав Ежи Лец, когда советовал: «Творите о себе мифы. Боги начинали именно так».

 

Екатерина ШАРОНОВА.
Фото Михаила МАЛЫХИНА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина