Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2012». подробнее...

Партнёры

shuh.jpg

 kino31_160x225.jpg

 Unise.ru

Щепкинский эксклюзив

23 и 25 сентября открывает 76-й театральный сезон Белгородский государственный академический драматический театр имени Михаила Семёновича Щепкина

Щепкинский эксклюзивЩепкинский эксклюзивВернее, щепкинцы уже открыли его. 17 сентября было дано первое представление спектакля «Сказание о Иоасафе», приуроченное к 100-летию канонизации святителя Иоасафа. Имя святое не только для нашей земли, для всего славянского православного мира. Молебны в его честь звучали в разных городах и государствах. Но только наш театр откликнулся на это событие эксклюзивным творческим произведением. И инициатором рождения такого произведения стал художественный руководитель Белгородской драмы, заслуженный деятель искусств Виктор Иванович Слободчук.

Начали с архивов

Можно представить, какое количество материалов пришлось перечесть заведующей литературно-драматургической частью театра Людмиле Кондратьевой, сколько времени провести в архивах, прежде чем родилась эта пьеса. Но как она сама говорит: «Архивы архивами, но если бы не живая, заинтересованная помощь настоятеля Преображенского собора отца Олега, который был с нами от начала и до конца, вряд ли бы что-то состоялось. Очень ценными оказались и замечания архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Причём не только для меня, но и для режиссёра-постановщика Игоря Ткачёва, художника Марины Шепорнёвой, заведующего музыкальной частью Руслана Родионова. Очень благодарны мы и педагогу кафедры сценической речи высшего театрального училища имени Щукина Ирине Либаковой-Ливановой».

Пока этот спектакль увидел лишь узкий круг зрителей, но в дальнейшем театр не собирается снимать его из репертуара, поэтому следите за афишей и обязательно приходите посмотреть новую работу щепкинцев. Прежде всего затем, чтобы поклониться памяти удивительного, поистине святого человека - нашего земляка святителя Иоасафа.

Однако наши актёры вышли на сцену ещё до начала репетиций «Сказания о Иоасафе». В июле Белгородская драма была приглашена на национальный форум в Сочи, где собрались только театры-победители самых престижных международных и всероссийских фестивалей. Наш театр (нет возможности перечислить все его награды последних лет) оказался в их числе. И явил публике и бескомпромиссной критике спектакль «Заворожённое семейство» в постановке народного артиста России, главного режиссёра Центрального театра Российской Армии Бориса Морозова. И не просто явил, но ещё и получил серебряную награду этого форума.

От колхозно-союзного до академического

Тридцатые годы…. Под крылатым лозунгом «Культуру в массы!» в стране создано 200 с лишним колхозно-совхозных театров, призванных партией «внедрять в самую толщу колхозного крестьянства образцы подлинного социалистического искусства». Наркомпрос Курской области планирует открыть сразу три таких театра. Два из них начинают работу в Старом Осколе и Валуйках. И в одном, и в другом собраны достаточно профессиональные труппы, знающие своё дело режиссёры. К примеру, во главе Валуйского театра стал С.М.Крепуско, один из первых руководителей Московской областной драмы. А директором и художественным руководителем Старооскольского театра назначен по-своему легендарный Н.Г.Белоконь. Уже за первый сезон коллектив старооскольцев добился заметных творческих успехов, о чём писали и областная газета «Курская правда», и тогда ещё городская «Белгородская правда». И было чем гордиться: во-первых, репертуар театра включал «семь готовых капитальных спектаклей», а во-вторых, все они были тепло приняты во время гастролей в Курске летом 1936 года. И это, судя по всему, был не просто показ новичков в столице области, но признание новорождённого театра со стороны публики с более чем столетним стажем, поколение за поколением выращенное Курским драматическим театром. Да и областные власти дали высокую оценку тем летним гастролям.

И, кстати, именно те гастроли навсегда изменили биографию театра, а вернее, его «фамилию». Вот как комментирует те события руководитель коллектива Н.Г.Белоконь: «Председатель облисполкома тов. Царёв, подытоживая нашу работу в Курске, наряду с высокой оценкой указал нам на недостаточное внимание к учёбе коллектива и посоветовал управлению по делам искусств перевести бывшую базу театра из Старого Оскола в Белгород, с тем, чтобы ещё больше обеспечить художественно-творческий рост театра».

Так в октябре 1936 года в нашем городе начал свою работу Белгородский колхозно-совхозный театр. Именно с той осени и ведётся отсчёт театральных сезонов Белгородской драмы.

Основная сцена нового театра разместилась в старинном здании бывшего кинотеатра «Орион» на улице Ленина (ныне Гражданский проспект), где ещё недавно действовал Белгородский художественный музей.
- Я бегала туда ещё школьницей, - рассказывала одна из старейших служительниц театра М.А.Шемраева, - там, в оркестре, играл мой отец. Зал был просторный, с балконом, на первом этаже во время антрактов устраивали танцы. Спектакли были длинные, в несколько действий, шли до полуночи. Декорации менялись на каждой картине и зрители терпеливо ждали…

Здесь театр прожил более 20 лет, пока не построили новый современный храм Мельпомены и Талии на Соборной площади. И именно отсюда, из старого здания, белгородские артисты уехали на летние гастроли 1941 года в Бердянск и Геническ, где и узнали, что началась война. Домой добрались только к осени. Но пробыли здесь совсем недолго. Ведь уже в сентябре Белгород был оккупирован немцами. Театр оказался в эвакуации, но артисты отнюдь не бездействовали. Грязи, Самарканд, Ташкент, Кзыл-Орда… это лишь часть городов, где театр продолжал работать - давали концерты, играли спектакли.

И какие! «Парень из нашего города», «Русские люди», «Жди меня» Константина Симонова, «Нашествие» Леонида Леонова, «Хозяйка гостиницы» Карло Гольдони, «Последняя жертва», «Бесприданница», «Без вины виноватые» Александра Островского… И всё это готовилось и показывалось, по сути, в полевых, походных условиях. Но зрители были в таком восторге, что в марте 1943 года молодой, рождённый всего несколько лет назад театр был отмечен благодарностью управления по делам искусств при Совете народных комиссаров РСФСР.

И лишь после освобождения Белгорода наши артисты вернулись в родной город. Вернулись и не поверили своим глазам. Некогда чистенький, уютный, утопающий в зелени город весь лежал в дымящихся развалинах. Но ещё больше поразило, что на разбитом перроне их встречали поклонники с букетами полевых цветов. Как вспоминала много позже актриса Тамара Андрианова: «Такое невозможно забыть». Они и не забывали. И уже в апреле 1944 года открыли свой театральный сезон в Белгороде. Кстати, с той поры театр уже стал именоваться не колхозно-совхозным, а Белгородским драматическим. Совсем другой статус.
И в 1947 году труппа его обновилась благодаря выпускникам и педагогам Тульской театральной студии. В Белгород приехал настоящий артистический «десант» - более 20 человек!

- За годы учёбы в студии мы так сроднились, что решили обязательно поехать вместе в какой-нибудь город. Даже письмо Сталину писали и ездили в ЦК ВЛКСМ, - рассказывала ветеран театра Мария Ильинична Баскова, - и, представьте, наша мечта осуществилась. Весь курс отправили в Белгород. Первый свой сезон открывали «Молодой гвардией» Александра Фадеева. Репетировали днями и ночами, сами шили занавес, кулисы, падуги и ещё успевали вкалывать на восстановительных работах: разбирали завалы, клали кирпичи…

Под шефством Малого театра

К сожалению, сейчас из того артистического «десанта» осталась в Белгороде лишь сама Мария Ильинична да её подруга Ираида Павловна Банина. И обе хорошо помнят, как в 50-е годы шефство над нашим театром взял коллектив прославленного Малого театра. Помогали словом и делом: подарили часть костюмов, декораций, одежду сцены, участвовали в формировании репертуара, проводили с актёрами занятия по сценической речи и движению. И именно они предложили присвоить Белгородскому драматическому театру имя нашего великого земляка Михаила Семёновича Щепкина.

Но именитые шефы и сами играли с нашими артистами в белгородских спектаклях. Сегодня такое трудно представить. Но ведь было! В разные годы на щепкинскую сцену выходили народные артисты СССР Михаил Жаров, Игорь Ильинский, Элина Быстрицкая… А также звёзды первой величины из других московских театров. Например, Алла Тарасова или Вера Марецкая.
А в 1962 году открылось, наконец, новое здание театра. Для Белгорода, который совсем недавно стал областным центром, это можно было считать почти чудом. И не только для Белгорода. О новом храме искусства писали столичные журналисты и критики. А в труппе появляются всё новые режиссёры, художники, артисты. Публика обожает своих молодых актёров: Владимира Бондарука, Николая Черныша, Евгению Ярцеву, Петра Самсонова, Валентину Протасову, Светлану Овсяникову, Ядвигу Антонову, Светлану Кубареву, Елену Мурашеву…. Сколько белгородских театралов помнят этих артистов и сейчас, живо обсуждая спектакли, в которых они играли: «Традиционный сбор», «Угрюм река», «Цыган», «Мораль пани Дульской», «Сирано де Бержерак», «Прошлым летом в Чулимске»…

Впрочем, последние два спектакля появились на щепкинской сцене чуть позже. В те годы, когда за «дирижёрским пультом» Белгородской драмы уже стоял молодой директор Виктор Слободчук. Тогда молодой. А ныне - единственный руководитель театра в России, кто проработал на своём посту почти 40 лет. Человек неуёмной энергии, обладающий особым даром художественного и продюсерского предвидения. Именно при нём наш театр получил звание «академический», бесчисленное количество наград, в том числе премию Центрального федерального округа, приз «Хрустальная шапка Мономаха».

Его Величество Актёр

Театр как бы совершил прорыв в «другое измерение». И как говорит сам Виктор Иванович Слободчук:
- Я по-прежнему за то, что театр должен быть разным. Потому стараюсь привлекать к сотрудничеству режиссёров и художников разных школ, стилей, направлений, угадывать мастера, который в данный конкретный момент должен прийти на смену предыдущему - того, кто сможет заполнить образовавшиеся пустоты, удивлять, обогащать, вести дальше. Это необходимо труппе, это нужно зрителям. Очень рад, что в этом движении нас поддерживают наши учредители в правительстве области.

Но заслуженный деятель искусств России Виктор Иванович Слободчук умеет угадывать не только мастеров, но и по-особому чувствовать совсем молодые таланты. Именно он сумел собрать и сохранить уникальную на сегодняшний день труппу. Далеко не каждый даже столичный театр может похвалиться такой гармонией, когда в репертуаре активно заняты и представители старшего поколения, и среднего, и младшего. Щепкинцы могут. Зритель это прекрасно знает, отмечая работы народных артистов России Владимира Бондарука, Виталия Старикова, Марины Русаковой, заслуженных - Ирины Драпкиной, Ивана Кириллова, Виталия и Оксаны Бгавиных, артистов Игоря и Эвелины Ткачёвых, Вероники Васильевой, Игоря Нарожнего, Надежды Пахоменко… и совсем юных - Антона Блискунова и Нины Кранцевич. Кстати, Виталий Бгавин, как и Игорь Ткачёв, имея актёрское образование, за годы работы в театре получил ещё и высшее режиссёрское. Виталий окончил театральное училище имени Бориса Щукина, а Игорь - Российскую театральную академию (бывший ГИТИС), курс народного артиста СССР Владимира Андреева. Он же первым среди молодых артистов был удостоен «Хрустальной розы Виктора Розова» - особого знака, который присуждается деятелям искусства за достижения в профессии. Чуть позже «Розу» преподнесли и Оксане Бгавиной. Немало престижных наград и у других актёров. Нет возможности перечислить всё и всех. Но на открытии театра никто не будет забыт. Ведь нынешний сезон открывается не спектаклем, как обычно, а театрализованным концертом, в котором будет задействована вся труппа. И, конечно, вспомнятся самые яркие страницы истории, оживут отрывки из любимых спектаклей, но главная честь будет отдана Его Величеству Актёру. Вернее, всем актёрам, которые составляют славу Белгородского государственного академического драматического театра.

А что впереди?

А впереди, разумеется, большая работа. В этом сезоне щепкинцы решили уделить особое внимание современной зарубежной драматургии. Заслуженный деятель искусств России, режиссёр московского театра имени Владимира Маяковского Юрий Иоффе в ближайшее время начнёт репетиции комедии «Утешитель вдов», которая пронизана своеобразным итальянским юмором. И, судя по прежним работам, которые ставил на щепкинской сцене Юрий Владимирович («Дух неугомонный», «На бойком месте»), юмора и элегантности будет предостаточно и в новом спектакле. А вот пьеса «Гарольд и Мод» по роману Коллина Хиггинса - это своего рода квинтэссенция человеческих чувств, трогательная история любви и одиночества. Тут не до комедии. Хотя и в этом произведении немало светлого и в чём-то даже смешного. Вместе со щепкинцами над этим спектаклем будет работать молодой режиссёр из Москвы Урсула Макарова и один из самых ярких российских театральных художников Андрей Климов. Оба тоже хорошо знакомы своими постановками белгородскому зрителю.

Будут и другие премьеры. Однако театр, носящий имя реформатора русской сцены Михаила Щепкина, не останется без русской классики. Она по-прежнему будет доминировать в репертуаре театра: это «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Заворожённое семейство» Льва Толстого, «Вишнёвый сад» Антона Чехова, «Лес» Александра Островского… Как говорится, всем сёстрам по серьгам. Известно ведь, сколько зрителей, столько мнений и пожеланий. Так пусть новый сезон принесёт публике не меньше счастливых откровений. А пока - с юбилеем вас, щепкинцы!

 

Ольга ИСТОМИНА.
Фото Алексея Германа

Новости

02.07 Региональный закон «о тишине» заработал на практике
01.07 Василий Сколозуб поделился мнением о голосовании в Яковлевском горокруге
01.07 Надежда Рожкова: «Не буду делать секрета, я голосовала за»
01.07 Сегодня последний день для голосования по поправкам в Конституцию РФ
29.06 Валерий Скруг: «Нужен каждый голос»
29.06 Директор гимназии №22 Белгорода считает крайне важным участие в голосовании по поправкам в Конституцию
28.06 Наталия Полуянова: «Мы выбираем одно – крепкую Россию»
28.06 Александр Ахтырский объяснил, почему все поправки важны
27.06 Тысячи белгородцев выразили желание поработать на голосовании в качестве наблюдателей
27.06 Председатель Облизбиркома рассказал о мерах безопасности во время голосования
27.06 Михаил Бажинов: "Голосование - это ответственность перед потомками"
26.06 Пять доводов от Сергея Тетюхина голосовать за поправки в Конституцию
26.06 Олимпийский чемпион рассказал, почему пришёл на голосование
25.06 Развитие России зависит от каждого