Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Этнотерапия против агрессии

Выпускница Белгородского государственного института искусств и культуры предлагает корректировать поведение агрессивных подростков с помощью приобщения к народной художественной культуре

Современный человек является представителем техногенного мира. Ценности и идеалы общества с каждым годом всё больше трансформируются, мы постепенно уходим от традиций. И это явление отнюдь нельзя назвать положительным. Распад семейных и родственных связей порождает совершение антиобщественных поступков и деяний. И перед нами встаёт вопрос - как с этим бороться?

Татьяна Донникова, окончившая в этом году факультет социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности БГИИК, предложила погрузить агрессивных подростков в мир народной культуры, которая оказывает поистине исцеляющее воздействие. Проект девушки завоевал первое место на конкурсе «Молодость Белгородчины», результаты которого были подведены в конце июня.

Народное художественное творчество увлекло Татьяну ещё в школе. Девушка изучала его особенности, побеждала со своими исследовательскими работами на различных конкурсах. А поступив в институт, стала рассматривать отклонения в человеческом поведении и их коррекцию посредством социально-культурной деятельности. Потом её внимание привлекла этнотерапия - направление психотерапии, в основе которого лежат этнические практики, ремёсла и традиции.

В чём же секрет этой методики? Прежде всего, в том, что она позволяет выплеснуть негативные эмоции и освободиться от переживаний. При этом в конце занятия ребята не должны создать выдающееся произведение декоративного творчества. Здесь важен сам процесс, а не его результат. В основе терапии лежит народная культура, которая является кладезем норм и обычаев, регулятором человеческой жизни. Она позволяет приобщиться к природе, пообщаться с живым миром. В своей работе Татьяна решила сконцентрироваться именно на народной культуре Белгородской области. Ведь она является наиболее близкой и архетипичной для жителей Белгородчины.

На базе Беломестненской средней школы девушка провела пилотный эксперимент. Она выбрала две группы подростков и с помощью специальных тестов измерила их уровни агрессивности. Они совпадали. У одной группы прошло 20 этнотерапевтических занятий. Другая была контрольной и не подвергалась воздействию. В ходе эксперимента уровень агрессивности у ребят, занимавшихся этнотерапией, снизился на две единицы, в то время, как у их сверстников из другой группы он остался без изменений. Таким образом, можно говорить об эффективности этнотерапевтических занятий. Хотя, конечно, наибольший эффект проявляется, если они ведутся не меньше года. Курс включает в себя различные техники: занятия художественным, прикладным и техническим творчеством (лепка, писанка на яйце, роспись по дереву, рисование народных образов, плетение гребаток и поясов), прослушивание и воспроизведение фольклорной музыки.

«При реализации проекта преподаватель не является отстранённым надсмотрщиком, - рассказала Татьяна. - Он - активный участник и изготовитель изделий, который общается с детьми на равных и делится впечатлениями от процесса. Ведь очень важно установить на занятиях тёплый психологический климат».

Рассказывая о Татьяне Донниковой, стоит отметить, что девушка она активная и целеустремлённая. Вуз окончила с отличием, в студенческие годы была председателем студенческого научного общества и актива факультета. В копилке её научных наград есть также победа на первом международном молодёжном образовательном форуме «Нежеголь», где она представляла работу, посвящённую роли этнотерапии в социализации детей-сирот.

Занятия по этнотерапии носят универсальный характер. Их могут проводить как педагоги, так и работники социокультурной сферы. В этом году Татьяна планирует поступать в аспирантуру, где продолжит заниматься своим исследованием. Девушка хочет создать методические рекомендации, которые можно будет использовать в школах, домах творчества и других культурно-образовательных учреждениях. Они помогут не только скорректировать агрессивное поведение, но и предотвратить его.

 

Анна КУЩЕНКО. Фото из архива Татьяны ДОННИКОВОЙ

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина