Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Поведение в храме

Ничто не может осквернить нас, кроме нас самих

Поведение в храмеЯ давно хотела написать об этом, но всё откладывала. Пока, наконец, не позвонили знакомые, приехавшие в нашу епархию из чужих краёв. Многое у нас им понравилось, вот только поведение верующих в храме вызвало недоумение. В течение всего богослужения в храме происходит какое-то, по их выражению, броуновское движение. Почти никто не стоит на месте всю службу.

Люди заходят, выходят, покупают товар в иконной лавке, при этом громко обсуждая что-то с продающими, затем отправляются через весь храм, раздвигая молящихся, чтобы собственноручно поставить свечку у нужной иконы. При этом некоторые постоянные прихожане зорко следят, чтобы в храме всё было «благоговейно» - с их точки зрения. Вот вошла девушка без платка - к ней подскочила грозная стража и после недолгой перепалки оттеснила в притвор. Вот мужчина сомкнул за уставшей спиной руки. Тут же, не церемонясь - по рукам его! А это кто передал свечку левой рукой? Бегом за ней - вернуть и заставить передать «как положено», правой. А вот кто-то встал «не на своё место» - согнать, пусть даже обладательница этого «места» ещё не пришла.

На самом деле, почти ничего из «положенного» нигде не прописано: что-то - просто благочестивая традиция, иное - не имеет под собой никаких оснований, а третье и вовсе грешно (как, например, суеверный обычай передавать свечку обязательно правой рукой).

Да простят меня наши замечательные батюшки, всегда загруженные службами, требами и хозяйственными делами, но всё же порядок в храме, в том числе и поведение прихожан - это их неотъемлемая задача. Недаром же народная поговорка гласит: «Каков поп, таков и приход».

Я много езжу и, конечно, везде бываю в храмах. В некоторых проблемы те же, что и у нас. Но как же бывает отрадно видеть, как в большом приходе, где большая часть людей на службе - приезжие паломники и туристы, в храме - благоговейная тишина, ничем не нарушаемая служба Богу. Помню, ещё в советское время в действующих храмах Петербурга (тогда - Ленинграда) при входе висели объявления: «Во время богослужения осмотр храма запрещён». А сегодня, едва войдя в помещение Иоанновского монастыря, где покоятся мощи святого праведного Иоанна Кронштадского, читаешь на стенах объявления-просьбы быть прилично одетыми и благоговейно вести себя в храме. Тут же сообщается, что юбки и платки можно взять напрокат… Конечно, Петербург - особая статья, город традиционно высокой общей культуры, которую не порушило даже сегодняшнее время вседозволенности. Но вот и Москва приятно удивила. Зашла в храм Вселенских соборов в Свято-Даниловом монастыре, а на закрытых дверях табличка: «Извините, читается шестопсалмие, просьба подождать 20 минут». Вот так! Шестопсалмие - часть вечернего богослужения, во время которого в храме гасится свет и свечи и чтец читает 6 избранных псалмов Псалтири, в которых звучит покаяние человека в преддверии Страшного Суда.

Существует предание: последний, Страшный Суд Христов, во время которого будет окончательно решена участь и усопших ранее, и доживших до этого дня, будет длиться столько же времени, сколько читается шестопсалмие за богослужением. Вот почему в эти минуты в храме должна быть благоговейная тишина, запрещается сидеть, входить и выходить из храма, покупать и ставить свечи, вообще нарушать молитвенное предстояние перед Господом. Многие ли из нас знают об этом?

Долгое время в восстанавливающейся Курской Коренной пустыни один из монахов нёс особое послушание - следил за входящими в храм и находящимися на службе паломниками. В случае необходимости он деликатно подходил и, извинившись, шёпотом делал замечание. Так и благоговение не нарушалось, и человеку не было неприятно неожиданное наставление. Что мешает и в обычных, «мирских» храмах установить подобное правило: с благословения священника обязать одного из грамотных и культурных прихожан при необходимости деликатно разъяснять новопришедшему правила поведения во время службы?

Уже очень давно в Оптиной пустыни - кажется, первом из российских монастырей - у входа на территорию выдают платочки и большие рабочие фартуки, чтобы женщины в брюках могли скрыть нетрадиционный для Православия наряд, обернув нижнюю часть тела монашеским фартуком. Сегодня многие говорят о том, что юбка и брюки, да и вообще внешний вид не прибавляют и не убавляют человеку благочестия. Господь, мол, смотрит не на ноги, а на сердце. С последним не поспоришь. Однако задумаемся: чистота сердца не зависит ли от чистоты наших помыслов и поступков? Если, собираясь в храм, в монастырь, мы не боимся оскорбить Бога своим внешним видом, не боимся смутить монаха обнажённым телом - значит, не всё в порядке с нашими помыслами. Можно ли стяжать чистоту собственной души, не заботясь о душах, находящихся рядом? Господь ведь сказал: «Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих». А наша одежда и поведение в храме - соблазн не только для монашествующих, но и для тех бабушек, что пришли сюда для молитвы. Даже если они не правы в своём духовном рвении - не лучше ли нам не спорить, а вспомнить ещё одну русскую поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Кстати, на Западе, где, казалось бы, больше свободы (вседозволенности), религиозные чувства верующих и национальные традиции охраняются не в пример нам. В католической Италии, где и сидеть на службах можно, и голову женщине покрывать не обязательно, мою знакомую не пустили в храм с обнажёнными руками. Стоящий у входа полицейский показал на киоск, где продавались огромные шали, в которые можно было завернуться с головы до пят.

А что же всё-таки можно и нужно делать в наших храмах? Главное, наверное, - спокойно стоять и слушать слова и пение молитв, пытаясь «подключить» своё сердце к общему богослужению. Если мы хотим осмотреть храм, поклониться иконам, собственноручно расставить свечи - нужно просто прийти за полчаса до богослужения и обойти храм, никому не мешая. В сельских приходах часто можно наблюдать, как старушки подолгу стоят у центральной праздничной иконы, по многу раз крестясь, затем прикладываясь к иконе и снова крестясь и кланяясь на все стороны света. Остальные же вынуждены стоять в очереди, дожидаясь окончания такого длительного обряда поклонения. Не стоит повторять это действие самому! Если каждый станет по пять минут стоять у праздничной иконы, мы половину службы проведём в очереди. Подойти к иконе до начала или в начале службы необходимо, но сделать это нужно достаточно быстро, а уж потом, отойдя в сторонку, читать молитвы и совершать поклоны. Так мы и положенное исполним, и не навлечём на себя раздражение остальных прихожан.

Преподобный Серафим Саровский учил стоять на молитве так, чтобы не замечать, кто стоит рядом! Мы же пришли к Богу - и отвлекаться на что-то иное просто грешно.

Если сильно устали - можно, конечно, тихо выйти на улицу или присесть на одну из скамеек, которые есть в каждом храме. Но нужно знать, что существуют такие моменты службы, в которые сидеть не рекомендуется. Это чтение Евангелия, Апостола и шестопсалмия, каждение храма священником, малый и великий вход на литургии - когда священник в сопровождении других служителей алтаря выходит на амвон с Евангелием или Чашей. Вообще нежелательно сидеть при открытых Царских вратах: в алтаре на Престоле всегда находятся запасные Дары - ковчежец с Причастием для больных, а значит присутствует Сам Спаситель (именно по этой причине принято всегда креститься и кланяться алтарю, когда мы пересекаем центральную невидимую линию храма, делящую его вдоль пополам). Не принято сидеть во время пения Херувимской песни («Иже Херувимы тайно образующе…»), так как в это время в помощь священнику в алтарь слетаются невидимые Ангелы-служители - Херувимы. Это, как правило, знают все постоянные прихожане.

Но не все знают, что ещё более важной частью литургии является Евхаристический канон. Он начинается сразу после пения Символа веры возгласом священника: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение с миром приносити», - на которое откликается хор: «Милость мира, жертву хваления». Священник молится в алтаре о таинстве Пресуществления - когда Сам Господь сходит на Престол и претворяет (пресуществляет) хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. В советские времена я посещала храм Ленинградской духовной академии и семинарии и тогда же усвоила непреложное правило: во время чтения и пения Евхаристического канона (не позже чем со слов «Твоя от Твоих Тебе приносящих от всех и за вся») все присутствующие в храме должны встать на колени и вместе со священником в алтаре земно поклониться Спасителю. Этот земной поклон не отменяется даже на Пасху! Как и ещё два: когда священник выносит Чашу для причащения и когда вторично выходит с Чашей из алтаря с возгласом: «Всегда, ныне и присно и во веки веков!». Нужно помнить и верить: мы поклоняемся не внешним атрибутам, а Самому Господу, невидимо выходящему к нам! От последнего поклона освобождается только тот, кто только что принял Причастие: он соединился с Господом и не может поклоняться самому себе. Также причастникам следует воздержаться от земных поклонов в течение всего дня, да и вообще не забывать о свершившемся таинстве и вести себя и вне храма благоговейно, без лишних развлечений и праздных разговоров.

Но вот совершилось главное, ради чего служилась литургия, - таинство Причащения. Казалось бы, можно расслабиться. И снова пошло по храму движение: подходим приложиться к иконам, раздаём просфоры и конфеты: «Помяните усопших». Стоп! Служба продолжается. Ещё поёт хор, а за закрытыми алтарными дверями священник потребляет оставшиеся после причащения мирян Святые Дары. Потерпите! Скоро он выйдет из алтаря и произнесёт отпуст - последнее благословение. Вот теперь, подойдя к кресту в руках батюшки, можно и к иконам приложиться, и книги в иконной лавке рассмотреть, и даже перекинуться парой слов с соседкой. Кстати, существует ещё одно суеверие: причастникам, мол, нельзя целовать иконы и руку священника. Но ведь батюшка только что причащался сам! Причём брал Причастие вот этой же рукой. А иконы - они всегда святы и никак не могут осквернить наши уста даже после Причастия. Да и ничто не может осквернить нас, кроме нас самих.

 

Марина ЗАХАРЧУК.
Фото azbyka.ru

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина