Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Хормейстер Иван КАРАЧАРОВ: Белгородский фольклор - яркий и многоголосый!

Хормейстер Иван КАРАЧАРОВ:  Белгородский фольклор - яркий и многоголосый!15 декабря в 14.00 в большом зале Белгородского государственного центра народного творчества состоялся творческий вечер ансамбля «Пересек», посвящённый 25-летию коллектива. «Пересек» - это один из ведущих российских фольклорных ансамблей, которым на протяжении многих лет руководит талантливый хормейстер Иван Карачаров, удостоенный в этом году премии «Душа России» в номинации «Традиционная народная культура».С Иваном КАРАЧАРОВЫМ побеседовала корреспондент «Белгородских известий» Наталия КОЗЛОВА.

- Иван Николаевич, в первую очередь расскажите о «Пересеке».
- В этом году мы отмечаем 25-летие. Достаточно солидный возраст для ансамбля. Создавался он и сейчас существует при Белгородском государственном центре народного творчества. Сегодня в коллективе поют 14 человек - преподаватели института искусств и культуры, сотрудники центра народного творчества, руководители школьных фольклорных ансамблей.
Задачи тоже остались прежними - сохраняем и популяризируем произведения народной музыки, традиционные для Белгородской области.
Вначале мы пробовали себя в различных областях, даже казачьи песни пели, но потом поняли, что у нас достаточно своего. Местный фольклор настолько интересен с эстетической, музыкальной точки зрения, что редко какой ансамбль не черпает что-то из него. Белгородский фольклор - яркий, многоголосый, интересный!

- А как родилось такое интересное имя ансамбля?
- Название, конечно, появилось не сразу, мы долгое время существовали просто как ансамбль центра народного творчества. Когда начались первые выезды за пределы области, нужно было каким-то образом себя позиционировать. Мы долго думали над названием и выбрали «Пересек». Обозначает слово удалую пляску и бытует только в небольшой части Юга России. Поэтому когда на фольклорном фестивале объявляют «Пересек», то у сведущих людей сразу появляются ассоциации с Белгородом.

- Иван Николаевич, у вас богатейший репертуар. Где вы берёте песни для своего ансамбля?
- Весь материал мы собираем в фольклорных экспедициях. Если ты непосредственно не общаешься с носителями культуры, то не сможешь глубоко понять её, проникнуть в тайны народной музыки. Это всегда открытая тетрадь.

Все, кто поёт в коллективе, связаны с экспедиционной деятельностью. Когда я преподавал в Белгородском музыкальном колледже им. С.А. Дегтярёва, то часто выезжал со своими студентами. Потом мы использовали собранный материал в учебных целях. Лучшие образцы, самые, на мой взгляд, интересные, пополняли репертуар коллектива.
- Нам очень помогает Центр народного творчества. У него налажены связи фактически со всеми домами культуры области. Во время экспедиций всякое бывает, был вот курьёзный случай… Если хотите - расскажу.

- Конечно!
- Мы приехали в одно из сёл Грайворонского района. Подошли к местным жителям, которые сидели на лавке. Сочетание «фольклорная экспедиция» пожилым людям не всегда понятно, потому объяснили просто: «приехали песни собирать». Нам указали несколько домов, где живут местные певцы, и мы отправились…

Заходим в одну избу - нет никого. В другую - то же самое. Мы, естественно, не можем понять, в чём дело. Все признаки живого человека есть: чайник на плите, еда на столе…
В итоге неимоверными усилиями нам удалось разыскать людей, собрать их в клубе. И тут нам одна бабушка говорит: «А-а-а, теперь мы поняли, зачем вы приехали, а то мне сказали, приехали из Белгорода пенсии отбирать».

- Чего только в жизни не бывает! А первую экспедицию, в которую отправились, помните?
- Наверное, самое большое впечатление было получено от первой экспедиции, когда я понял, что вся эта музыка настоящая. Теперь я вижу, что все, кто соприкасается с народной песней, с народной музыкой, остаётся с ней навсегда.

В первую экспедицию я отправился с двумя однокурсниками, когда учился на первом курсе Белгородского музыкального училища. Мы записывали народные песни села Русская Берёзовка Ракитянского района. Конечно, первые впечатления от соприкосновения с самими носителями народной культуры неизгладимы. Это всегда такие интересные, удивительные люди. Меня тогда поразило и поражает до сих пор, что в каком-нибудь глухом селе живут люди очень высокой культуры и нам у них, как говорится, учиться и учиться.

- Я читала о том, что в экспедициях вы снимали фильмы.
- Да, было сделано два фильма. Конечно же, услышать народную песню - это хорошо и здорово, но увидеть певца, интересные моменты исполнения может помочь только видео.

В те времена, когда создавались эти фильмы, народная традиция была в очень хорошем состоянии, в живом виде, и «Пересеку» хотелось всё заснять. Первый фильм «Живая вода» был посвящён традициям двух сёл Алексеевского района.

Вторая картина рассказывала о традициях села Берёзовка Ивнянского района. По аналогии с известным фильмом мы его назвали «Свадьба в Бе-
рёзовке». По нашей просьбе местные жители реконструировали свадебный обряд таким, как он был в селе раньше. Этот фильм с удовольствием смотрят мои студенты.

- А вне стен института его можно увидеть?
- Фильмы хранятся в Центре народного творчества, любой желающий может прийти и скопировать их себе. Самая главная наша задача состоит в том, чтобы как можно больше людей, желающих узнать что-то о своей родной музыкальной культуре, могли познакомиться с ней.

- Почему вы выбрали именно народное творчество, когда поступали в музыкальное училище?
- Вы знаете, кажется, не я его выбрал, а оно меня. Когда я поступал в ссуз после 8-го класса школы, у меня было желание заниматься музыкой, но мои предпочтения ещё не оформились.

И так сложилось, что, поступая на дирижёрско-хоровое отделение, я попал в ту часть группы, которая была определена для занятия народной песней.

После Белгорода я продолжил учёбу в Саратове, в консерватории. Это одна из немногих консерваторий, где в то время было отделение руководителей народных хоров. Мне довелось учиться у одного из интереснейших людей - очень грамотного и знающего музыканта, хормейстера Льва Львовича Христиансена. В 1943 году его уральский народный хор выступал на фронте.

Для меня это всё было ново и неизвестно. Хотя мои родители пели, но это у меня не ассоциировалось с народной музыкой.

- Выходит, у вас музыкальная семья…
- Мои родители - школьные педагоги: мама, Александра Ивановна, преподавала историю. Отец, Николай Иванович - русский язык и литературу. Они пели на праздниках, когда собирались друзья. Музыкой профессионально у нас в семье никто не занимался, хотя у меня всегда было большое желание.

Вы знаете, я не так давно пересматривал архив семейных фотографий и увидел снимок 60-х годов. На нём мой отец дирижирует школьным хором - это стало для меня откровением. Он до сих пор поёт в хоре ветеранов, музыка его сопровождает всю жизнь.

- А для вас, как для педагога, что самое важное в студентах?
- Я преподавал в родном музыкальном колледже больше 20 лет, сейчас работаю в институте искусств и культуры. Самое главное в студентах - это желание постигать музыку. Говорят, что научить музыке нельзя, а научиться можно. Так вот тем, кто хочет, я с радостью помогаю. Мне очень приятно, что многие мои студенты поют в моём коллективе «Пересек».

- Вы ведь не только поёте, но и играете…
- Да, я очень люблю не только песню, но и инструментальную музыку. Ударные, балалайка, скрипка - на всём играю понемногу. Самостоятельно пришлось осваивать такие экзотические инструменты, как калюка, кугиклы.
- Редкие инструменты, где же вы их взяли?
- Когда у ансамбля проснулся интерес именно к инструментальным традициям Белгородчины, то я понял, что никто всерьёз этим никогда не занимался. Пришлось обучаться самостоятельно: изучать инструменты, а потом их делать.

Калюка - это разновидность флейты без игровых отверстий. Кугиклы по-научному называют флейта Пана - духовой инструмент, его делали из камыша: трубочки разной длины давали звуки разной высоты.

- Недавно вам присудили премию правительства страны «Душа России», поздравляю вас!
- Спасибо. То, что эта премия существует: поддерживает, обращает внимание на людей, которые занимаются именно народной музыкой, - здорово. Видимо, это определённая оценка моей деятельности и как хормейстера, и как ученого. Но, конечно, без моего «Пересека» никакой премии не было бы.

Инициатива выдвижения меня на соискание премии исходила от работников Министерства культуры. «Пересек» выступал в Прохоровке на всероссийском семинаре - это был короткий номер, но, видимо, он произвёл впечатление.

 

Фото из архива
Ивана КАРАЧАРОВА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина