Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2012». подробнее...

Партнёры

shuh.jpg

 kino31_160x225.jpg

 Unise.ru

Второе дыхание театра кукол

После Сербии «Аистёнка и Пугало» пригласили в Тунис

Второе дыхание театра кукол Несколько лет назад, когда после реконструкции открывали Белгородский государственный театр кукол, многие не поверили своим глазам. Потому что представить не могли, что приспособленная под театр типовая пристройка к жилому дому преобразится в настоящий храм сказки.

И всё же у близких друзей театра на душе, что называется, поскрёбывали кошки. В том смысле, что обновлённые стены и сцена - хорошо, но, как гласит известная пословица: не красна изба углами, а красна пирогами. Под «пирогами» подразумевались качественно иная репертуарная политика и художественный уровень спектаклей. Не секрет, что в последние годы труппа театра как будто находилась в творческой депрессии. Некоторые новые работы белгородских кукольников вызывали, мягко говоря, грустное недоумение. А сами актёры порой напоминали птиц «крылья устало сложивших, радость полёта забывших».

В общем было, отчего не только радоваться, но и волноваться.

Все жанры - в гости к нам!

Волноваться, к счастью, довелось недолго. С приходом нового художественного руководителя Натальи Репиной творческая жизнь Белгородского театра кукол заиграла новыми, подчас совершенно неожиданными красками. Как будто у труппы открылось второе дыхание. Впервые, например, на новогодние праздники публике была представлена не какая-нибудь заигранная зимняя сказка или интермедия-однодневка, а спектакль «Щелкунчик» в постановке Бориса Ходырева по произведениям Эрнста Теодора Амадея Гофмана с божественной музыкой Петра Ильича Чайковского. С такой сложной драматургией нашим кукольникам практически не доводилось работать. В результате что-то в мистических фантазиях немецкого классика-романтика удалось понять и воплотить на сцене, что-то нет. Но главное, что «Щелкунчик» вызвал интерес не только у юных зрителей, но и породил надежды у взрослых поклонников искусства театра кукол, которые давно говорили о том, что кроме дневных сказок для детей хотели бы видеть и вечерние спектакли.

И театр не обманул их ожиданий. Прошлый сезон открылся шоу-представлением «Ах, эти куклы, куклы!..», в котором артисты не просто композиционно объединили отдельные концертные номера, но и показали, как можно работать с куклами разных систем: перчаточными, настольными, тростевыми, паркетными, марионетками… А затем последовала религиозно-философская притча по повести Ричарда Баха «Чайка по имени Ливингстон» в постановке московского режиссёра Игоря Лирина, известного своими работами не только в театре, но и в кино, на телеканале «Культура».

А в нынешнем сезоне «замахнулись» на русскую классику. Главный режиссёр Гомельского государственного театра кукол Григорий Гольдман поставил одноактную пьесу Антона Павловича Чехова «Предложение», а главный режиссёр Белгородского театра Сергей Балыков - литературно-музыкальное представление «Я тогда гостила на земле», в котором попытался воссоединить эстрадно-поэтический театр (как жаль, что сегодня такой театр редчайшее явление) с возможностями театра кукол. Задумывая эту постановку, режиссёр ещё раз хотел напомнить о творчестве и трагических судьбах Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, чей 120-летний юбилей мы будем отмечать нынешней осенью. Но не остановился на этом и добавил ещё одно имя: замечательной поэтессы с по-своему трагической судьбой из российской глубинки Маргариты Зиминой, связанной корнями с Елабугой. Той самой Елабугой, где оборвалась жизнь Марины Цветаевой. Сергей Балыков - автор пьесы и режиссёр-постановщик спектакля «Я тогда гостила на земле», обратившись к поэзии и судьбе Маргариты Зиминой, не просто познакомил нас с её удивительными стихами, выстроив незримый мостик памяти между прошлым и настоящим, но и разбередил нашу душу, призвав любить и беречь не только ушедших поэтов, но и живущих ныне, не обязательно на литературном Олимпе, а может быть, очень скромно и совсем рядом.

Не только эксперименты

Будем надеяться, что и впереди зрителей ждут не менее интересные, пусть в чём-то и спорные работы белгородских кукольников. Художественный руководитель театра Наталья Репина намерена и дальше инициировать и поддерживать смелые эксперименты, приглашая талантливых режиссёров и художников самых разных эстетических мировоззрений. Главное, чтобы в спектаклях не было пошлости, агрессии и, само собой разумеется, был высокий художественный уровень работ.

Однако это вовсе не значит, что сцена Белгородского театра кукол стала лишь площадкой для экспериментов и постановок для взрослых. Спектакли для детей по-прежнему занимают основное место в репертуарной афише. И о традиционных формах никто не думает забывать. А что касается жанров, то тут, как говорится, все флаги - в гости к нам!

К примеру, в прошлом сезоне белгородские кукольники впервые за много лет обратились к историческим корням русского балаганно-площадного театра с незабвенными Петрушкой и Марфушкой в главных ролях. Надо было слышать и видеть, в каком творческом кураже работали наши артисты над спектаклем «Петрушка на войне» в постановке народного артиста России, главного режиссёра Саратовского театра кукол Геннадия Шугурова. Не менее горячо принял «Петрушку» и белгородский зритель. Впрочем, не только белгородский, и не только зритель. Наши кукольники побывали с этой работой на Всероссийском фестивале в Волгограде, где удостоились заинтересованного внимания известных театральных критиков и специального диплома победителей.

Кстати, даже простое приглашение на фестиваль - показатель уважения коллег по творческому цеху. А Белгородский театр кукол за неполные два года успел себя достойно показать не только в Волгограде, но и в Виннице, Иваново. А совсем недавно вернулся с Международного фестиваля, который проходил в богатом театральными традициями сербском городе Суботица.

Братушки приехали!

Этот фестиваль театров для детей прошёл здесь в девятнадцатый раз. Что само по себе кажется невероятным, ведь за эти годы распалась процветающая некогда Югославия, а маленькая Сербия пережила бойкот США и массированные бомбардировки авиации НАТО. До фестивалей ли тут? Но фестиваль в Суботице выжил, и кукольники со всего света (в отличие от политиков) по-прежнему съезжаются сюда каждую весну, чтобы говорить на языке мира и добра, чтобы дарить детям сказки.

Вот и в этом году для участия в фестивале было подано более двухсот заявок. Но члены экспертного совета отобрали лишь 20 лучших спектаклей, включив их в официальную афишу праздника. Среди них оказались работы театров для детей из Франции, Италии, Англии, Египта, Чили, Израиля, Боснии, Болгарии, Венгрии, Белоруссии... А Россия была представлена сразу несколькими театрами и, что особенно приятно, - нашим Белгородским со спектаклем «Аистёнок и Пугало» по пьесе словацких авторов Ганки Крчуловой и Любуши Лопейской в постановке режиссёра Людмилы Фёдоровой и художника Александры Зубовой из Санкт-Петербурга.

Чтобы попасть на фестиваль, белгородским кукольникам пришлось проехать две тысячи километров, пересечь несколько границ. Украинских даже две. Одну - между Белгородом и Харьковом, другую - на западной Украине в Чопе. «Западников», кстати, боялись больше всего. Из официальной украинской пропаганды известно, как непримиримо относятся они к русским. Как оказалось, пропаганда и политика это одно, а простые люди - совсем другое. Пограничники и таможенники в Чопе встретили нашу делегацию дружелюбно. И кукол попросили показать не для досмотра, а ради интереса, идущего из детских воспоминаний. А на обратном пути - уже приветствовали: «А, аистёнок! Как успехи?». Не менее тепло встречали и провожали венгерские стражи границы, о которых перед отъездом тоже наслушались Бог весть чего. Как ни странно, самыми холодными и придирчивыми были российские представители.

Ну а в Сербии сразу приняли, как родных: «Братушки приехали!». Казалось, не только Суботица, но и все окрестные поселения жили праздничной атмосферой фестиваля. В самом же городе спектакли и представления шли помимо театра ещё и на других площадках. Причём на разных языках. Но зрители всё понимали без перевода и принимали гостей из разных стран «на ура!».

И всё-таки наши кукольники волновались. Ведь им ещё никогда не приходилось участвовать в театральном форуме такого масштаба. К тому же пьеса «Аистёнок и Пугало» идёт чуть ли не на всех сценах мира. Попробуй, открой в ней что-то новое. Но ведь открыли! Постановщики спектакля Людмила Фёдорова и Александра Зубова вместе с белгородскими артистами рассказали эту старую историю не просто как добрую, трогательную сказку о любви и дружбе, а скорее, как философскую притчу, родственную в чём-то «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери с его напоминанием «Мы в ответе за тех, кого приручили».

И члены жюри по достоинству оценили этот спектакль, отметив и режиссёрское решение, и прекрасную сценографию, и замечательные актёрские работы. А актриса Белгородского театра кукол Ирина Веретнова стала победителем в номинации «Лучшая женская роль».

Но белгородского «Аистёнка и Пугало» высоко оценили не только именитые театральные критики и зрители, но ещё и коллеги из других театров, которые, как известно, довольно ревниво относятся к успехам своих собратьев. Наш театр пригласили для участия в своих фестивалях руководители делегаций из Хорватии, Словении и даже из Туниса. И именно с «Аистёнком и Пугалом». Это ли не признание?!

Самое время воскликнуть: «Так держать!». Держать курс, взятый руководством и труппой театра три года назад, поднимая творческую планку только выше и выше.

 

Ольга ИСТОМИНА

Новости

02.07 Региональный закон «о тишине» заработал на практике
01.07 Василий Сколозуб поделился мнением о голосовании в Яковлевском горокруге
01.07 Надежда Рожкова: «Не буду делать секрета, я голосовала за»
01.07 Сегодня последний день для голосования по поправкам в Конституцию РФ
29.06 Валерий Скруг: «Нужен каждый голос»
29.06 Директор гимназии №22 Белгорода считает крайне важным участие в голосовании по поправкам в Конституцию
28.06 Наталия Полуянова: «Мы выбираем одно – крепкую Россию»
28.06 Александр Ахтырский объяснил, почему все поправки важны
27.06 Тысячи белгородцев выразили желание поработать на голосовании в качестве наблюдателей
27.06 Председатель Облизбиркома рассказал о мерах безопасности во время голосования
27.06 Михаил Бажинов: "Голосование - это ответственность перед потомками"
26.06 Пять доводов от Сергея Тетюхина голосовать за поправки в Конституцию
26.06 Олимпийский чемпион рассказал, почему пришёл на голосование
25.06 Развитие России зависит от каждого