Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Славянский пленэр

Каждый художник увёз с собой частицу тепла белгородской земли

Славянский пленэрМеждународный славянский пленэр давно уже стал неотъемлемой частью культурной жизни Белгородской области. И не только Белгородской. Слух, как говорится, пошёл по всей Руси великой и дальше, дальше… Достаточно сказать, что в этом году он прошёл у нас уже в тринадцатый раз, а его участниками были художники из России, Украины, Польши, Сербии. Как всегда ждали и белорусов. Но, к сожалению, в самый последний момент узнали, что Николай Дуброва из Гомельской области попал в больницу и не сможет приехать в Ракитянский район, который и стал местом творческого паломничества живописцев из славянских государств.

Четырнадцать дней провели они на нашей земле. А сколько мгновений лета, красоты и гармонии нашли своё отражение в живописных полотнах и акварелях странствующих художников, многие из которых имеют весьма солидный опыт работы на пленэрах в Крыму, на Русском Севере, озере Селигер, в Польше, Чехии… По традиции для пленэров выбираются самые красивые, по-своему заповедные уголки природы.

Кто не знает, объясню, что само слово «пленэр» в переводе с французского означает «открытый воздух» и предполагает в живописи тончайшую передачу красочного богатства натуры, постоянно меняющейся в естественных природных условиях под воздействием солнечного света и воздуха. Когда-то первыми из своих мастерских на природу вышли французские импрессионисты. Именно они перевернули взгляд на современное изобразительное искусство, открыв для художественной братии всего мира счастье работать на пленэре, который является не только неотъемлемой частью постижения профессионального мастерства, но и остаётся потребностью творческого процесса на всю жизнь. Кстати, само событие, когда группы живописцев собираются вместе для коллективной работы под открытым небом в каком-нибудь красивейшем уголке природы, тоже называется пленэром.

Белгородчина долгое время оставалась за пределами внимания пленэристов. Нет у нас ни могучих таёжных лесов, ни гордых горных вершин, ни великих рек, ни древней архитектуры, ни какой-либо особой экзотики… Всё так. Но разве тихая прелесть природы южнорусского края содержит меньше тайн и очарования для истинного художника? Как говорят, свято место пусто не бывает. Вот и Святое Белогорье обрело своих певцов не только в лице местных живописцев и графиков, но и их собратьев из разных городов необъятной России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Принять участие в Международном славянском пленэре, который каждое лето проходит в разных районах Белгородчины, стало престижным. За тринадцать лет у нас побывали художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Варшавы, Иркутска, Кисловодска, Чебоксар, Харькова и других городов. Причём многие из них возвращаются к нам вновь и вновь с огромной радостью. А по-другому и быть не может, ведь каждого приехавшего белгородцы встречают как родного человека - члена большой и дружной семьи пленэристов. К примеру, заслуженного художника Украины из Сум, одного из первых лауреатов премии «Прохоровское поле» любовно называют «наш Иван Иванович». А ещё «талисманом» и «патриархом», потому что знают: если приехал Иван Иванович Гапоченко, значит, всё пройдёт хорошо. К тому же уровень картин, которые он здесь пишет - определённая творческая планка, к которой должны стремиться художники, работающие на «открытом воздухе», особенно молодые.

А «патриархом» - совсем не из-за возраста. Просто никто не бывал на наших пленэрах чаще, чем он. В этом году приехал в седьмой раз! Представлял он Украину и десять лет назад на одном из первых пленэров, который проходил именно в Ракитянском районе. Тогда художники искренне влюбились в здешние места, простых, но таких самобытных людей, живущих в окрестных деревнях и самом посёлке. Тогда же познакомились и с удивительным человеком - протоиереем Свято-Никольского храма Николаем Германским, узнали о судьбе местного старца, архимандрита Серафима (Тяпочкина), который провёл не одно десятилетие в сталинских лагерях, но не отступился от веры, продолжая творить добро и дарить надежду всем страждущим и болящим. Со всех концов страны ехали к нему люди за духовной поддержкой. Едут и сегодня, хотя старец ушёл из жизни тридцать лет назад. На скромной могиле за оградой Свято-Никольского храма (где он и завещал себя похоронить) всегда очень много цветов и записок, в которых паломники просят о небесном заступничестве.

Неудивительно, что и нынешний Международный славянский пленэр в Ракитном решили посвятить памяти архимандрита Серафима. Отсюда так много духовных мотивов в произведениях пленэристов, которые мы увидели на заключительном вернисаже. Надо ли говорить, что и отец Николай почти на протяжении всего пленэра был рядом с художниками. И как он сам признался: «Не по обязанности или служебному долгу, а по зову души. Мне было интересно общаться с такими талантливыми и необычными гостями нашего района, ещё интереснее наблюдать, как они работают на этюдах. К сожалению, я не всегда мог выбираться с ними на природу, но если выбирался, то получал незабываемые впечатления».

Но впечатления, и не только художественные, переполняли и самих живописцев. Мало того, что они стали участниками торжеств, посвящённых памяти архимандрита Серафима (Тяпочкина), так ещё и попали в ликующий водоворот народного гулянья. Ведь именно в эти дни ракитянцы отмечали юбилей - Ракитному исполнилось 160 лет. Свой юбилей отметил и один из участников пленэра - Юрий Казаков из Ярославля. А Анна-Мария Роговска из Польши принимала поздравления как именинница.

- Главное на любом пленэре - это, конечно, работа. Но без таких вот больших и малых радостей было бы куда менее интересно, - заметил Иван Гапоченко. - Каждый раз, когда мы приезжаем на Белгородчину, нас ждут какие-то сюрпризы. Может, ещё из-за этого всегда так жду приглашения от вашей организации Союза художников России. Если спросите, приеду ли ещё, отвечу не раздумывая: брошу все дела - и в Белгород!
А дел у Ивана Ивановича, как говорится, выше крыши. Он ведь не только активно работающий живописец, но и председатель регионального отделения Союза художников Украины в Сумах, где по примеру белгородцев тоже начали проводить пленэры, участвуют в которых неизменно и наши земляки-живописцы.

Вот уж воистину - и хороший пример заразителен. Свой пленэр есть теперь и в Липецке. Как сказал Владимир Леликов (бывший военный лётчик, а ныне - интересный художник и неподражаемый бард - без гитары любой пленэр - не пленэр): «Мы приезжаем к вам не только работать и общаться, но и учиться организационной работе».

В прошлом году свой пленэр открыли и в Курске. Нынешней осенью собираются провести второй. Естественно, и белгородские художники примут в нём участие.

Но если Владимиру Леликову из Липецка и Ивану Гапоченко из Сум, что называется, рукой подать до Белгорода, то Урсуле Серафим-Нога из польского города Озимек и её подруге Анне-Марии Роговской, из Стрлшельце Опольскеа добираться куда сложней. Расстояние, пересадки, границы и прочее, прочее… Я уж не говорю об Анице Савич из сербского города Ниш. Тем не менее, все трое приехали на пленэр в третий раз.

Многие, кстати, обратили внимание, что Урсула и Анна-Мария всё лучше и лучше с каждым пленэром говорят по-русски. А когда Урсула берёт гитару, то все пленэристы дружно подпевают ей и «Миленький ты мой», и « Мне малым-мало спалось…». Аница же из Сербии три года назад совсем не владела русским языком. Общаться могла только через переводчика. Сегодня ей переводчик уже ни к чему. И говорит, и понимает всё замечательно. А ещё гордится тем, что её сын учится в университете, собираясь стать учителем русского языка в сербской школе.

Но многие обратили внимание и на то, что наши зарубежные гостьи и писать стали несколько иначе. Если раньше Анна-Мария и Урсула тяготели к абстрактным композициям, зашифровывая в них свои чувства, то сейчас им всё интереснее попробовать себя в реалистическом изобразительном искусстве. Достаточно вспомнить акварели, написанные ими в эти дни, или работы Анны-Марии Роговской: «Одиночество», «Ангел в полуночном небе летел»…

Итогом работы XIII Международного славянского пленэра стала большая заключительная выставка, которая развернулась в ракитянском районном Дворце культуры. Народу собралось много, ведь большинство ракитянцев впервые попали на вернисаж такого масштаба. К тому же многие из них за эти две недели не раз наблюдали, как работали художники на этюдах, и, конечно, хотелось посмотреть, что же получилось.

А получилось удивительно. У каждого автора - своя мелодия, своя песня, рапсодия, ноктюрн… А ведь все писали один и тот же храм, одни и те же меловые разломы, сельские домики, пруды, одно и то же бездонное голубое небо с плывущими островками белых облаков… Но разве спутаешь пасторальные миниатюры Юрия Кафарского из Винницы с мощными, экспрессивными полотнами Ольги Сорокиной и Алексея Комова (протоиерея Болховского мужского монастыря) из Орла. Дело, разумеется, не в размерах картин, а именно в особом, творческом почерке авторов.

Кстати, в чём-то я открыла для себя как будто заново и белгородских художников: Юрия Болотова, Станислава Дымова, Владимира Аксёнова… Владимир, закончивший в своё время прославленное Абрамцевское училище как художник по дереву, впервые на этом пленэре решил попробовать себя в живописи. И в очередной раз доказал, что талантливый человек талантлив во всём.

Впрочем, неталантливых работ в этой импровизированной экспозиции не было. Каждый художник постарался запечатлеть красоту и гармонию, увиденную в самом, казалось бы, простом и обыденном. Как сказал глава Ракитянского района Владимир Перцев: «Надо почаще проводить такие пленэры, чтоб не забывать, в каких удивительных местах мы живём. Я вот посмотрел картины и подумал: ну надо же, красота какая! А ведь всё это видел не раз, но как-то не задумывался».

Завершился пленэр, разъехались художники, но каждый увёз с собой частицу тепла белгородской земли, воспоминания о рассветах и закатах, когда особенно интересно было работать, о травах в росе и жарких днях, будто расплавленных в солнечном свете, о вечерах, когда гитара по кругу и нет конца песням, шуткам, творческим спорам… Всё это и многое другое - доброе, светлое, настоящее - останется как благодарная память о XIII Международном славянском пленэре. Работы, написанные здесь, увидят в разных городах и странах. Но и мы вернёмся к ним ещё не раз. Ведь по традиции часть картин пополнит фонды белгородских музеев, а в выставочном зале «Родина» открыли выставку произведений тех, кто работал на этом пленэре.

 

Ольга ИСТОМИНА,
Фото Александра ЖИХОВА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина