Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Под запросы работодателей

Образовательный заём для обучающихся в профессиональных учреждениях гарантирует бизнесу, инвестирующему средства в среднее профобразование области, приток квалифицированных кадров

«Круглый стол» на тему «Организация дуального обучения в профессиональных образовательных организациях области» прошёл 10 сентября в строительном колледже. В заинтересованном разговоре приняли участие первый заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики области Ольга Павлова, руководители профессиональных образовательных организаций, заместители руководителей по учебно-производственной работе. Участникам совещания представили нового начальника управления профессионального образования и науки области - доктора психологических наук, профессора Альбину Александровну Бучек. Она отметила, что главной задачей считает формирование новой модели профессиональной подготовки специалистов, которая поможет преодолеть отставание в структуре, объёмах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. Система дуального обучения должна работать с учётом запросов работодателей.

Время перемен

Сегодня ситуация на рынке труда такова, что дипломированным специалистам найти работу становится всё сложнее, зато растёт спрос на квалифицированные рабочие кадры. В Белгородской области одними из первых в стране стали применять систему дуального обучения. Сегодня большинство учебных заведений профессионального образования работают с крупными предприятиями и агрохолдингами, на предприятия области уже пришли первые выпускники, получившие образование по дуальной системе.

Работа в этом направлении только начата, поэтому, естественно, неизбежны трудности. Однако уже сегодня можно говорить о первом опыте, о плюсах и минусах внедрения в регионе системы дуального образования.

В новом учебном году в системе профессионального образования произошли кадровые перемены в отношении директорского корпуса, назначены новые руководители. Как сообщила Ольга Павлова, в связи с оптимизацией сети объединили два алексеевских колледжа - педагогический и колледж информационных технологий. Одним учебным заведением стали губкинские горный и политехнический колледжи. Появилось новое учебное учреждение: на базе бывшего лицея полиции открыт Белгородский правоохранительный колледж.

- Дуальное образование хорошо зарекомендовало себя во многих странах, особенно в Германии, но мы не будем копировать немецкую систему, а возьмём всё лучшее, что там есть, - сказала Ольга Павлова.
В марте этого года правительство области подготовило постановление об образовательном займе, гарантирующее бизнесу, инвестирующему средства в среднее профобразование, приток кадров после обучения по дуальной системе.

- Постановление об образовательном займе гарантирует возврат молодых специалистов на предприятия и определяет социальные выплаты студентам, а также порядок возврата денег, затраченных на учащегося в том случае, если он не вернётся на рабочее место. Договор об образовательном займе между работодателем и студентом будет заключаться на старших курсах. Работодатель не хочет покупать «кота в мешке» и хочет знать, в кого вкладывает средства, и быть уверенным в том, что молодой специалист вернётся на производство, - подчеркнула Ольга Павлова.

«Штучная» подготовка

В Германии, в небольшом городке Триздорф, недалеко от Мюнхена, работает образовательный центр, который в конце августа посетила группа белгородских руководителей образовательных учреждений. Об опыте организации дуального обучения в Германии рассказал директор Белгородского механико-технологического колледжа Сергей Зарубин, подкрепив своё выступление слайдами.

Ещё в Средние века немецкие ремесленники отличались особым мастерством и дольше всех в Европе практиковали передачу ремесла от мастера к ученику. Новая экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных школ: ученики обучаются профессии у прошедших специальную подготовку «мастеров». Именно так обстоит дело в учебном центре, который посетила наша группа.

- У немцев не грех поучиться и традиционно уважительному отношению к той разновидности труда, которую в современных условиях лишь условно можно назвать физической. Наши молодые люди после школы стремятся поступить в вуз, а более половины детей в Германии проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая научиться что-то делать руками. В учебном центре обучается более трёх тысяч детей, он оборудован самой современной техникой, здесь имеется прекрасная учебная база. В Германии дуальное образование поддерживает государство, три министерства курируют этот центр, вкладывая в него средства, - расссказал Сергей Зарубин.

По его словам, здесь проходят обучение по 350 специальностям. Среди них: помощник врача, аптекаря, банковский служащий, почтальон, домашний управляющий, несколько специальностей в сфере отель-
ного и ресторанного бизнеса, уход за престарелыми и многие другие. Большой перечень специальностей в сфере сельского хозяйства. Программа обучения рассчитана на три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство, дающее право работать по специальности.

Дуальная система рассчитана на получение практических навыков, поэтому 75 процентов времени учебной программы отведено на практику и только 25 процентов - на теорию. С первых дней учёбы дети работают на фермах, в мастерских, учатся готовить и т.д.

Трудности неизбежны

На «круглом столе» обсудили степень готовности государственных образовательных организаций области к переходу на дуальное обучение в наступившем учебном году. Как отметила консультант отдела НиСПО управления профессионального образования Галина Непорожняя, работа в этом направлении должна строиться с учётом перспективных потребностей хозяйствующих субъектов. Она рассказала о требованиях, предъявляемых к документации, регламентирующей порядок организации дуального обучения. Рассказала об экспертизе учебных планов, о выявленных недочётах.
Работы впереди много, но сегодня очевидно, что только дуальная система способна коренным образом изменить ситуацию на рынке труда.

 

Ирина МАЛИКОВА. Фото yaverso.at.ua

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина