Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Принуждение к дотации

Накануне дачного сезона в правительстве области обсудили организацию пригородных перевозок

Принуждение к дотацииНачальник департамента строительства, транспорта и ЖКХ области Николай Калашников объяснил причины непростых взаимоотношений региона с РЖД, выразил озабоченность по поводу ежегодного сокращения пригородных электричек и пообещал восполнить «пробел» автобусами. Что, собственно, на практике уже и происходит.

На откуп регионам

Напомним, с 1 января 2011 года ОАО «РЖД» перестало быть пригородным перевозчиком, а отдало электрички на откуп региональным пригородным пассажирским компаниям (ППК), в которых РЖД принадлежит 49 процентов акций, а 51 - местным властям. Такая ППК была создана и в Черноземье с участием нескольких регионов. Белгородской области принадлежит 9 процентов акций компании.

Эта пассажирская компания берёт у РЖД в аренду подвижной состав на то количество рейсов, которые способна оплатить. А регионы отдельным платежом компенсируют выпадающие доходы перевозчика от государственного регулирования уровня тарифа, потому как пригородные железнодорожные перевозки в нашей стране являются убыточными.

Пригородным транспортом в Белгородской области пользуются шесть тысяч человек в сутки. В этом году действует 88 маршрутов. Хотя годом ранее их было на 13 больше. А ещё четыре года назад железнодорожных маршрутов было на 47 больше (курсировало 135 поездов пригородного сообщения). И тенденция сокращения электричек отмечается по всей стране.

Непрозрачность структуры

Предметом спора российских регионов и ОАО «РЖД» являются тарифы. И хотя неоплаченных заявок перед пригородной железнодорожной компанией у властей нашего региона в отличие от некоторых областей нет, Белгородчина не готова платить вслепую. Власти серьёзно озабочены непрозрачностью структуры затрат ППК.

- С начала деятельности ОАО «ППК «Черноземье» ситуация с организацией пригородных железнодорожных перевозок серьёзно ухудшилась, - рассказывает Николай Калашников. - Теперь ОАО «РЖД», являясь основным акционером ОАО «ППК «Черноземье», вместо создания условий для рентабельной работы этой компании сдаёт ей в аренду подвижной состав, помещения и оборудование. При этом размер арендных ставок, утверждаемых ОАО «РЖД», учитывает содержание двух дирекций - «пассажирских обустройств» и «мотор-вагонного подвижного состава», что значительно повысило расходы по организации пригородных перевозок по сравнению с 2010 годом, когда все функции выполняла одна дирекция. Так, по итогам 2012 года предъявляемые перевозчику компанией ОАО «РЖД» затраты составили около 80 процентов в общей структуре затрат ОАО «ППК «Черноземье». Мы готовы компенсировать выпадающие доходы от нашего госзаказа, но мы не имеем возможности компенсировать убытки компании от финансово-хозяйственной деятельности. Любое предприятие должно работать с прибылью - это закон бизнеса. Железнодорожники же идут по иному пути - пытаются выбить из областного бюджета деньги. В то время как, например, автотранспортные предприятия, которые возят людей по этим же направлениям, из бюджета ничего не просят.

ОАО «РЖД» «принуждает» регионы к полному покрытию убытков путём сокращения объёмов пригородных перевозок (отменой пригородных поездов).

Такая политика ОАО «РЖД», по мнению областного правительства, отодвигает на второй план социальную задачу по перевозке пассажиров, снижает заинтересованность пригородных компаний в повышении доходности от перевозки платных пассажиров и исключении безбилетного проезда, повышении качества предоставления услуг, оптимизации собственных затрат и фактически ставит перед монополистом одну задачу - получение прибыли за счёт региональных дотаций.

Озабочен железнодорожными тарифами «с потолка» и первый заместитель председателя Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области Владимир Чепелев.

- К сожалению, мы не видим прозрачности в предложенных РЖД расчётах. На поддержание пригородного железнодорожного сообщения в бюджет области правительством в прошлом году было заложено 26 миллионов рублей, в этом - на 11 миллионов больше. Мы готовы платить, но требуем экономического обоснования расчётов. Пока же наши требования железнодорожным монополистом игнорируются. Мы сделали соответствующий запрос в Федеральную службу тарифов, но ответа пока не получили.

Куда мы катимся

А не проще ли Белгородской области совсем отказаться от услуг монополиста на пригородном сообщении и создать собственную пригородную железнодорожную компанию? Как заявил Николай Калашников, для самостоятельного выхода на рынок железнодорожных перевозок требуется наличие дорогостоящего подвижного состава и инфраструктуры, а также специально подготовленного и обученного персонала, которыми обладает в настоящее время только ОАО «РЖД». В связи с этим создание альтернативной пригородной железнодорожной компании без наличия этих составляющих нецелесообразно, а закупка подвижного состава не по карману бюджетам регионов. К примеру, стоимость только одного нового рельсового автобуса из трёх вагонов составляет порядка 180 миллионов рублей. Вот если бы ОАО «РЖД», как основной акционер, не сдавало подвижной состав и инфраструктуру в аренду пригородной компании, а безвозмездно передало данное имущество, расходы по организации пригородных железнодорожных перевозок удалось бы существенно снизить. Но пока мы имеем то, что имеем.

Полностью отказаться от пригородного железнодорожного сообщения тоже нет возможности. Во-первых, в области есть населённые пункты, куда быстрее и выгоднее добираться электричкой. Во-вторых, если люди массово пересядут на автотранспорт, увеличатся пробки, возрастёт нагрузка на дороги. Да и сами автомобильные дороги потребуют больших капитальных вложений.

Где же выход? Власти пытаются достучаться до Правительства РФ с просьбой ввести льготный тариф для пригородных компаний на услуги по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД», аренду у ОАО «РЖД» подвижного состава, а также установить для пригородных пассажирских компаний нулевую ставку налога на добавленную стоимость. Коллективное обращение, подписанное губернаторами шестнадцати областей Центрального федерального округа, уже направлено в российское Правительство.
Даже если руководство «Российских железных дорог» посчитает затратным содержать действующие электрички, власти области в любой момент готовы заменить их автобусами, заверил Николай Калашников.

 

Елена ПЕСЧАНАЯ.
Фото trainpix.org

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина