Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Из Ямала до Прохоровки - на велосипедах

Из Ямала до Прохоровки - на велосипедах12 июля 1943 года в ходе битвы на Курской дуге состоялось крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны. В районе железнодорожной станции Прохоровка наступавшую танковую группировку немцев (4-я танковая армия, оперативная группа «Кемпф») остановил контрудар советских войск (5-я гвардейская армия, 5-я гвардейская танковая армия). С обеих сторон в сражении принимало участие свыше 1200 танков и самоходных установок. За один день противник потерял около 10 тысяч человек и 400 танков и был вынужден перейти к обороне. Это сражение во многом определило победу советских войск в ходе Курской битвы.

Послезавтра на Прохоровском поле пройдут торжественные мероприятия, посвящённые 69-й годовщине танкового сражения. А накануне этой даты в Прохоровку из Салехарда, преодолев три тысячи километров, приехали два велосипедиста - Алексей КОРОТКОВ и Роман АРЕФЬЕВ. Экстремальный велопробег они посвятили маршалу бронетанковых войск Михаилу Ефимовичу Катукову и приурочили к 69-й годовщине Курской битвы и Прохоровского танкового сражения. Корреспондент «Белгородских известий» Сергей ЕГОРОВ расспросил путешественников о тяготах и радостях такой неблизкой дороги.

- Парни, расскажите о себе.
Алексей: Я научный сотрудник музейного комплекса имени Шемановского города Салехарда. С малых лет увлекаюсь военной историей. Пять лет назад прочитал книгу прохоровского автора Валерия Замулина «Курский излом». Она потрясла меня своей откровенностью. Написал Валерию Николаевичу, мы стали общаться, подружились. В прошлом году мне удалось посетить Прохоровку. Для меня это было, можно сказать, Меккой. Вот тогда и возникла идея велопробега.

Роман: Я госслужащий и занимаюсь общественной деятельностью - секретарь первичного отделения «Единой России». Познакомились с Алексеем на партийном собрании. Он предложил пройти 50 километров пешком - примерно столько преодолевали за день солдаты в Великую Отечественную войну. Мы решили попробовать это на себе. Ну а следующим шагом, уже более серьёзным, стал велопробег.

Алексей: Был в нашей акции и ещё один момент. Во время пасхального фестиваля в музее имени Шимановского я встретился с отцом Александром из церкви апостолов Петра и Павла - церковь, кстати, так же называется, как в Прохоровке. Обратился к нему с предложением отслужить заупокойную литию по погибшим. Ещё задумали провезти икону «Господь-вседержитель» из Ямала до Прохоровки. Совершить своеобразный крестный ход - только не пешком, а на велосипеде.

- Вы считаете, что внимания к теме войны сейчас недостаточно?
Алексей: Конечно. Я был поражён, узнав, что в школе на Великую Отечественную войну отводится два часа. Ведь это же безобразие! Как может учитель за два урока донести до детей весь героизм наших воинов? Дочь у меня в этом году сдавала ЕГЭ и сказала, что ни одного вопроса по истории войны там не было. Как такое может быть в стране, победившей фашизм?! Некоторые люди с педагогическим образованием спрашивали у меня: зачем тебе это надо, ведь на Ямале войны не было. Не понимаю, как может педагог говорить такие вещи. Неужели Ямал не часть России? У нас девятнадцать только известных ветеранов, которые воевали на Курской дуге. А сколько неизвестных, которых никто не учёл? Поколение ветеранов уходит, возникает целый спектр реакций: от безразличия к их подвигу до категорического отрицания. Считаю, что сейчас предел уже достигнут, и надо с этим что-то делать.

- Как готовились к велопробегу?
Алексей: Я начал тренироваться где-то год назад. Велотренажёр купил. Вообще я всю жизнь занимался тяжёлой атлетикой, но ведь это совсем другое дело. Хотя потом выяснилось, что тренажёр и велосипед - небо и земля. Дома - это одно. А тут, когда едешь с баулом на 50 литров, прикреплённым к багажнику, - совсем другое. Я на третьей покрышке до Прохоровки доехал. Первые две - просто в лохмотья стёрлись.

- Когда выезжали?
Роман: Девятого июня, в полпятого вечера. Перед отъездом организовали митинг. Пригласили первого заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимира Владимирова, главу Салехарда Ивана Кононенко. Напутственное слово сказал участник войны. Отец Александр передал нам икону, которую предстояло провезти до Прохоровки. Мы положили её в водонепроницаемый пакет и отправились. Стартовали мы, кстати, от стелы «66-я параллель», которой отмечена линия Полярного круга.

- Много ли неожиданностей случилось во время пути?
Алексей: Да они с первого дня начались. Одно дело, когда в штабе планируешь операцию, другое - когда она непосредственно проходит. Например, мы делали ставку на то, что ночевать будем в сельских церквях - и она абсолютно не сработала.

- Почему?
Алексей: Сёла, как выяснилось, обычно находятся в стороне от дороги. А подъезжаем к селу - то ночь уже, то батюшки нет… Правда, в Чувашской республике прожили два дня в Свято-Троицком мужском монастыре в городе Аладыре. Здесь очень интересно получилось. На границе с Мордовией ливень нас застал, промокли абсолютно. И не планировали заезжать в Аладырь, но тут у Романа сломалось колесо, и мы вынуждены были зайти в монастырь. Мокрые, холодные. Монахи нас очень дружелюбно приняли. Настоятель удивился, конечно. Кто, говорит, благословил вас на такое дело опасное? Я бы, говорит, не стал. Удивительная там атмосфера. Как будто время затормозилось.

- Это было приятно ощущать?
Алексей: Да, приятно и необычно. У меня вот часы есть, подарочные, надёжные. Им 15 лет. Никогда не барахлили. Я купался в них - в море, в реках. А в монастыре начали постоянно останавливаться. Как выехали оттуда - опять безотказно работают. Там действительно времени не существует.

Роман: А в городе Лабытнанги, ещё в Ямало-Ненецком автономном округе, мы на дороге нашли гаечный ключ на «десять». Взяли с собой - не было такого. В республике Коми - уже после Ухты - у меня сломался багажник. Вопрос стоял даже о том, чтобы выбрасывать вещи. А остаться без них в самом начале пути…

- Ничего себе начало - тысяча километров!
Роман: Да, но две тысячи ещё впереди! Так вот: сломанный багажник упирался в раму, и можно было её повредить, что совсем нежелательно. Тут-то найденный ключ и пригодился. Если бы не он, не знаю, как вышли бы из положения. Ещё одна приятная случайность - через десять дней после начала пути встретили крестный ход. Это было на реке Юромка в Коми. Они шли третий или четвёртый день. Интересная встреча была.

- Вы вообще часто путешествуете?
Алексей: Часто, но маршрут примерно такой: Салехард-Москва-Хургада. Так что России-то, в общем, и не видим.

- Ну вот, проехали три тысячи километров. Впечатления? Какая Россия?
Алексей: Очень разная. Мы даже не представляли себе, насколько. Ландшафт изменяется каждый день пути. И самое приятное - чем южнее, тем меньше комаров! Здесь у вас вообще рай какой-то!

- Ну, не знаю…
Алексей: Что вы! У нас там закончились все репелленты - как водой обливались. А здесь вообще ими не пользуемся. Если один комар - так это ничего.

- Как люди к вам относились?
Алексей: Помогали - кто чем. В республике Коми, к примеру, нас циклон настиг. Очень жёсткая там погода. Плюс девять и постоянно моросит дождь. Одна бабушка на ночлег пустила. Совершенно незнакомых людей, одетых, как бродяги. Поверила на слово, что икону везём.

- Как бабушку зовут?
Алексей:
Светлана Васильевна. Фамилию не запомнил, к сожалению. Она учитель языка коми в одном маленьком городке с трудновыговариваемым названием.

Роман: Да, не доезжая до города Емвы. Спасибо ей.

- А какие-то конфликтные ситуации в пути возникали?
Алексей: У меня на раме велосипеда всё время травматический пистолет Макарова в открытой кобуре был прикреплён. Внешне он ничем не отличается от настоящего. Я не раз замечал взгляды, которые бросали на наши велосипеды разные маргинальные личности. Но тем дело и ограничилось.

- Да, «Макаров» - весомый аргумент…
Алексей: …А учитывая ещё и нашу дикую внешность…

- Когда вы рассказывали в пути, зачем едете так далеко, вам верили?
Алексей: Чем южнее, тем верили меньше. В Кировской области на ночлег уже перестали пускать. Хоть и просились в сарай или на сеновал. Впрочем, вид у нас был не очень располагающий.

- Как выходили из положения?
Алексей: Да просто в кустах ночевали. Палатка была, но после ежедневных ста пятидесяти километров на велосипеде сил её устанавливать не оставалось. Пока забьёшь эти двенадцать колышков… Так что ложились в спальных мешках, а палаткой укрывались, как одеялом.

- Финансировали велопробег сами? Денег много потратить пришлось?
Алексей: Конечно, семейный бюджет это сильно подрывает. Мне обошлось это примерно тысяч в сорок. Но я охотник, рыбак заядлый, у меня много чего необходимого уже было. А вот Роману больше пришлось потратиться - порядка ста двадцати тысяч.

- Велосипеды не подвели?
Алексей: Конечно, были проблемы. Всех запчастей с собой не возьмёшь. То одно, то другое… Но главное - психология наша изменилась. Приходилось и через себя переступать, через комплексы свои, через гордыню. Даже в межличностном общении. У каждого ведь свои тараканы в голове. Так что выезжал я одним человеком, а приехал - другим.

 

Беседовал Сергей ЕГОРОВ.
Фото автора

 #

Автору

Уважаемый Сергей,статья получилась неплохой и ребята очень интересные. Но вот одна деталь просто режет глаз. Иван Семёнович Шемановский, русский церковный деятель, историк, этнограф, основатель первого музея на Ямале.Очень известная историческая личность и писать его фамилию с орфографической ошибкой как-то совсем не комильфо. Как журналист вы должны были это знать, ну или хотя бы "погуглить"

 
 #

Спасибо, я поправил.

Спасибо, я поправил.

 

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина