Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Партнёры

shuh.jpg

 kino31_160x225.jpg

 Unise.ru

Апологет пленэрного пейзажа

Юрий Чернышев отметил юбилей

Календарь знаменательных дат Белгородчины в 2020 году богат на юбилеи художников: И.Н. Хегай (1930-2011), И.Ф. Чернышев (г.р. 1940), Б.М. Пупынин (1950-2011), В.Ф. Блинов (1940-2006).

9 ноября еще один замечательный белгородский художник, педагог и просто прекрасный человек Юрий Васильевич Чернышев отметил 65-летний юбилей. За этой датой – долгий, непростой и очень насыщенный событиями творческий путь. Уроженец с. Ново-Оскочное Яковлевского района Юрий Васильевич свою жизнь связал с родной Белгородчиной. Был щедро одарен художественно и музыкально, даже окончил музыкальную школу по классу баяна. Но будучи родным племянником известного белгородского художника Ивана Федоровича Чернышева (старшего), он с детства вращался в кругу легендарных белгородских живописцев старшего поколения – А.П. Мамонтова, В.Д. Леуса, В.И. Казака, Р.Ю. Салихова и других. Живо впитывал невероятно манящий запах масляных красок в их мастерских, а, прислушиваясь к горячим творческим спорам, усваивал и первые уроки честного и трепетного отношения к искусству. Выбор юноши был предопределен.
Сегодня за плечами Чернышева младшего (так различают дядю и племянника коллеги) Харьковское государственное художественное училище, художественно-графический факультет Курского государственного педагогического института, аспирантура, работа в домах творчества «Академическая дача» и «Горячий ключ», участие в многочисленных выставках и пленэрах.

Но, несмотря на то, что Юрий Васильевич участник групповых и областных выставок с конца 1970-х годов, в силу разных жизненных обстоятельств в Союз художников России он вступил только в 2012 году. А его первая персональная выставка состоялась лишь пять лет назад к шестидесятилетнему юбилею, на которой автор представил более 50 пленэрных пейзажей.

Можно много рассуждать о том, почему художники избирают для себя тот или иной жанр, посредством которого познают мир, общаются с ним и людьми, выражают мысли о жизни, гармонии. Очевидно, что для Юрия Васильевича Чернышева пейзаж не только непосредственное обращение к природе, общение с ней изобразительно-пластическими средствами, но и его отношение к миру – созерцательное, чувственно-поэтическое, философское.

Когда-то жанр пейзажа считали «низким» по сравнению с многофигурными картинами на возвышенные исторические, мифологические и религиозные сюжеты. И сегодня существует мнение, что если пейзаж более прост в восприятии, более понятен, то вроде бы и не требует от автора высокой квалификации в воплощении. Юрий Васильевич Чернышев относится к тем живописцам, которые во многом опровергают расхожую точку зрения на данный вопрос, доказывая своими произведениями, что это лишь поверхностный взгляд обывателя, стоящего далеко от процесса создания живописного образа непреходящей красоты сельских и городских мотивов.

Выбрав объектом творческого исследования природу, Чернышев на протяжении более 40 лет следует вектору, ориентированному на чувства, размышления, любовь, дающие возможность увидеть нетривиальное в обыденном и привычном. Путь живописца в достижении этого результата непрост и отмечен, как у большинства талантливых людей, обретениями и потерями, падениями и взлетами. Не всем дано пройти подобные испытания, но Чернышев их успешно одолел и доказал личной творческой биографией право сказать свое, уверенное, убедительное живописно-пластическое слово в таком «традиционном» жанре, как пейзаж.

В неустанном стремлении осмыслить и запечатлеть красоту окружающего мира, увиденную в необычном ракурсе через призму привычной повседневности, Чернышев совершает многочисленные творческие поездки по Белгородской, Ярославской и Владимирской областям, в Сергиев Посад, Курск, Липецк, Пролом Баня (Сербия), по местам Святителя Иоасафа Белгородского в Черниговскую и Полтавскую области (Украина). География этих пленэров определена неуемной энергией автора, жаждой свежих впечатлений, ярких ощущений от соприкосновения с новым натурным пространством, страстной потребностью в творческом процессе, желанием постигать и оттачивать профессиональное мастерство в работе на открытом воздухе. На пленэре художник остро улавливает живое, всегда изменчивое дыхание природы, такое же неисчерпаемо глубокое как сам мир.

По словам Юрия Васильевича, «пленэр – это прежде всего общение с природой, она наш учитель. …очень нравится и общение с художниками. Мы учимся друг у друга, делаем замечания, растем. На пленэрах можно увидеть технику исполнения, мастерство коллег из России и зарубежья. Как правило, что-то сразу нравится, хочется попробовать повторить, но спустя время все равно возвращаешься к себе».

Эта верность своему пути особенно заметна при сравнении ранних работ первых пленэров с произведениями последних лет, в которых авторский творческий почерк крепнет, набирая живописную силу: усложняется колористический строй, энергичнее становится манера письма. При этом художник очень тонко чувствует отличия в природе средней полосы, юга и севера России, других стран, характер архитектуры разных мест, влияющей на общий облик окружающего ее ландшафта. Например, комментируя пейзажную серию, привезенную из Сербии, он отмечает, что «сербская природа более звонкая. У нас более сдержанные, глубокие тона, особенно осенние. А там они веселее: красный цвет, голубые дали…».

Пейзажи «Сосны в Утинном», «У брошенной хаты», «Старые дома в Курбе», «Сухарево. Меловые откосы», «Облака над Введенским храмом», «Казанская церковь в Тутаеве», «Церковь Утоли мои печали» и другие привлекают особым эмоциональным состоянием и новизной интерпретации мотивов, типичных для определенной климатической зоны, широко известных достопримечательностей.
Неожиданный ракурс, точный отбор главного в композиции, отсутствие внешних эффектов, тонко созданное состояние в передаче разного времени года и суток, присущие лучшим пленэрным работам Чернышева младшего, – все отражает личность художника, его индивидуальный пластический язык, круг его интересов, способность зарядить зрителя своими чувствами, эстетическими переживаниями, вызванными красотой природы.

Этим заряжаются не только посетители выставок, но и многочисленные ученики художника, ведь преподавательская деятельность, неразрывно связанная с живописью, занимает не менее важное место в жизни Юрия Васильевича. По словам ректора Белгородского государственного института искусств и культуры С.И. Курганского он обладает «не только способностью художественного осмысления окружающего мира и передачи его самых тонких оттенков, но и одарен как педагог». На поприще педагогической деятельности Юрий Васильевич уже многие годы: 15 лет преподавал на кафедре рисунка и скульптуры архитектурно-строительного института Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, а с 2013 года он доцент, заведующий кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Белгородского института искусств и культуры. Художник не только передает свои знания белгородским студентам, но и участвует в вузовских программах по обмену опытом с другими странами: в разные годы представлял свои работы и проводил мастер-классы в Марокко в рамках фестиваля «Детство без границ» (2014), в Китае (2018), участвовал с докладом «Развитие конструктивно-пространственного мышления дизайнеров в процессе обучения» на конференции в Египте (2016).

Административная должность руководителя кафедры, общественная работа в Белгородском региональном отделении Союза художников в качестве заместителя председателя правления, многолетнее профессиональное сотрудничество с Белгородским художественным музеем, казалось бы, не способствуют творчеству. Но не для Юрия Васильевича, для живописи он находит и время, и силы, участвует в пленэрах, представляет работы в экспозициях, организованных Союзом художников, Белгородским художественным музеем. Сейчас к своему юбилею готовит вторую персональную ретроспективную выставку в «Родине» (в конце ноября) с живописными работами разных лет, в том числе созданными в последние три года и рисунками, привезенными из Китая в 2018 г.

По мнению многочисленных коллег по институту, товарищей по творческому цеху – Юрий Васильевич – «энергичный, доброжелательный, человек-праздник, с которым всегда приятно работать». При этом он умеет украсить любую компанию хорошей песней под гитару, создать настроение и особую атмосферу в неформальной обстановке межрегиональных фестивалей и выставок, что несомненно способствует единению и дружбе между художниками разных областей. Эти качества Чернышева младшего лишний раз убеждают, что талантливый человек талантлив если не во всем, то очень во многом!

voznica_s_suvenirami.jpgГалина Половина – заведующая сектором живописи,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства
отдела учета и хранения фондов и
экспозиционно-выставочной работы
yu._chernyshev.jpg

Новости

11.11 Белгородцев приглашают принять участие в IV Всероссийской премии «Ключевое слово»
12.09 Белгородцы продолжают приходить на избирательные участки
11.09 Избирательные участки открылись в Белгородской области
09.09 В Белгородской области прошла профилактическая операция «Перевозчик»
02.09 В Белгороде порядка 100 будущих мам стали участницами обучающих тренингов по правилам безопасной перевозки детей
31.08 Каждый белгородец может изменить жизнь в регионе и стране к лучшему
27.08 Не упусти свой шанс стать лучшим студентом!
27.08 В посёлке Пролетарском Ракитянского района после капремонта отрылся Центр развития ребёнка
26.08 В корочанской Погореловке открыли аллею новорождённых
25.08 Как глоток воздуха
25.08 Вейделевский районный дом детского творчества получил новое оборудование
25.08 . На 2020/2021 учебный год в НИУ «БелГУ» выделят 88 дополнительных бюджетных мест по программам бакалавриата и специалитета
24.08 В Новооскольском городском округе выбрали лучшую сельскую территорию
24.08 В здании железнодорожной станции Прохоровка торжественно открыли экспозицию Юго-Восточной железной дороги