Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Просвещён - значит вооружён

В работе психолога рутины нет - уверена победитель областного конкурса
«Педагог-психолог Белгородчины - 2012» Ксения Лобынцева

Просвещён - значит вооружён Статьи писала, их публиковала, открытые занятия и мастер-классы для коллег проводила, авторские программы разрабатывала… Вот только в конкурсах профессионального мастерства долгое время не участвовала. Спросите, почему? Сама не знает. Первый блин - участие в областном конкурсе «Педагог-психолог Белгородчины-2012» комом не оказался. Педагог-психолог белгородской средней школы № 41 Ксения Лобынцева с первой попытки поднялась на высшую ступень пьедестала почёта.

Меняются дети - меняется работа

Ксения Лобынцева родом из Самары. В 1990-е годы переехала жить с родителями в Белгород. Здесь окончила школу, затем факультет начальных классов (отделение психологии с правом преподавания иностранного языка) Белгородского государственного университета.

Начала свой профессиональный путь как молодой специалист, с отличием окончивший университет, лаборантом, чуть позже - методистом кафедры возрастной и консультативной психологии. «Опыта можно набраться только на практике», - быстро уяснила она для себя и устремилась в школу. Вот уже десять лет будет в августе текущего года, как работает в средней школе № 41.

- Практика даёт очень многое, тем более, что дети сейчас год от года меняются. Меняются дети - меняется и сама работа. Поэтому рутины в нашей работе становится всё меньше, - говорит Ксения Георгиевна. - В профессии педагога-психолога много творческой работы. Это большое поле для саморазвития, где не обойтись без трудолюбия, ответственности, такта и психологического мировоззрения, которые все вместе и способствуют работе с людьми.

Вооружить знаниями

Диагностика, коррекция, профилактика - её работа строится на трёх «базовых китах». Направление первое - диагностическое. Необходимо выявить особенности психического развития детей: познавательных процессов - памяти, внимания, мышления; личностного развития - характер, темперамент; особенности взаимоотношений с одноклассниками, родителями; уровень развития универсальных учебных действий, то есть определить, насколько ребёнок владеет действиями, которые позволят ему самостоятельно учиться и усваивать знания…

В ходе диагностики выявлены отклонения? Ксения переходит к направлению второму - коррекционно-развивающему. Скорректировать несовершенства помогают специальные занятия.

По принципу «легче предупредить, чем лечить» во главе всех направлений стоит третье - информационно-просветительское. Рассчитано оно в первую очередь на родителей и педагогов, повышение их психологической грамотности. Они больше не будут терзать себя вопросами: как взаимодействовать с ребёнком? как справиться с теми или иными особенностями детей? как построить урок и учебную программу в соответствии с уровнем развития универсальных действий детей? как правильно выражать свою любовь? как построить взаимоотношения с детьми, чтобы они хотели учиться? как повысить их самооценку? как сделать так, чтобы он успешно общался со сверстниками? как воспитать успешного и благополучного ребёнка?..

- В работе психолога важна профилактика. Как говорится, просвещён - значит вооружён. Поэтому необходимо вовремя рассказывать о тех трудностях, с которыми могут столкнуться в будущем родители. Если мы «вооружаем» их этими знаниями, возможно, они обратят на них внимание, применят в жизни и не допустят возникновения этих проблем, - говорит Ксения Лобынцева.

Субботний класс

Ксения Георгиевна работает с детьми начальной школы и коррекционными классами. Отсюда и обусловленность тематики её авторских разработок: программа курса развивающих занятий с психологом по предшкольной подготовке будущих первоклассников «Субботний класс» и программа занятий с педагогом-психологом для учащихся 5-х специальных (коррекционных) классов VII вида. Кроме того, она в составе творческой группы участвовала в проведении мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

- «Субботний класс» - это школа для будущих первоклассников. Дети занимаются с учителем, который рассказывает им об основах письма, речи; с учителем физкультуры и психологом, занимающимся развитием их познавательных процессов, коммуникативных навыков, сенсомоторной координации, мелкой моторики руки, - поясняет Ксения Лобынцева.
Согласно исследованиям, проведённым по окончании посещения «Субботнего класса», у многих детей показатели подготовленности к школе значительно повышаются, что успешно сказывается на их дальнейшей учёбе.

С элементами тренинга

Для родителей учащихся начальных классов Ксения Лобынцева организовала «Родительский клуб». Занятий немного - четыре-пять за год. Но, как показывает практика, этого достаточно, чтобы они хотя бы задумались над некоторыми аспектами своих взаимоотношений с детьми.

Взрослые как дети. Их нужно увлечь. Лучший вариант - занятия в игровой форме, с элементами тренинга. Вначале - знакомство. После - исследование. Хотите выяснить, насколько хорошо родители знают своих детей? Предложите заполнить им обычную анкету. Спросите, например, о любимых сказке, цвете, мультфильме, сладости ребёнка… Анкета заполнена, дело за сверкой. Придя домой, родители зададут своему малышу те же вопросы. После проверят, совпали ли их ответы с предпочтениями детей.

- Многие родители осознают, что они знают своих детей не так хорошо, как им кажется, что вкусы у современного ребёнка изменились, - поясняет Ксения Георгиевна. - Не всегда у родителей есть время, чтобы быть в курсе всех жизненных событий своих детей. Если в начальной школе мы поспособствуем тому, чтобы родители это осознали, тогда в средней и старшей школе у них меньше будет сложностей с общением, доверием своих детей.

Свинский родитель

Хотите узнать больше о родителе? Предложите ему простое упражнение - проиграть несколько фраз, которые можно трактовать по-разному: «морщины на лбу», «Я бы никогда в жизни...», «Если бы я был (а) на твоем месте...», «Ты осмелился (лась)?!», «Ну и что?..»…

- Родители сразу думают, что эти фразы обвинительные, ругательные, и окрашивают их в негативные тона. А на самом деле морщины на лбу могут появляться от удивления и восторга. Точно так же и другие фразы можно продолжить с позитивным подтекстом, привнеся в них нотки удивления, - поясняет психолог. - Именно тот контекст, который родители выбирают чаще, и свидетельствует о родительских позициях: авторитарной или равноправной. На наших занятиях подавляющее количество родителей выбирают всё же авторитарный контекст.

Получив листы бумаги, краски или карандаши, родители принимаются рисовать «свинского родителя». Изобразив «свина» с характерными для него негативными чертами, родители трансформируют его так, чтобы он утратил свои отрицательные черты. Они дорисовывают ему улыбку, шарики, возможно, его друзей…

- Так восприятие себя как «свинского родителя» меняется на восприятие себя позитивного, готового любить, проявлять правильно эту любовь по отношению к своим детям, - отмечает Ксения Георгиевна.

По её мнению, нельзя рассматривать воспитание как принуждение, подавление личности ребёнка. Всегда можно и нужно добиваться целей воспитания, сотрудничая со своим ребёнком.

Заряжает энтузиазмом

Заповедь врачебной и психологической этики - «Не навреди» - основное кредо, которым руководствуется Ксения Лобынцева в своей работе.
- Неважно, работаешь ты с детьми или взрослыми, всегда психолог должен бережно относиться к чувствам, внутреннему миру другого человека. Не нужно вторгаться туда, куда тебя не пускают, - говорит Ксения Георгиевна.

Большой объём работы педагога-психолога в школе иногда кажется невыполнимым. В такие минуты Ксении Георгиевне помогает её ответственность и понимание того, что она и её работа кому-то нужны, востребованы, а главное - могут помочь. Особенно отрадно ей, когда она видит блеск в глазах детей, их заинтересованность, сдвиги и изменения, происходящие в их развитии.

Результат достигается не одним и не двумя занятиями. Бывает, конечно, что и одной консультации достаточно, чтобы ребёнок изменил своё поведение, восприятие другого человека. Но это - единичные случаи.
- В основном наша работа - планомерная, достаточно длительная. Но когда усилия приносят результат, это вдохновляет, заряжает тебя энтузиазмом, - подчёркивает она.

Зависят от компьютера

Из своей практики и личных наблюдений за современными детьми Ксения Лобынцева выделяет несколько особо актуальных в детской среде проблем. Прежде всего - проблемы произвольности. Не каждый ребёнок, поступающий в первый класс, умеет регулировать своё поведение, замечания учителя провоцируют вспышки агрессии, неумение следовать правилам игры, нарушения дисциплины, конфликты с одноклассниками. Кроме того - проблемы в семье. Если быть точнее - нарушенные взаимоотношения родителей и детей. Часто именно с началом учёбы родители понимают, что не всегда могут найти общий язык со своими детьми, не всегда в курсе их интересов и проблем.

Дети стали компьютеро- и гаджетозависимыми. Порой они так много времени проводят за компьютером, что не делают различия между игрой и реальностью. Интернет даёт ребёнку ощущение анонимности, безличности, защищённости, и у него складывается иллюзия, что только в социальных сетях есть люди, которые его понимают. Поэтому дети погружаются в виртуальный мир и «пропадают» в нём, теряя интерес к «живому» контакту.

- Родители не всегда понимают всей опасности проведения такого количества времени за компьютером. Вовсе не значит, что надо полностью оградить ребёнка от компьютера. Есть достаточно познавательные и развивающие игры. Надо следить за временем пребывания ребёнка за компьютером и интересоваться тем, во что играет ребёнок, что он для себя выносит из этой игры, посещения того или иного сайта, - говорит Ксения Лобынцева.

Сделать скучное интересным

Но вернёмся к конкурсу. Два этапа. Первый - заочный. Надо предоставить папки с бумагами, среди которых - резюме и разработка занятия. Ксения Лобынцева направила на суд жюри проект-занятие о родительской любви и вариантах её выражения.

Второй тур - очный. Сложнее предыдущего. Необходимо провести мастер-класс. На всё - 12 минут. Тема не из лёгких - «Использование интернет-технологии веб-квеста в работе педагога-психолога с родителями в аспекте реализации ФГОС II поколения».

Веб-квест - сайт, создаваемый психологом, в основе которого - проектная методика. Родителям даётся задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме и решить определённую проблему, используя материалы интернет-ресурсов. По завершении квеста родители представляют либо собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

На мастер-классе Ксения Георгиевна ознакомила других психологов-конкурсантов с тем, как можно использовать эту технологию в работе с родителями, как она позволяет сделать информационную составляющую просветительской работы, которая может быть не всегда интересна для восприятия, увлекательной и не занимающей много времени на её изучение.

- Интернет даёт нам возможность поместить в нём сайт, дать родителям ссылки для того, чтобы они изучили волнующий их вопрос, выполнили задания, - рассказывает Ксения Лобынцева. - Например, исследовать какую-либо актуальную для них проблему они могут с точки зрения различных ролей - в качестве историка, художника, журналиста, педагога, психолога… И проходя квест в такой форме, они получают информацию из разных источников. Кроме того, они делают всё самостоятельно и могут в процессе прохождения общаться друг с другом, в результате чего как раз и формируется информационная и коммуникативная компетентность родителей.

 

Ольга МУШТАЕВА.
Фото Михаила МАЛЫХИНА

 #

молодец,есть все таки у нас

молодец,есть все таки у нас хорошие специалисты. А за победу в конкурсе ни фига не получила, какой смысл участвовать? А за бугром бы ценили, человеком была.

 

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина