Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Художник ищущий

Глубокомысленная живопись Евгения Поленова представлена вниманию белгородцев

Художник ищущийРетроспективную выставку «Миры Евгения Поленова...» открыли в Белгородском государственном художественном музее в минувшую среду. Экспозиция посвящена 75-летию со дня рождения белгородского художника и предваряет вечер памяти, который планируют провести 13 сентября.

Художник, философ и психолог от искусства, Евгений Васильевич не дожил до своего дня рождения (12 августа) немногим меньше месяца. Он скончался в июле 2006-го, оставив после себя удивительные произведения искусства, открывающие зрителю духовный и психологический, даже онтологический, поиски мастера. Их он предпринимал всякий раз, начиная картину, и подобно демиургу творил собственные миры, прекрасные и глубокомысленные.

14 живописных произведений - пейзажи, натюрморты и, конечно, портреты, написанные в период с 60-х по «нулевые» годы, - из фондового собрания БГХМ составили основу выставки. Также не поленитесь - спуститесь на этаж ниже - в постоянной экспозиции музея «Отечественное искусство XX-XXI веков» в разделе «Художники Белгорода» вы обнаружите автопортрет их автора и ещё несколько его работ.

Творчество флорентийского живописца эпохи раннего Возрождения Томмазо Мазаччо и других ренессансных мастеров, русская иконопись и сложившиеся отчасти под её влиянием художественные принципы Кузьмы Петрова-Водкина - едва уловимая связь только на первый взгляд разных традиций послужила формированию уникального стиля автора белгородского. «Миры Евгения Поленова…» достаточно полно представляют особенности его живописно-пластического языка. Субъективно: композиция картины проступает лишь во вторую очередь. Внимание на себя перетягивает её колорит, построенный на контрасте, - погружаешься в эти сочетания и переходы, попадаешь под впечатление от общего эффекта. Красный, охристый, синий, кобальтовый зелёный - гамма торжественная, тональность, устанавливающая связь между художником и иконописцами. Ещё одна из главных черт - монументализация образа - укрупнённость форм, широкие плоскости - такая манера органична, скорее, для росписи зданий. В станковой живописи Евгения Васильевича отразилась его склонность и к декоративно-монументальному искусству. К слову, вместе с Виктором Блиновым он выполнял росписи, мозаики и рельефы, некоторые из них по сей день украшают фасады и интерьеры белгородских зданий - мозаика на фасаде детско-юношеской спортивной школы № 4, декоративная композиция в вестибюле музея-диорамы, например.

В творчестве Поленова жанровой доминантой выступает потрет. В экспозиции представлены портреты известных белгородских художников Владимира Козьмина и Виктора Иванчихина, дочери председателя местного отделения Союза художников России Станислава Дымова Юлии, собственной девочки Юли в раннем возрасте и подростковом (что позволяет увидеть динамику)… Поражают глаза портретируемых - вдумчивые и будто слепые: человек словно погружён вовнутрь себя - и не тронутый улыбкой рот… В пространстве картины «прорастают» их мысли и бессознательные образы, кубированные (близость к Пабло Пикассо) и множащиеся - художник сбрасывает внешние оболочки и заставляет увидеть вещи «обнажёнными», в их неприкрытом виде...

- На протяжении всей жизни Евгений Васильевич при помощи портрета изучал человеческую сущность, - делится учёный секретарь БГХМ, лично знавший живописца, Александр Витохин. - Обратимся к портрету Владимира Козьмина. В жизни весёлый, очень жизнерадостный, жуир, но какой колоссальный драматизм чувствуется в его фигуре, изображённой Поленовым. Гениальное предвидение художника - за некой обманчивой внешней лёгкостью он разглядел личность глубоко трагичную. Чернильно-фиолетовый, тёмно-синий - мрачные тона (светлые всполохи редки и лишь на фоне) подчёркивают и усиливают такое восприятие. Все знавшие Козьмина были поражены - казалось, полное несоответствие реальному положению дел… Да, Поленов прозревал поистине шекспировские страсти, ставил перед собой крайне высокую планку и достиг её.

Вечер памяти Евгения Поленова планируют провести 13 сентября.

 

Екатерина ШАРОНОВА.
Фото Михаила МАЛЫХИНА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина