Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Первый инженер России

Владимир Григорьевич Шухов творил в оригинальном русском стиле

Первый инженер РоссииПервый инженер РоссииПервый инженер РоссииВладимира Григорьевича Шухова в начале ХХ века называли только так: первый инженер России. Этим высоким званием он обязан тому, что с самого начала своего инженерного пути отказался от подражания и повторения иностранных образцов и стал творить в оригинальном, русском стиле, опираясь на лучшие традиции Ломоносова, Менделеева, Казакова, Кулибина.

Природа щедро одарила Владимира Григорьевича талантами. Поражает воображение простое перечисление сфер его деятельности. По системе Шухова были созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, резервуары для хранения нефти, керосина, бензина, спирта, кислот, насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы-холодильники, дебаркадеры, ботопорты, мины…

Плодотворный союз

Владимир Григорьевич Шухов родился 16 (28) августа 1853 года в тихом провинциальном городе Грайворон, тогда Белгородского уезда Курской губернии. Его отец, Григорий Петрович Шухов, происходил из рода, в котором на протяжении многих поколений мужчины были офицерами русской армии. Он закончил юридический факультет Харьковского университета. Благодаря своему образованию, решительному и твёрдому характеру, честности, трудолюбию и обаянию Григорий Петрович довольно быстро сделал блестящую карьеру. Уже в 29 лет он был произведён в титулярные советники и получил бронзовую медаль на Владимирской ленте в память о Крымской войне 1853-1856 годов. Небезынтересно, что Григорий Петрович Шухов, будучи совсем молодым человеком, едва разменявшим третий десяток, был какое-то время грайворонским городничим. Ещё через восемь лет Григория Петровича перевели на работу в Петербург, где вскоре произвели в надворные советники. Мать Владимира Григорьевича Вера - дочь подпоручика Капитона Пожидаева, владевшего маленьким имением в Щигровском уезде Курской губернии.

В 1864 году, в одиннадцатилетнем возрасте, Володя Шухов поступил в Петербургскую гимназию. В гимназии Владимир проявил способности к точным наукам, особенно к математике. Однажды на уроке он доказал теорему Пифагора способом, который сам придумал. Учитель отметил оригинальность доказательства, но поставил двойку за отступление от догмы.

Гимназию Владимир закончил в 1871 году с блестящим аттестатом. Выбор профессии был однозначным. Кроме выдающихся математических способностей, у Володи Шухова была уже к той поре мечта стать инженером, практической деятельностью способствовать развитию России.
По совету отца он поступил в Московское Императорское техническое училище. МИТУ в те годы было учебным заведением, где предоставляли возможность получить фундаментальную физико-математическую подготовку, приобрести глубокие знания по другим теоретическим дисциплинам и одновременно овладеть прикладными ремёслами, столь необходимыми инженеру-практику. Владимир Шухов был зачислен в «казённокоштные воспитанники» и жил самостоятельно в казённых дортуарах, изредка навещая родителей, которые в то время жили в Варшаве.

Учиться в МИТУ было непросто: строгий режим и казарменная дисциплина. Но строгости являлись не самоцелью, а побуждали к прилежной и добросовестной учёбе. От воспитанников требовали отличного усвоения физико-математических знаний, на основе которых инженер имеет всё для своего дальнейшего самостоятельного роста. Приученный родителями к самостоятельной и скромной жизни, Владимир Шухов упорно занимался физикой и математикой, работал в читальном зале, чертёжной, столярной и слесарной мастерских.

Училище Шухов закончил в 1876 году с отличием и золотой медалью. В знак признания его выдающихся способностей он был освобождён от защиты дипломного проекта. Академик Пафнутий Чебышев сделал молодому инженеру-механику лестное предложение о совместной научной и педагогической работе в университете. Однако Владимира Григорьевича привлекали не теоретические исследования, а практическая инженерная и изобретательская деятельность. Он отказался от предложения, и в составе научной делегации в порядке поощрения был командирован Советом училища для ознакомления с достижениями промышленности в Америку, на Всемирную выставку, проводимую в честь празднования столетия независимости Соединённых Штатов. Выставка открывалась в Филадельфии, в Фермоунт-парке, на берегах живописного озера, в мае 1876 года. На выставке он познакомился с Александром Вениаминовичем Бари, который уже несколько лет жил в Америке, участвовал в строительстве Главного и других зданий Всемирной выставки, заведуя всеми «металлическими работами», за что получил Гран-при и золотую медаль.

Вернувшись из Америки в 1877 году, Владимир Шухов поступил на работу в чертёжное бюро Управления Варшавско-Венской железной дороги в Петербурге. После ярких впечатлений от заокеанской поездки начались будни: работа над чертежами железнодорожных насыпей, станционных зданий, локомотивных депо. Эти навыки в последующем весьма пригодились, но работа без возможности творчества угнетала. Под влиянием друга семьи Шуховых, хирурга Николая Пирогова, он поступил вольнослушателем в Военно-медицинскую академию.

Летом этого же года Александр Бари с семьёй вернулся в Россию и, став главным инженером Товарищества братьев Нобель, начал заниматься организацией наливной системы перевозки и хранения нефти. Оценив творческий потенциал Владимира Шухова ещё в Америке, Бари пригласил его возглавить отделение фирмы в Баку - новом центре быстро развивающейся российской нефтяной промышленности. В 1880 году Бари основал в Москве свою строительную контору и котлостроительный завод, пригласив Шухова на должность главного конструктора и главного инженера. Так начался плодотворный союз блестящего менеджера и талантливого инженера. Он продолжался 35 лет и принёс России огромную пользу.

«Азбука» изобретений

Все инженерные и научные решения Владимира Шухова основаны на опыте народа, на достижениях русских учёных: Жуковского, Чебышева, Чаплыгина, Летнего, Марковникова. Оригинальность и прогрессивность его инженерных решений дали возможность России противостоять экспансии иностранной технической мысли и на много лет обогнать её. «Человек-фабрика» называли его при жизни, потому что он всего лишь с несколькими помощниками смог совершить столько, сколько по силам десятку НИИ. Итак, вот неполная «азбука» Шухова - то, что изобретено, рассчитано и создано им.

А - авиационные ангары.

Б - баржи нефтеналивные, батопорты (огромные гидротехнические затворы).

В - воздушно-канатные дороги, так популярные на горнолыжных курортах Австрии и Швейцарии; первые в мире свободно висячие металлические перекрытия цехов и вокзалов; водонапорные башни; водопроводы в Москве, Тамбове, Киеве, Харькове, Воронеже.

Г - газгольдеры (газохранилища).

Д - доменные печи, высотные дымовые трубы из кирпича и металла.

Ж - железнодорожные мосты через Енисей, Оку, Волгу и другие реки.

З - землечерпалки.

К - котлы паровые, кузнечные цехи, кессоны.

М - мартеновские печи, мачты электропередач, меднолитейные цехи, мостовые краны, мины.

Н - нефтяные насосы, позволившие добывать нефть с глубины 2-3 км, нефтеперегонные установки, первый в мире нефтепровод длиной 11 км!!! Он был построен в Баку: «Балаханы - Черный город».

П - пакгаузы, специально оснащённые порты.

Р - первые в мире цилиндрические радиобашни, в том числе всем известная - Шуховская в Москве.

Т - танкеры, трубопроводы.

Ш - шпалопрокатные заводы.

Э - элеваторы, в том числе «миллионники» в Саратове и Козлове.

Каждая «буква» включает множество вариантов и типов. Каждая из них могла бы стать предметом национальной гордости любого народа. Ведь, например, весь нефтяной Азербайджан смог подняться и держится сейчас только благодаря изобретениям русского инженера Владимира Григорьевича Шухова. Да что там Азербайджан - российская промышленность поднялась из разрухи в 1920-30-е годы во многом благодаря его изобретениям и инженерным разработкам. Он никуда не эмигрировал и презирал эту мысль.

Он всегда был только с Россией! Шухов блестяще владел тремя иностранными языками, считал для себя невозможным сидеть в присутствии женщины; он сделал сотни изобретений, но запатентовал только 15 из них - было некогда этим заниматься. И написал лишь 20 научных работ, потому что работал и работал - на практику, на жизнь, которая постоянно подбрасывала ему новые задачи.

Кстати, первыми, кто украл патент Шухова на нефтеперегонную установку, были американцы. Ведь эта установка открывала новую эру в переработке нефти и получении из неё бензина и всех остальных составляющих. Американскими «изобретателями» такой установки называли себя Бартон, Даббс, Кларк, Холл, Ритман, Эбил, Грей, Гринстит, Макком, Айсом. О патентах Шухова Америка «не вспоминала». Вторыми, кто украл его изобретения, были немцы. А когда Шухов, возмущённый бесцеремонным воровством его уже реализованных в России идей нефтяных резервуаров, написал некому немецкому инженеру Штиглецу письмо, то получил милый ответ: «Вряд ли известному инженеру Шухову будет особенно важно признание за ним и этого вопроса». Вот так «цивилизованные страны» поступали с русскими изобретателями.

Но всё-таки потрясли Шухова в этом смысле американцы. И не какие-то заокеанские прохиндеи, а вполне солидные богатейшие люди. В 1923-м голодном году в Россию к Шухову приехала комиссия Синклера - конкурента Рокфеллера по нефтяному бизнесу. Официальная цель комиссии - выяснить действительный приоритет изобретения крекинга, то есть той самой нефтеперегонки. Синклер был недоволен, что Рокфеллер присвоил право им пользоваться только для своей компании. Шухов в беседе, с документами доказал свой приоритет. Знаете, что сделали «уважаемые» американцы? Они в конце беседы вынули из портфеля пачки своих долларов и положили перед Шуховым сумму в 50 000. В общем, решили, что русский гениальный инженер тут же распластается перед их деньгами. Шухов побагровел и ледяным голосом сказал, что его устраивает зарплата, которую он получает от российского государства, и господа могут забрать деньги со стола.

Первый нефтепровод

В 1878 году Шухов построил первый в России нефтепровод, разработал конструкцию цилиндрического резервуара с тонким днищем на песчаной подушке и ступенчатой толщиной стенок (современные резервуары строятся по тому же принципу) и форсунку для горения мазута. В последующие годы Шухов создал различные насосы, запроектировал и построил нефтеналивные суда, установки для переработки нефти, а также открыл принцип крекинга нефти, создал систему московского водоснабжения (1887-1890 годы).
Именно Шухов изобрёл новый водотрубный котёл в горизонтальном и вертикальном исполнении (знаменитые «Паровые котлы Шухова»). В 1896 году начато их серийное производство.

В 1892 году Шухов построил свои первые железнодорожные мосты. В последующем он спроектировал несколько типов мостов (с пролётами от 25 до 100 метров), на основе этих типовых решений под его руководством было построено 417 мостов на различных железнодорожных линиях.
Шухов разработал конструкции покрытий самого различного назначения. Известны арочные покрытия таких строений, как московский магазин ГУМ и Петровский пассаж, гостиница «Метрополь», дебаркадер Киевского вокзала в Москве, и других. В 1895 году Шухов подаёт заявку на сетчатые покрытия (сетки из полосовой и уголковой стали с ромбовидными ячейками). На Всероссийской промышленной выставке фирма Александра Бари по проектам Шухова построила четыре павильона с висячими покрытиями.
По принципу сетчатых конструкций Шухов разработал конструкцию сетчатой башни гиперболоидного типа и широко использовал такое конструктивное решение в водонапорных башнях, опорах линий электропередачи, мачтах военных кораблей. Наибольшую высоту среди гиперболоидных башен имела башня маяка в г. Херсоне (68 метров).

Дальнейшей модификацией идеи сетчатых гиперболоидных конструкций стала конструкция радиобашни на Шаболовке (Москва), построенной Шуховым в 1919-1922 годах. Интересно, что, получив в 1919 году по постановлению Совнаркома заказ, Владимир Григорьевич предложил проект радиомачты из девяти секций общей высотой около 350 метров. Это превышало высоту Эйфелевой башни, высота которой 305 метров, но при этом Шуховская башня получилась в три раза легче. Острая нехватка металла в разорённой стране не позволила реализовать этот проект. Его пришлось изменить. Существующая башня из шести гиперболоидных секций общей высотой 152 метра была возведена с помощью изобретённого Шуховым уникального метода «телескопического монтажа». Долгое время башня оставалась самым высоким сооружением в России. Старые москвичи до сих пор называют эту башню Шуховской.

По проектам Владимира Шухова в нашей стране и за рубежом сооружено около двухсот башен оригинальной конструкции. Последней работой Шухова в области строительной техники стало сохранение архитектурного памятника - минарета знаменитого медресе в Самарканде (XV век). По проекту Шухова и под его руководством накренившийся после землетрясения минарет был выправлен с помощью своеобразного «коромысла».

Чем больше узнаёшь о делах и трудах Владимира Григорьевича Шухова, тем больше поражаешься гению этого русского инженера и учёного. Кажется, здесь уже столько было перечислено его уникальных изобретений и проектов! Но этот перечень можно продолжать и продолжать. Мы не упоминали ещё ни маяки его конструкции, ни плавучие ворота сухого дока, ни платформы для тяжёлых орудий, ни трамвайные депо… Причём многие из разработок Владимира Григорьевича таковы, что будь они единственными из того, что сделал инженер, всё равно его имя осталось бы навсегда в истории науки и инженерного искусства.

 

Публикация подготовлена
по материалам сайта http://shukhov.bstu.ru.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина